Задания, выполненные не по своему номеру, не засчитываются и возвращаются учащемуся без рецензии.




Завершается работа по изучению дисциплины сдачей экзамена, обязательны­ми условиями допуска к которому являются выполнение итоговой контрольной работы на отметку не ниже четырех баллов и зачтенных домашних контрольных работ.

 

 

ПРИМЕРЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 

Пример 1. На основании приведенных в таблице данных, используя метод сравне­ния, провести анализ структуры производства, дать оценку выполнения плана по объему производства. Сделать вывод.

 

Вид продукции Сопоставимая цена единицы продукции, тыс.руб. Объем производства за отчетный период, шт.
По плану Фактически
А      
Б      
Итого: - 1 000 1 200
         

Решение:

Вид продукции (i) Цена ед. прод., тыс. руб. (Цi) Объем произв., шт. (VВП) Объем произв., тыс. руб. (ВП) Структура производства (уд. вес), % (Уд i) Абсол. откл. по объему пр-ва, тыс. руб. (ΔВП) Уровень выполнения плана, % (УВП)
план факт план факт план факт откл.
А       90 000 90 000 81,8   - 6,8 -  
Б       20 000 30 000 18,2   + 6,8 +10000  
Итого       110 000 120 000     - +10000 109,1

1.Объем производства продукции по плану и фактически в стоимостном выражении (0– по плану, 1 – по факту):

а) по видам продукции:

ВПi = VВПi x Цi

ВПА0 = 600 ×150 = 90 000 тыс.руб.

ВПА1 = ВПА0 = 90 000 тыс.руб.

ВПБ0 = 400 × 50 = 20 000 тыс.руб.

ВПБ1 = 600 × 50 = 30 000 тыс.руб.

б) в целом по предприятию:

ВПобщ. = ∑ ВПi

ВПобщ.0 = 90000 + 20000 = 110000 тыс.руб.

ВПобщ.1 = 90000 + 30000 = 120000 тыс.руб.

2.Удельный вес каждого вида продукции в общем объеме производства по плану и фактически:

ВПi

Уд i =−−−−−−−×100%

ВПобщ.

 

90000 90000

Уд А0=--------- × 100 = 81,8% Уд А1 = -----------×100 = 75%

110000 120000


 


УдБ0 =-------- ×100 = 18,2%

Уд Б1= ----------× 100 = 25%


 

3.Изменение в структуре произведенной продукции в сравнении с планом:

Δ Уд i = Уд i 1 - Уд i 0

Δ Уд а = 75- 81,8 = - 6,8% Δ Уд Б = 25-18,2 = + 6,8%

4. Оценка выполнения плана по объёму выпуска продукции:

а) абсолютное отклонение от планового задания:

ΔВП = ВП1 –ВП0

ΔВП а = 90000 - 90000 = 0

ΔВП Б = 30000 - 20000 = 10000 тыс.руб.

ΔВПобщ. = 120000 - 110000 = 10000 тыс.руб.

б) уровень выполнения плана по объёму производства продукции:

УВП1

УВП =------------------- × 100%

УВП0

90000 30000

УВПА=------------- ×100 = 100% УВПБ=---------- ×100 = 150%

90000 20000

УВПобщ. =-------- ×100 = 109,1%

Вывод: 1. В отчётном периоде общий объём производства составил 120 млн.руб., что превысило плановое задание на 10 млн.руб. Уровень выполнения плана по общему объёму составил 109,1%, в том числе по изделию А-100%, а по изделию Б -150%.

2. Невыполнение плана по изделию Б привело к изменению структуры производственной программы: её удельный в общем объёме производства вырос на 6,8% и составил 25% вместо запланированных 18,2%.

 

Пример 2. На основании отчётных данных за два периода, провести факторный анализ изменения транспортных расходов, используя приём абсолютных разниц. Сделать вывод.

Показатель Ед. изм. Обозначение Базовый период Отчётный период
1. Средний тариф за 1 т.км тыс. руб. Т 1,3 1,5
2. Масса перевезенного груза т М    
3. Среднее расстояние перевозки км S    
4. Сумма транспортных расходов тыс. руб. Р ? ?

Решение:

1. Обоснование и построение факторной модели транспортных расходов:

Р


Т VГП

кач.

М S

кол. кол.

где УГП - объём грузоперевозок, т.км

Р = М ×S × Т - модель мультипликативного типа

2. Расчёт расходов на перевозку грузов по периодам:

Рб= 100 × 40 × 1,3 = 5200 тыс. руб.

