Особенности отечественной философии




Характерные особенности:

- многонациональный характер;

- позднее начало (лишь к 18 веку философия в России проявляется как самостоятельная форма духовного освоения мира);

- социальная направленность (философия утопична, устремлена в будущее, ищет место России во вселенском будущем) Н.А.Бердяев «Русские в своём творческом порыве ищут совершенной жизни…», философия, обращённая к вопросам о смысле истории и месте в ней России;

- народопоклонство (болезненное ощущение «долга перед народом»);

- этическая направленность: философское творчество приобретает характер нравственной проповеди;

- спор западников и славянофилов;

- философско-художественный комплекс, целостная общность философии и художественной культуры;

Крайние позиции в отношении религии.

Термин философия начал встречаться в 11-12вв в церковных и светских рукописях. В этот период были известны труды Аристотеля, Платона.

Этапы развития русской философии:

1) 10-17 вв. – происходит формирование национальной философской мысли. Первым философом принято считать митрополита Иллариона, а древнейшим памятником – его труд «Слово о законе и благодати», в котором он дал философско-исторический и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца 10 – начала 11вв, поставив вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства. 1-й вопрос занимал центральное положение всегда. В конце 14 – начале 15 вв заметно возрастает интерес к отдельной личности, особенностям ее внутреннего мира (агеографичесая литература). Еще одна особенность этого и последующего времени исихазм, что означает безмолвие. Философский смысл исихазма в том, что он отдает приоритет внутренней жизни души перед деятельностью, направленной на преобразование внешнего мира. Исихасты – Сергий Радонежский. Особое место в истории русской мысли занимает доктрина отечественной философии истории, известной под названием «Москва – 3-й Рим». Ее сформулировал старец Псковского Елизарово монастыря Филофей в 1520г.;

2) 2) Философия 18 – 1-я треть 19вв – Основное содержание этого этапа составляет деятельность идеологов Петра I: Татищев, Кантемир. Они провозглашали независимое от церкви развития естественно-научного знания, придерживались идеализма и отстаивали гелиоцентрическую систему. В 1755г. происходит знаменательное событие – основан МГУ. В это время произошло отделение науки от религии. Умами этого периода были: Ломоносов, Сковорода, Радищев;

3) 3) развитие русской философии в 19в – развитие культуры. Основное содержание этого этапа составило творчество Чаадаева, Хомякова, Белинского, Герцена, Толстого, Достоевского. На этом этапе появляются оригинальные национально-самобытные учения;

4) 4) русская философия 20в – этот этап представлен учениями Булгакова, Бердяева, братьев Трубецких, русских марксистов, представителей так называемой «русской философии».

Философия Чаадаева, славянофилов и западников. П.Я.Чаадаев (1794-1856). Один из первых русских людей, пытавшихся создать философскую систему. В 1828 – 1830гг. Чаадаев создает цикл произведений «Философские письма», что послужило закрытию журнала, Чаадаева объявили сумасшедшим. В этом письме он писал о тяжелой судьбе русского народа, осуждал самодержавие и крепостничество, порицал православную церковь, противопоставляя ей католическую. Он считал, что католическая церковь является поборницей просвещения, а христианскую церковь – тормозом науки. В основе мира – духовное начало. Сущность исторического процесса не в физических событиях, а в развитии духа. Его заслуга в том, что он первым стал мыслить систематически. Он автор первой системы, в которой синтезировал религию, философию, историю, социологию. Если первоначально он считал оторванность России от мирового исторического процесса ее важнейшей бедой, то со временем усмотрел в этом одно из главных преимуществ. Славянофилы. Четкое противопоставление исторического пути России и общественного развития Западной Европы, их философские взгляды сложились в 30-40-е годы 19в, и их родоначальниками были: Кириевский, Хомяков. Все были идеалистами. Западники. Не обладали духовной ценностью. Их связывала общая концепция, предполагающая использование западноевропейского опыта для совершенствования материальной и духовной жизни русского общества. Представители: Герцен, Белинский, Лавров. Славянофилов и западников объединяло одно – судьба русского народа.

Философское мировоззрение Толстого и Достоевского. К высшим достижениям русской философии относят труды Достоевского и Толстого. Достоевский. 20 век – век воин, кровопролития. Сам Достоевский не создает философских трудов, но все его творчество пронизано философией. Труды: «Идиот», «Дневник писателя». Эти и другие произведения содержат глубоко проработанную философскую систему, которая охватывает все основные проблемы философии: философия духа, природы, этику, эстетику, философию истории. Но центральное место в его философии занимает исследование человека. Философия Достоевского – философия экзистенциального типа – философия человеческого существования. Ключ к пониманию человека Достоевский обнаружил в решении проблем свободы. Человек – это личность, которая обладает свободой воли, источником добра и зла. Он приходит к выводу, что зло не есть что-то внешнее для человека, оно внутри человека. Оно свидетельствует о наличии в мире свободы, о возможности свободы выбора. Зло, по Достоевскому, невозможно уничтожить путем преобразования внешнего устоя жизни. Зло можно уничтожить только путем преодоления его в себе – путем страдания, искупления. Путем же насилия, принудительного добра можно прийти к всеобщему деспотизму и рабству. Выступая против революционного материалистического социализма, Достоевский не отрицал саму идею социализма. Считал идеалом социализм христианский. Толстой. Создатель религиозно-философского учения, в котором разработал новую истинную религию всеобщей любви, братства и ненасилия. Вся его философия может быть охарактеризована термином панморализм – это означает, что все явления он рассматривал с позиции морали. В области философской антропологии Толстой исходит из осуждения эгоизма и вплотную подходит к империализму, т.е. к отрицанию всякого положительного значения личности. Личное начало связано прежде всего с животными проявлениями. Именно животные проявления лежат в основе эгоизма человека. Задача человека – найти путь к единению с миром и преодолеть стремление к индивидуальному существованию. Трактовка человека приводит Толстого к идее опрощения (от слова «просто»), согласно которой высшее благо для человека состоит в возврате к природе. Отсюда вытекает знаменитая идея Толстого – идея непротивления злу насилия. В эпилоге «Война и Мир» Толстой разрабатывал философию истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: