Следует различать три уровня мер предупреждения преступлений:
1) общесоциальные меры,
2) специально-криминологические меры,
3) индивидуальные меры предупреждения.
Первый уровень (общесоциальный) включает решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества. Их реализация опосредованно воздействует на преступность и на все звенья механизма антиобщественного поведения.
Второй уровень (социально-криминологический) связан с осуществлением различных мероприятий в конкретных социальных группах, коллективах, семье, где складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления.
Третий уровень - это индивидуально-профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении лиц, совершивших антиобщественные действия как путем ликвидации или нейтрализации негативных разнопорядковых факторов среды жизнедеятельности этих лиц, так и путем воздействия на их сознание.
По нашему мнению, наиболее перспективным является заключительный уровень, поскольку профилактическая деятельность осуществляется правоохранительными органами в многообразных формах, направленных на устранение или ограничение причин и условий совершения преступлений, которые могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К первым криминология относит конкретные недостатки в деятельности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, отдельных должностных лиц и граждан, облегчающие совершение преступления и способствующие наступлению преступного результата; ко вторым - дефекты нравственного и правового воспитания граждан. Процессуальными средствами противодействия объективным факторам служат главным образом представления следователей и частные определения судов. Однако основная роль в профилактической деятельности правоохранительных органов принадлежит правовым, организационным и иным средствам воздействия на субъективные и криминогенные факторы.
|
Анализ правовых институтов и разработка их содержания в российской юриспруденции осуществляется на трех уровнях. Наиболее общий входит в компетенцию общей теории права и охватывает наиболее общие признаки правового института как элемента право вой структуры. Затем отраслевые правовые дисциплины конкретизируют этот подход и правовому институту, вырабатывают представление об отличительных признаках и природе институтов уголовного, трудового, гражданского права. И, наконец, внутри отраслевой науки происходит разработка содержания и формы отдельных отраслевых правовых институтов. На каждом уровне создается возможность более глубокого познания природы регулируемого поведения и получения информации, необходимой для совершенствования закона[14].
В случае поступления заявления от процессуальных лиц (их близких либо родственников) об опасности преступного воздействия обвиняемым (подозреваемым) на них в связи с возбуждением уголовного дела, что подтверждается в ходе проверки объективными данными, нами предлагается следующая процессуальная мера. Если санкция статьи, по которой привлекается обвиняемый (подозреваемый), предусматривает лишение свободы, то в таких случаях, по нашему мнению, следователь (дознаватель, прокурор, судья) должен принять меры об избрании меры пресечения в отношении лица, совершившего воздействие, в качестве заключения под стражу (ареста).
|
В профилактических целях подобных случаев, в интересах исключения их из практики, автором предлагается при избрании в отношении обвиняемого меры пресечения - подписки о невыезде выносить обвиняемому предупреждение об изменении меры пресечения в отношении его на заключение под стражу в случае поступления жалоб или информации о попытках антиобщественного воздействия на процессуальных лиц и их близких, независимо от того, по чьей инициативе и от каких конкретных лиц такая угроза исходит.
Мотивируется эта мера тем, что конечная цель таких посягательств избежание ответственности за содеянное, месть процессуальным и должностным лицам, содействующим сбору доказательств по делу, либо смягчение меры наказания. Вынесение официального предостережения об изменении меры пресечения также требует нормативного закрепления по уголовному и уголовно-процессуальному законодательству.
При производстве следственных действий по уголовным делам (например, очной ставки) необходимо принимать меры, которые бы исключили возможность ознакомления обвиняемых, подозреваемых (или подсудимых на стадии судебного рассмотрения дела) с неизвестными им установочными данными о свидетелях и потерпевших.
В тех случаях, когда при производстве очных ставок или других следственных действий, а также при рассмотрении дела в суде подозреваемый, обвиняемый или другое заинтересованное в избежание ответственности за уголовное деяние лицо оскорбит потерпевшего или свидетеля либо будет угрожать ему расправой за дачу в отношении его показаний либо иным поведением выражать такие угрозы, следователь должен, на наш взгляд, сразу же отражать происходящее неподобающее поведение в протоколе, например, очной ставки, а затем немедленно составлять протокол об административном правонарушении, который в дельнейшем направлять в суд для наложения административного взыскания за оказание давления на потерпевшего или свидетеля[15].
|
Никаких "сборов" доказательств вины угрожавшего в целях избежания волокиты для наложения административного взыскания, кроме рапорта лица, производящего следственное действие, объяснения по этому поводу от потерпевшего или свидетеля, объяснения в самом протоколе об административном взыскании от правонарушителя и выписки из следственного документа, в котором зафиксировано данное воздействие, заверенное подписью лица, производящего следственное действие, на наш взгляд, не потребуется.