Ро = 120 × 36 ×1,5 = 6480 тыс. руб.

3. Сравнение показателей в периодах:

а) абсолютное изменение транспортных расходов:

ΔР = Ро - Рб = 6480 - 5200 = 1280 тыс. руб.

б) темп роста транспортных расходов:

 

Ро 6480

ТРР = ---------× 100 = -----------× 100 = 124,62 %

Рб 5200

в) абсолютные изменения других показателей:

ΔМ = 120 – 100 = 20 т

Δ S = 36 – 40 = - 4 км

Δ Т = 1,5 – 1,3 = 0,2 тыс. руб.

4. Расчет влияния факторов на изменение затрат на перевозку приемом абсолютных разниц:

а) изменение транспортных расходов за счет изменения массы перевозимого груза:

ΔРМ= Δ М×Sб × Тб, ΔМ = Мо - Мб

ΔРМ = (120-100)×40×1,3=1040 тыс. руб.

б) изменение транспортных расходов за счет изменения среднего расстояния перевозки:

ΔРS= Мо×Δ S × Тб

ΔРS= 120× (36-40) × 1,3= - 624 тыс. руб.

в) изменение транспортных расходов за счет изменения среднего тарифа:

ΔРТ= Мо×Sо × Δ Т

ΔРТ= 120×36 × (1,5-1,3) = 864 тыс. руб.

5. Балансовая проверка:

ΔР= ΔРМ + ΔРS + ΔРТ

1280=1040+(-624)+864

1280=1280 тыс. руб.

Вывод: 1. В отчётном периоде сумма транспортных расходов составила 6480 тыс. руб., что на 1280 тыс. руб. или на 24,62 % (124,62-100) больше, чем в базовом.

2. На изменение суммы транспортных расходов повлияли следующие факторы:

а) увеличение массы перевезенного груза на 20 тонн привело к росту транспортных расходов на 1040 тыс. руб.;

б) сокращение среднего расстояния перевозки на 4 км позволило сократить транспортные расходы на 624 тыс. руб.;

в) рост тарифа на 0,2 тыс. руб. вызвал увеличение транспортных расходов на 864 тыс. руб.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

Понятие анализа хозяйственной деятельности. Цели и задачи изучения дисцип­лины, её предмет и роль в системе управления предприятием.

Литература: (1.1, с.7...12)

 

Тема 1. Теория анализа хозяйственной деятельности

Виды анализа хозяйственной деятельности по отраслевому, пространственно­му признакам, по полноте охвата объектов. Предмет и объекты АХД, его информаци­онное обеспечение. Способы обработки информации в АХД: сравнения, относитель­ных и средних величин, группировки информации, графический и балансовый.

Факторный анализ, его приемы: цепных подстановок, абсолютных и относи­тельных разниц, долевого участия (пропорционального деления).

Литература: (1.1, с.12...44, 47...52, 53...55, 57...63, 88...97).

 

Методические указания

Каждая наука имеет предмет исследования, который изучается присущими этой науке методами. Под предметом любой науки понимается какая-то часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектами экономического анализа выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия. На промышленном предприятии к объектам анализа относятся: производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Метод экономического анализа — это способ познания и исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов, происходящих на предприятии.

Методика экономического анализа — это совокупность методов (аналитических приемов и правил)наиболее целесообразного проведения аналитической работы на предприятии.

Способ цепных подстановок используется во всех типах детерминированных факторных моделей. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене базисной величины факторных показателей, входящих в расчетную формулу, фактической величиной этих показателей и измерения влияния произведенной замены на изменение величины изучаемого обобщающего показателя. После каждой замены базисной величины факторного показателя фактической величиной выполняют все математические действия, предусмотренные расчетной формулой, и из полученного результата вычитают предшествующий (до замены данного показателя). Разность результатов показывает искомую величину влияния изменения данного факторного показателя на результативный показатель. Замена базисной величины частного показателя фактической называется подстановкой.

Рассмотрим мультипликативную модель Y=a ×b×c, тогда (1.1)

Y0=a0×b0×c0 – базовое значение результативного показателя.

Y1=a1×b1×c1 - фактическое значение результативного показателя.

