Карточки для механического чтения отдельных слов




 

Складывание слов с помощью подвижного алфавита помогает ребенку незаметно для него самого освоить МЕТОД не только написания слов, но и их механического прочтения. Сначала оба процесса происходят очень медленно. Ребенку есть время подумать над подбором значков каждой буквы, прежде чем он сложит из них слово. Впрочем, процесс письма всегда происходит гораздо медленнее, чем прочтение слова. Важно, что письмо или складывание слов из букв подвижного алфавита приучает ребенка к механическому истолкованию букв, которые составляют слово. Поэтому сначала дети, научившиеся писать, так же медленно прочитывают слово, как они его и пишут. Надо терпеливо дождаться, когда мозг ребенка настроится быстрее схватывать зрительно воспринятый письменный знак и, хотя бы механически, его воспроизводить и интерпретировать.

 

Юлия Ивановна Фаусек предлагает помочь ребенку в этот период, предоставив возможность упражняться в механическом чтении слов, написанных прописным шрифтом на небольших карточках, которые она вкладывала в разноцветные конверты, а мы разложили в специальной коробке.

 

Механическое чтение слов на карточках от серии к серии усложняется. В верхнем ряду коробки лежат карточки со словами, имеющими разное количество букв в написании и разное количество слогов. А в нижнем ряду укладываются карточки с теми или иными сложностями в прочтении. Юлия Ивановна считает, что к таким трудностям относится чтение слов с Й в конце и в середине слова, слов с Ь в конце и в середине слова и слова с буквой Ё.

 

Всего в коробку для механического чтения собрано 10 серий по 5 карточек в каждой. Цветовой код серий сохранен, как и в конвертах Ю. Фаусек.

 

Понятно, что настоящее чтение современной полиграфической продукции требует знания печатных шрифтов, в то время как пишем мы письменными буквами. Поэтому в первых вариантах коробки для механического чтения мы изображали слова на карточках именно в печатном варианте. Но в экспериментальной работе с детьми стало ясно, что они, привыкнув к работе с подвижным алфавитом, ищут подтверждение своему прочтению слова именно в письменном варианте слова. Более того, дети часто пытаются переписать слово с карточки к себе в тетрадь или на листок. Поэтому в окончательной версии мы сделали карточки для механического чтения двусторонними: с одной стороны слово написано печатными буквами, а с другой – письменными. Причем, буквы в словах имеют тот же цвет, что и в подвижном алфавите: гласные – розовые, а согласные – синие. Это не только дает возможность косвенного грамматического упорядочивания букв, но и позволяет работать с материалом на более ранних стадиях языкового развития. Ребенок может, например, выбрав любую карточку из коробки, сложить из подвижного алфавита соответствующее слово. В наших экспериментах дети неоднократно с удовольствием производили эту работу.

 

Взяв с полки коробку с материалом, они стремятся наиболее полно отработать ее содержание и прочитать ВСЕ карточки до последней. Так было и с конвертами Ю. Фаусек. Она складывала в каждый конверт по 10 карточек, и дети работали с ними последовательно, останавливаясь на том или ином отработанном до конца конверте. Но коробка с карточками, где собраны воедино несколько серий, требует от детей некой завершенности в работе. Поэтому мы сократили количество карточек в каждой серии до пяти-шести, предоставив ребенку возможность, не спеша, прочитать слова на всех карточках коробки за один-два приема, разложив прочитанное на ковре или рабочем столе.

 

Цветовой код карточек и наборы слов сохранены, как и в материалах, описанных Юлией Фаусек.

 

Как работать с коробкой для механического чтения?

 

Ребенок ставит коробку с карточками в левый верхний угол ковра или рабочего стола и берет в руки карточки, начиная с розовой серии. Он выбирает шрифт более удобный для чтения – письменный или печатный – и механически прочитывает каждое слово, откладывая карточку на ковер. Из прочитанных слов на ковре образуются аккуратные столбики.

 

Как именно читает слова ребенок: вслух или про себя? И по нашим наблюдениям, и по свидетельствам М. Монтессори и Ю. Фаусек спонтанно, без соответствующей просьбы взрослого, дети читают молча, так как они делают это пока очень медленно. Детипроизносят вслух прочитанное слово только в том случае, если смогли понять его.

 

Вот что пишет об этом М. Монтессори. «Между мысленным чтением и произнесением слов вслух огромная разница. Вслух говорят, и громкая речь служит для соприкосновения двух или нескольких лиц, которые таким способом обмениваются мыслями, чтение же находится в соотношении с письмом. Здесь звуки не существуют ни для слушания, ни для произно­шения. Одинокий человек может стать в соприкосновение не только с людьми, живущими ныне на всей Земле, но так же с теми, кто жил почти в доисторические времена и будут жить после него. Не звуки, а письмо дает возможность этому соприкосновению. Ум принимает его молчаливо. Звуки книги сами по себе немы. Чтение же вслух есть нечто более сложное. При чтении вслух человек гово­рит не для того, чтобы выразить собственные мысли, а для того, чтобы вскрыть мысли другого в письменной речи. Читающему приходится воспринимать глазом слово за словом ипереводить его в звуки. И в то же время придавать выра­зительность словам. Поэтому необходимо, чтобы ум и глаз проде­лывали быструю работу схватывания целой фразы в то время, как человек произносит слова медленно и моно­тонно».

 

Работа с коробкой для механического чтения не требует от детей ни понимания прочитанного, ни произнесения отдельных слов вслух. Ребенок, не спеша, продолжает осваивать метод чтения.

Для Монтессори-педагога, наблюдающего ребенка за чтением карточек из этой коробки, важно уловить момент начала громкого чтения и правильной постановки ударений в словах. Этот момент есть сигнал к началу осмысленного чтения и возможность перехода на следующую ступеньку постепенного его освоения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: