Физиологические механизмы терморегуляции формируются еще в период внутриутробного развития. Однако к моменту рождения они не успевают полностью сформироваться. Их несовершенство выражается в том, что температура тела новорожденных непостоянна. Сразу же после рождения она равна 38°С или даже чуть выше. Через 2—3 ч она снижается до 36—36,5°С и только спустя 12—14 ч после рождения температура несколько стабилизируется. Однако и в дальнейшем у грудных детей она часто колеблется. Это наблюдается при купании, при кормлении, во время движений, при различных эмоциях. В это время начинают функционировать физиологические механизмы как химической, так и физической терморегуляции. Более совершенны механизмы химической терморегуляции (теплообразования).
Грудные дети относительно легко переносят понижение температуры на теле на 3—5°С, но очень болезненно реагируют на ее повышение даже на 1—2°С. Повышение у них температуры тела более чем на 2°С создает угрозу для жизни. Формирование физиологических механизмов в основном заканчивается к 3 годам, а в дальнейшем происходит их совершенствование.
У детей школьного возраста в деятельности механизмов терморегуляции имеют место специфические особенности. У подростков иногда возникают особые температурные состояния, так называемые хронические гипертермии. Наиболее часто они наблюдаются в 12—14 лет; при этом у подростков повышается температура тела. Чаще они возникают у ослабленных детей, при врожденных или приобретенных нарушениях обмена веществ, при вегетативных неврозах, при склонности к аллергическим реакциям.
Различают несколько видов хронической гипертермии. Двигательная гипертермия возникает после интенсивной мышечной деятельности: после подвижных игр, физической работы, занятий физкультурой и т. п. Повышенная температура сохраняется примерно в течение 1 ч после прекращения движений и затем возвращается к исходному уровню.
Психогенная гипертермия сопровождает эмоциональные напряжения. Она часто возникает у легко возбудимых детей. Причиной ее возникновения могут быть самые обыденные события: переживания перед ответом по трудному предмету, перед контрольной работой, публичным выступлением и т. п. Повышенная температура при этом может сохраняться несколько дней.
Хроническая гипертермия наблюдается иногда у подростков в период полового созревания. В этом случае она обусловлена изменениями в деятельности желез внутренней секреции. В этот период в течение нескольких месяцев может сохраняться повышенная температура.
Главная особенность терморегуляции у детей и подростков заключается в том, что обеспечение постоянства температуры тела требует очень большого напряжения всех физиологических механизмов. А когда их мощностей не хватает, наступают различные нарушения в организме. Чем же объясняется тот факт, что для сохранения температуры тела детей и подростков требуется большое напряжение всех терморегуляторных механизмов? В качестве основных причин следует указать две.
Во-первых, у детей гомойотермное ядро относительно больше, чем у взрослых. Поэтому возможности ограничения теплоотдачи за счет изменения соотношения объемов ядра и оболочки у них невелики; теплоотдача у детей и подростков происходит более интенсивно.
Этому способствует еще и особенность их кожи. У детей она тоньше и богаче кровеносными сосудами. Вследствие этого температура ее выше, а следовательно, и сильнее теплоотдача.
Во-вторых, у детей большая относительная поверхность тела, от которой зависит уровень теплоотдачи (Относительная поверхность тела — это площадь кожной поверхности, приходящаяся на 1 кг массы тела).
У школьников относительная поверхность тела во много раз больше, чем у Поэтому при прочих равных условиях они, теряют тепла больше, чем взрослые. К этим же причинам нужно отнести и еще недостаточное совершенство их физиологических механизмов терморегуляции. То или иное температурное воздействие вызывает в растущем организме более существенные и глубокие изменения, чем в организме взрослого. При этом и возврат всех функций к исходному состоянию у детей и подростков происходит более медленно.
И наконец, более интенсивной теплоотдаче у детей способствует более обильное потоотделение. У школьников в состоянии покоя за сутки в пересчете на 1 кг массы их тела выделяется почти в 10 раз больше пота, чем у взрослых. На испарение пота также расходуется дополнительное тепло, что в свою очередь усиливает теплоотдачу, и сохранение постоянства температуры тела затрудняется.
Все это в совокупности и объясняет сложность терморегуляции у детей и подростков. Все вышеизложенное можно сформулировать следующим образом: трудности регуляции теплообмена у детей школьного возраста обусловлены высокой теплоотдачей и недостаточностью возможностей ее организма.