Заключение
Правосудие - одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Для осуществления правосудия помощь и содействие суду оказывают другие государственные органы: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, учреждения, исполняющие вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты. Нормами главы о преступлениях против правосудия охраняется деятельность не только судов, но и перечисленных органов, без деятельности которых выполнение судом функции правосудия было бы затруднительно или даже невозможно.
Как видно из приведенного анализа, ряд мощных по своей значимости криминогенных факторов продолжает оказывать деструктивное воздействие на состояние правопорядка в Российской Федерации, на систему защиты граждан, а также государственных и общественных институтов от криминальной опасности. К ним следует отнести экономические детерминанты, политические социально-психологические и социально-правовые.
Профилактическая деятельность осуществляется правоохранительными органами в многообразных формах, направленных на устранение или ограничение причин и условий совершения преступлений, которые могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К первым криминология относит конкретные недостатки в деятельности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, отдельных должностных лиц и граждан, облегчающие совершение преступления и способствующие наступлению преступного результата; ко вторым - дефекты нравственного и правового воспитания граждан. Процессуальными средствами противодействия объективным факторам служат главным образом представления следователей и частные определения судов. Однако основная роль в профилактической деятельности правоохранительных органов принадлежит правовым, организационным и иным средствам воздействия на субъективные и криминогенные факторы.
Список использованной литературы
1. Антонян Ю.М. и др. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.С. Эминов. - М., 1996. - С.4.
2. Кудрявцев В.Н. Причины преступности в России. Криминологический анализ. М., 2005.
3. Криминология. Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. - М., 2001 - С.3.
4. Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 2005.
5. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С.274.
6. Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учеб. - метод. пособие для образоват. учреждений МВД РФ. - 2-изд., стереотип. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С.176.
7. Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований - Саратов: Сателлит, 2005 - Вып.1. - С.45.
8. Пашаев Х.П. К вопросу о противодействии криминальной сфере транснациональной организованной преступности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями. - Барнаул. - 2008. - С.246
9. Стрельников К.А. Организованная преступность в механизме государства: элемент или негативный фактор // Государственная власть или местное самоуправление. - 2008. - № 10. - С.7 - 8.
10. Третьяков В.И. Некоторые особенности современной организованной преступности // Вестник Барнаульского юридического института. - Барнаул. - 2007. - Вып.12. С.108.
11. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство: учеб. изд. / Д.А. Шестаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С.316.
[1] Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований – Саратов: Сателлит, 2005 - Вып. 1. – С. 45.
[2] Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2005. С. 178.
[3] Шестаков Д. А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство: учеб. изд. / Д. А. Шестаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 316.
[4] Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 274.
[5] Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2005. С. 178.
[6] Шестаков Д. А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство: учеб. изд. / Д. А. Шестаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 317.
[7] Шестаков Д. А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство: учеб. изд. / Д. А. Шестаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 318.
[8] Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений: учеб.-метод. пособие для образоват. учреждений МВД РФ. - 2-изд., стереотип. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 176.
[9] Стрельников К.А. Организованная преступность в механизме государства: элемент или негативный фактор // Государственная власть или местное самоуправление. – 2008. - № 10. - С. 7 – 8.
[10] Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 274.
[11] Пашаев Х.П. К вопросу о противодействии криминальной сфере транснациональной организованной преступности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями. – Барнаул. – 2008. – С. 246
[12] Третьяков В.И. Некоторые особенности современной организованной преступности // Вестник Барнаульского юридического института. – Барнаул. – 2007. – Вып. 12. С. 108.
[13] Стрельников К.А. Организованная преступность в механизме государства: элемент или негативный фактор // Государственная власть или местное самоуправление. – 2008. - № 10. - С. 7 – 8.
[14] Стрельников К.А. Организованная преступность в механизме государства: элемент или негативный фактор // Государственная власть или местное самоуправление. – 2008. - № 10. - С. 7 – 8.
[15] Криминология. Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2005. С. 178.