Прием цепных подстановок имеет следующий вид:

величина результативного показателя при изменении каждого из факторов a, b, c:

Ya=a1×b0×c0

Yb=a1×b1×c0 (1.2)

Yc= a1×b1×c1

Общее (абсолютное) отклонение (прирост) результативного показателя (ΔY)

ΔY= Y1 - Y0= a1×b1×c1 – a0×b0×c0 (1.3)

Отклонения результативного показателя за счет изменения каждого из факторов a, b, c:

ΔYa= Ya - Y0 = a1×b0×c0 - a0×b0×c0

ΔYb= Yb - Ya= a1×b1×c0 - a1×b0×c0 (1.4)

ΔYc= Yc - Yb= a1×b1×c1 - a1×b1×c0

Балансовая проверка: ΔY= ΔYa+ ΔYb+ ΔYc (1.5)

При использовании приемовфакторного анализанеобходимо знать правила подстановки:

1) в 1-ю очередь учитывается изменение количественных факторов, а затем - качественных;

2)если изменяютсяколичественные факторы, то качественные берутся на уровне базы, если изменяются качественные факторы, то количественные берутся на уровне отчета;

3) если имеется несколько количественных и качественных факторов, то в 1-ю очередь надо учитывать изменение факторов более высокого уровня, а затем более низкого.

Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа (Y=(a-b)c и Y=a(b-c)).

При использовании этого способа величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый уровень факторов, которые находятся справа от него, и на текущий уровень факторов, расположенных слева от него в модели.

Изменение обобщающего показателя (ΔY) за счет влияния каждого из факторов для мультипликативной модели (формула (1.1)) можно рассчитать следующим образом:

ΔYa=(a1-a0)b0c0=Δab0c0

ΔYb=a1(b1-b0)c0=a1Δbc0 (1.6)

ΔYc=a1b1(c1-c0)=a1b1Δc

Рассмотрим алгоритм расчета факторов этим способом в смешанных моделях типа Для примера возьмем факторную модель прибыли от реализации продукции

П=VРП(Ц-С) (1.7)

Прирост суммы прибыли за счет изменения объема реализации продукции:

ΔПVРП= ΔVРП(Ц0(пл)0(пл)) (1.8)

- цены реализации:

ΔПЦ= VРП1(ф)× ΔЦ (1.9)

- себестоимости продукции:

ΔПС= VРП1(ф)× (- ΔС) (1.10)

Достоинство данного способа: позволяет проводить выборочный анализ.

Способ относительных разниц применяется только в мультипликативных моделях. Используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.

Изменение результативного показателя для мультипликативной модели (формула (1.1)) определяется следующим образом:

Для расчета влияния первого фактора необходимо базовую величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженный в виде десятичной дроби.

Δa

ΔYa=Y0×— (1.11)

a0

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора.

 

 

Δb

ΔYb=(Y0+ ΔYa)×— (1.12)

b0

Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базовой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора.

Δc

ΔYc=(Y0+ ΔYa+ ΔYb)×— (1.13)

c0

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность экономического анализа

2. Объясните роль анализа в управлении предприятием и повышении эффективности его деятельности, причины возрастания роли АХД в условиях рыночной экономики

3. Назовите задачи анализа хозяйственной деятельности.

4. Раскройте содержание АХД как науки, назовите предмет и объекты АХД.

5. Назовите основные виды анализа хозяйственной деятельности.

6. Перечислите основные принципы АХД, дайте им краткую характеристику.

7. Охарактеризуйте основные формы проведения анализа и его исполнителей.

8. Перечислите последовательно основные этапы выполнения аналитической работы, раскройте их содержание.

9. Сформулируйте, что является информационной базой анализа на предприятии и перечислите основные принципы организации информационного обеспечения АХД.

10. Охарактеризуйте классификацию информации в АХД и ее источников.

11. Раскройте сущность понятий «метод», «методика» и «методическое обеспечение» АХД.

12. Назовите основные приемы исследования, используемые в АХД.

13. Раскройте сущность сравнительного анализа, охарактеризуйте типы сравнений.

14. Раскройте сущность и задачи факторного анализа, дайте характеристику его основным элементам: факторные и результативные показатели.

15. Охарактеризуйте виды факторного анализа.

16. Назовите основные признаки классификации факторов и их классификационные группы.

17. Поясните, для чего производится систематизация факторов и каким образом она практически осуществляется.

18. Раскройте сущность моделирования и модели в АХД.

19. Назовите основные типы факторных моделей в детерминированном анализе.

20. Перечислите основные приемы, используемые для измерения влияния факторов в детерминиро­ванном факторном анализе.

21. Охарактеризуйте сущность, область применения, преимущества и недостатки и процедуру расчетов приемами: цепной подстановки; абсолютных разниц; относительных разниц.

22. Назовите каждого из перечисленных выше приемов факторного анализа.

23. Опишите формы представления результатов экономического анализа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: