Системная трансформация на основе многовекторной стратегии




При формировании и реализации промышленной политики определяется система приоритетов как средства достижения главной стратегической цели, с учетом условий решения существующих проблем развития государства и задействования всех имеющихся и привлеченных ресурсов. В долгосрочной перспективе эта система приоритетов будет меняться, однако указанные ниже позиции должны быть неизменными на протяжении длительного периода ее реализации. Это:

-инновационное направление преобразований за счет развития науки, технологий, ускорения внедрения в производство научно-технических разработок, прежде всего — новых технологий и оборудования, новых видов промышленных товаров;

-ориентация на полное удовлетворение потребностей человека, стимулирование производств, ориентированных на рынок потребительских товаров и обеспечение промышленными товарами отраслей, непосредственно выходящих на удовлетворение потребностей населения;

-опережающее развитие наукоемких областей;

-развитие экспортного потенциала, прежде всего наукоемких областей.

 

Многогранность промышленного производства Украины, разнообразие его продукции требуют применения многовекторной стратегии развития. Приемлемыми и с определенными оговорками целесообразными для нас являются все известные на сегодня стратегии развития. «Использование природных ресурсов» — для отдельных секторов базовых отраслей, в связи с наличием в Украине залежей ряда рудных запасов и источников возобновляемого сырья; «преследование» («копирование») — для отраслей и предприятий, имеющих важное значение для развития национальной экономики (автомобилестроение, двигателестроение, химическая промышленность и пр.) и на нынешнем этапе не имеющих возможности быстро создать собственную конкурентоспособную продукцию; «передовых рубежей» («лидерных технологий») — для предприятий оборонной, аэрокосмической, судостроительной промышленности, химического, тяжелого и энергетического машиностроения, индустрии информационных технологий (такой же стратегии должны придерживаться и отдельные уникальные производства, уже сейчас являющиеся инновационными лидерами); «прорывная», базирующаяся на концепции «обгонять не догоняя», — для отдельных предприятий и объединений, способных инкубировать принципиально новые типы продукции или продукцию, опережающую существующие образцы техники на одно-два поколения.

Общим для каждой из этих стратегий является достижение нового технологического уровня.

Украине необходима системная трансформация промышленности, охватывающая важнейшие аспекты: управленческий, структурный, институциональный, научно-технологический и технический, инновационно-инвестиционный, торговый, финансово-кредитный, социальный, внешних связей, экологический и пр.

 

Реформирование системы управления в промышленности.

Следует провести на всех уровнях. На высшем, исходя из новой роли промышленности и изменения ее места в обществе, необходимо создать полномочный орган государственного управления промышленным развитием страны.Второй уровень управления соответствует подразделениям этого органа. Здесь нужны функционально и рыночно ориентированные звенья, охватывающие базовые этапы инновационно-инвестиционного цикла. Отраслевые функции должны в максимальной степени перейти к низшим уровням управления, что позволит формировать новые организационно-управленческие отношения.

Для этих уровней необходимо создать систему научного обеспечения принятия управленческих решений.

На третьем уровне системы управления — в корпорациях, холдингах, финансово-промышленных группах и иных объединениях — основные реформы должны связываться с оптимизацией нормативно-правовой базы.

На всех уровнях, в частности и на уровне предприятий, следует совершенствовать методы и качество управления за счет внедрения современных стандартов управления, повышения квалификации кадров, применения компьютерных и интеллектуализированных систем поддержки принятия решений.

Структурная политика направлена на оптимизацию промышленной структуры, ликвидацию деформаций. Она преследует цель формирования оптимальной структуры выпуска промышленной продукции и рационального баланса производственных мощностей.

Приоритетными при реализации этой политики должны стать:

-освоение производства продукции, обеспечивающей стратегическую независимость государства от импорта;

-переход к созданию и организации производства систем машин, способных комплексно решать задачи экономического и социального развития на принципиально новом уровне, прежде всего — в агропромышленном комплексе;

-стимулирование развития наукоемких областей: микроэлектроники, авиа-космической, автомобильной и т. п.;

-ускорение развития легкой промышленности, машиностроительных и приборостроительных отраслей, прежде всего ориентированных на удовлетворение потребностей потребительского рынка, пищевой промышленности и пр.;

-становление и развитие новых для Украины отраслей: производство собственных компьютеров, информационных и программных технологий;

-адаптация производства к активному рыночному спросу;

-санация и перепрофилирование производств неперспективных видов продукции;

-расширение продажи технологий;

-расширение базы экспортного сектора промышленности;

-переоснащение предприятий для производства импортозаменяющей продукции.

Подобная политика должна изменить структуру промышленного производства с учетом смежных отраслей.

Главная задача институциональной политики — формирование новых, объединенных эволюционным процессом отношений. Для этого необходимы шаги в следующих направлениях:

-стимулирование создания технологических, сетевых, интеллектно-сетевых и смешанных промышленных отношений, структуризация и реструктуризация отраслей на основе использования комплексных критических технологий, в частности технологий двойного назначения, с формированием стратегически важных промышленных технологических комплексов территориального, отраслевого, межотраслевого, национального и транснационального уровней (промышленно-финансовых групп, холдинговых компаний, концернов, корпораций, консорциумов, технопарков, технополисов и т. п.).

