Нарушение звука С и их исправление.
Правильная артикуляция звука С
| Нарушения произношения звука С
| сигматизмы
| парасигматизмы
| межзубный
| боковой
| носовой
| Губно-зубной
| призубный
| шипящий
| губы
| Не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке
| Без изменений
| Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия
| В нейтральном положении
| Нижняя губа сближена с верхними резцами
| В нейтральном положении
| Округлены и слегка выдвинуты вперед
| зубы
| Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены
| Разомкнуты примерно на 1см
| Разомкнуты больше чем при правильном произношении
| разомкнуты
| Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены
| разомкнуты
| Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов
|
язык
| Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек
| Просовывается между верхними и нижними резцами
| а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов;
б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии
| Оттянут в глубь рта
| Оттянут от нижних резцов
| Сомкнут с верхними резцами
| Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны
| Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка
| Образует плоскую щель с верхними резцами
| а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами
б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине
| Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов
| Опущена и слегка отодвигается назад
| Сомкнута с альвеолами
| напряжена
|
| Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок
|
Желобок не образуется
| а) поднимается к небу, не образуя желобка;
б) правильная или левая часть образует смычку с небом
| Оттянута назад
| Приподнята и слегка отодвинута назад
| Опущена, желобок не образуется
| Напряжена, выгнута, желобок не образуется
| Задняя часть спинки:
| Без
| а) поднята к
| Поднята,
| приподнята
| приподнята
| приподнята
| |
|
|
|
|
|
| незначительна поднята
| изменений
| небу;
б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена
| примыкает к мягкому небу
|
|
|
| Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам
| опущены
| а) не прилегают к коренным зубам, опущены
б)правый(левый) край опущен
| опущены
| Прилегают к верхним коренным зубам
| Прилегают к верхним коренным зубам
| Опущены, не смыкаются с коренными зубами
| Мягкое нёбо
| Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость
| Без изменений
| Без изменений
| Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки
| Без изменений
| Без изменений
| Без изменений
| Голосовые связки
|
Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется
| Воздушная струя
| Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту
| Теплая, рассеянная
| а) идет по обоим края языка
б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо;
| Проходит через нос
| Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами
| толчкообразная
| Растекается по всей поверхности языка
| Нарушения звучания
| При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком
| Шепелявый оттенок вместо свиста
| Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру)
| Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок
| Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф»
| Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет
| Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш
| Предрасполагающие факторы
| Различные нарушения в строении или движении органов артикуляционного аппарата
| Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот)
| Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка
| Излишнее напряжение задней части спинки языка
| Прогнатия; нарушение фонематического слуха
| Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха
| Прогения; снижение слуха;, нарушение фонематического слуха
| | | | | | | | | | |
Исправление произношение звука С
|
| Нарушения произношения звука С
| сигматизмы
| парасигматизмы
| межзубный
| боковой
| носовой
| губно-зубной
| призубный
| шипящий
| Подготовительный этап
| При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка
| Проводятся упражнения для:
Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С
| Даются упражнения для:
Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э
Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф(при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка)
| Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений
| Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением произносить сочетание гласных ИЕ
| Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф
| Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ использ.картинок-символов;вырабатывабются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф
| Исправление произношение звука С
|
| Нарушения произношения звука С
| сигматизмы
| парасигматизмы
| межзубный
| боковой
| носовой
| губно-зубной
| призубный
| шипящий
| Постановка звука
|
Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата
|
Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать длинный легкий ветерок»
|
Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы
|
Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы
|
Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой)
|
Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения(тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С
|
Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С
|
Исправление произношение звука С
|
| Нарушения произношения звука С
| сигматизмы
| парасигматизмы
| межзубный
| боковой
| носовой
| губно-зубной
| призубный
| шипящий
| Автоматизация звука
|
Последовательно вводят поставленный звук в слоги(прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь
|
|
Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение
|
|
Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь(удерживание нижней губы пальцем)
|
|
| Дифференциация звуков
|
При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой
|
При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С и звуков-заменителей
|
С-Ф
|
С-Т
|
С-Щ
| | | | | | | | | |
Классификация гласных
Место и степень подъема языка
| Ряд
| передний
| средний
| задний
| Подъем: верхний
| И
| Ы
| У
| Средний
| Э
| | О
| Нижний
| | А
| | Лабиализация
| Нелабиализованные
| Лабиализованные
| | | | | | |
Классификация согласных
|
Поиск по сайту:
|