-развитие важных для Украины отраслей с доведением их до мировых стандартов инновациями и инвестициями и созданием условий для подтягивания до их уровня прочих субъектов предпринимательской деятельности;

-дальнейшая реструктуризация собственности, совершенствование системы управления ею, углубление эффективного разгосударствления и приватизации, возвращение в государственную собственность (или увеличение государственной доли) приватизированных убыточных предприятий за счет процедур банкротства и санации, сбалансирование развития разных форм собственности;

-конверсия и реконверсия предприятий, диверсификация производства;

-выборочная защита предприятий в период их вхождения в рыночную систему;

-широчайшее развитие предпринимательства, создание совместных, малых и средних предприятий, оптимизация соотношения больших, средних, и малых предприятий разных форм собственности, предоставление и поддержка автономии предприятий, создание оптимизированной рыночной инфраструктуры;

-создание и развитие инвестиционной инфраструктуры, защита и развитие научно-технологической и научно-технической инфраструктуры;

-совершенствование сети научно-технического и научно-технологического обеспечения и защиты интеллектуальной собственности, создание условий для непрерывности образования, подготовки и переподготовки кадров для новых отношений в промышленности;

-создание отраслевой финансово-кредитной инфраструктуры; совершенствование сети и методов работы коммерческих банков, страховых, инвестиционных и лизинговых компаний и т. п.

Политика в сфере инноваций и инвестиций направлена на обеспечение модернизации и структурной перестройки промышленности. Основными ее направлениями являются:

-формирование научного задела и выборочная поддержка целевых исследований по государственным заказам;

-создание эффективной системы объединения достижений науки, технологии, производства и рынка;

-стимулирование опережающего развития производств, основанных на новых технологических отношениях;

-выборочная поддержка развития принципиально новых энерго- и ресурсосохраняющих технологий, создание новых поколений техники, прежде всего — интегральных систем машин для приоритетных отраслей;

-обеспечение опережающего роста производства наукоемкой продукции, предназначенной для экспорта;

- использование в гражданских отраслях научно-технических достижений оборонного комплекса;

-расширение межгосударственных научных связей и интеграция научно-технического потенциала промышленного комплекса в мировые хозяйственные связи;

-обеспечение материального наполнения инвестиционного рынка, прежде всего прогрессивными технологиями, станками, оборудованием, средствами автоматизации, что требует первоочередного развития станкостроения, электротехники, приборостроения и межотраслевых производств;

Особенно важным является совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования и развития промышленности. Необходимые общегосударственные и отраслевые нормативные акты, действие которых обеспечивает на условиях самоорганизации и регламентированного государственного влияния достижение эффективного функционирования и развития промышленного комплекса. Именно необходимостью полного охвата правового поля диктуется создание Промышленного кодекса Украины.

На ближайшее десятилетие следует выделить два главных этапа реализации промышленной политик и. Первый этап — 2001—2004 годы, второй — с 2005-го по 2010-й. Предварительно формируются организационные основы для реализации задач второго этапа. Первый и второй этапы отличаются приоритетами и механизмами развития. Сначала обеспечивается инвестиционная поддержка промышленного комплекса, а со временем у него появятся условия для саморазвития.

Приоритетами первого этапа являются отрасли, обеспечивающие быструю окупаемость инвестиций, на втором — инновационно-инвестиционные отрасли.

Особенно важно разрешить проблему достаточного финансирования развития промышленности. Для этого следует задействовать все возможные источники получения средств, создать условия для повышения инвестиционной привлекательности промышленных объектов, увеличения покупательной способности населения, рационализации использования кредитных средств и т. п.

 

Европейское будущее

Выпуск продукции на одного работающего в конечном итоге должен приблизиться к среднеевропейскому уровню. Среднегодовой темп прироста объемов промышленного производства должен быть вдвое выше, чем темпы роста ВВП. Объемы добавленной стоимости промышленности (без топливно-энергетического комплекса и пищевой отрасли) должны увеличиться в 2004 году до 25% и в 2010 году — до 35%. Благодаря этому промышленность займет лидирующее место в экономике государства.

Усилиями промышленного комплекса должны быть технологически переоснащены все приоритетные отрасли экономики. Это, вместе с организационными и прочими мерами, должно обеспечить:

-повышение производительности труда в агропромышленном комплексе в 7—10 раз и разрешение проблем села, а следовательно — увеличение производства продуктов питания до необходимых объемов при существенном улучшении их ассортимента и качества;

-увеличение производства промышленных товаров широкого потребления в 4—5 раз, насыщение ими внутреннего рынка и расширение их экспорта;

-оптимизацию энергобаланса Украины за счет увеличения добычи традиционных энергоносителей в 2—3 раза. Освоение производства новых возобновляемых энергоносителей и параллельно сокращение энергозатрат в 2—6 раз;

-кардинальные изменения в сфере коммуникаций, в частности увеличение количества транспортных средств в 4—6 раз и средств связи — в 10—20 раз;

-создание современной коммунальной сферы;

-удовлетворение потребностей обороны в новой технике;

- информатизацию общества, компьютеризацию и интеллектуализацию всех сфер жизни;

-значительное повышение благосостояния и комфортности жизни граждан страны.

Украина вошла в новый этап реформирования промышленности. Безусловно, поставленные задачи очень сложны. Но консолидация усилий и концентрация их на главных направлениях, разумные действия и рациональное использование имеющегося потенциала могут стать залогом успеха в достижении стратегической цели.

 


Список использованной литературы:

1. «РПС Украины» - Киев «Юридическая книга» 2002 г. Е. П. Качан.

2. «РПС СССР» - Тернополь «Карт-бланш» 2002 г. Збожная О. М.

3. Ишук С. И. «Р.П.С.: теория, методы, практика» - Киев 1999.

4. «Экономическая география» П.Т. Саблука- Киев ИАЕ 1999.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: