Лекционныйматериал
Дорожное движение — это совокупность движущихся и взаимодействующихмеждусобой транспортныхсредствипешеходов.
Безопасностьдвижения -степеньзащищенностилюдейиокружающейсредыотвредноговоздействиятранспорта.
Дорожноедвижениевсовременныхусловияххарактеризуетсявысокойдинамичностьюегоучастников.Транспортныесредстваоснащеныдвигателямивысокой мощности, позволяющими интенсивно разгоняться и развивать высокуюскорость движения. Имея значительную массу и скорость движения, транспортноесредствопредставляетсобойисточникповышеннойопасности,всвязисчемсуществует ряд требований, предъявляемых к надежности транспортных средствиих водителей.
Городскаядорожнаясетьсодержитбольшоеколичествопересеченийотдельных дорог и магистралей. Чаще эти пересечения находятся в одном уровне. Вэтом случае имеет место пересечение потоков транспортных средств и пешеходов,которыеназывают конфликтующими. Сувеличениеминтенсивностиконфликтующихтранспортныхипешеходныхпотоковповышаетсяопасностьвозникновениядорожно-транспортныхпроисшествий(ДТП).
Большуюрольвобеспечениибезопасныхусловийдвиженияиграюттехническиесредстварегулирования:дорожныезнаки,светофоры,разметка,которые устанавливают очередность, приоритетность и допустимые направлениядвижения транспортныхсредств.
Длясовременныхусловийхарактернойявляетсявысокаямобильностьнаселения городов. Для перемещения используются как транспортные средства, таки пеший способ.
Интенсивные пешеходные потоки в районе магазинов, кинотеатров, вокзаловосложняютдорожнуюобстановку.Причинойэтогоявляетсянедостаточнаяорганизованностьпешеходов,плохоезнаниеПравилдорожногодвижения(ПДД).
Вотличиеотпешехода,водителемможетстатьистановитсятолькототчеловек,которыйпосостояниюздоровьяудовлетворяеттребованиям,предъявляемым к этой категории участников дорожного движения, а также прошелспециальнуюподготовкуисдалтеоретическийипрактическийэкзаменыврегистрационно-экзаменационномподразделенииГосавтоинспекции.
Несмотрянажесткостьтребований,предъявляемыхкводителямтранспортных средств, за рулем нередко оказываются лица, которые по тем илиинымпричинамнемогутобеспечитьбезопасноедвижение.Речьидетопрофессиональнойпригодности,которойвовсевременанеуделялосьдолжного
внимания.Привысокойинтенсивностииплотноститранспортногопотокавсложныхдорожно-транспортныхситуацияхотводителятранспортногосредстватребуютсянетольковысокийуровеньподготовкиизнаниеПДД,нотакжевысокийуровеньпсихологическихиморальныхкачеств.
Общейпроблемой длявсехстраннезависимоотуровняавтомобилизацииявляется диспропорция в темпах роста численности автопарка и протяженностиулично-дорожной сети. Это обстоятельство способствует перенасыщению улично-дорожнойсетитранспортнымипотоками,усложнениюусловийдвижения,снижениюскоростисообщения,задержкамнаперекрестках.Недостаточнаяпропускнаяспособностьэлементовулично-дорожнойсетиприводитквозникновениюзаторовыхситуаций.
Высокийуровеньавтомобилизациисоздаетсущественныепроблемыприорганизации стояночного режима. Значительное количество автомобилей, стоящихнаулицахгородов,снижаетпропускнуюспособность,создаетпомехимаршрутномутранспорту.
Постоянноеувеличениечисленностиавтопаркавовлекаетвпроцессдорожногодвижениябольшуюмассуводителей-новичков,имеющихслабыенавыки вождения автомобиля, что обостряет проблему обеспечения безопасностидорожногодвижения.
Автомобилизация —широкоепроникновениеавтомобилявпроизводственную и бытовую деятельность человека — имеет ряд особенностей.Автомобильявляетсядинамичнымиавтономнымтранспортнымсредством,позволяющимперемещатьсвысокойскоростьюгрузыипассажиров.Приэтомзначительноснижаютсязатратывременинадоставкугрузов,чтоприводиткускорениюпроизводственныхпроцессов,ростуобъемапродукции.Снижаютсяпотеривременипридвижениичеловекакместуработыилижительства,ивысвобождается время дляполезнойдеятельностииотдыха.
Ноглавнаяособенностьавтомобильноготранспорта,отличающаяегоотдругихвидовтранспорта,состоитвегоспособностиперевозитьгрузипассажиров
«отдверидодвери»,т.е.непосредственноотпунктаотправлениякпунктуназначения.Остальныевиды транспорта
(железнодорожный,авиационный,речной,морской,трубопроводный),далеко не всегда располагая такой возможностью, работают преимущественно всочетаниисавтомобильным транспортом.
Однако,выполняябольшуюэкономическуюисоциальнуюфункции,автомобильныйтранспортявляетсяпричинойряданегативныхявлений.Ежегодновдорожно-транспортныхпроисшествияхвовсеммирепогибаетоколо 300 тыс.человек и около 9 млн. получают ранения. Велик и ежегодный материальный ущерботДТП.Отрицательныепоследствияавтомобилизации:
- увеличениеколичестваДТП.
- ухудшениеэкологическогосостоянияокружающейсреды.Вотработавшихгазахсодержатсяканцерогенныекомпоненты(окислыазотаиуглерода,альдегиды,свинец,хлор,фосфор и т.д.)
- отрицательновоздействуетначеловекаишум,которыйявляетсяпричиной более 70% нервных расстройств жителей городов, вызывая усталость,раздражительность, бессонницу. В общем шумовом фоне города удельныйвестранспортногошумадостигает80%.Уровеньшумазависитотинтенсивностидорожного движения и от скорости транспортного потока. -Загромождение улицстоящимиавтомобилями.
Основныепричиныаварийностинаавтомобильномтранспорте.
- Недостаточная обеспеченность
автомобильного транспортасоответствующимипосвоимпараметрамдорогами
- Недостаточная изоляция транспортныхпотоков от других участниковдвижения
- Невысокийсреднийуровеньквалификацииводителей.
Потребность в быстром и эффективном перемещении пассажиров и грузовявляется постоянной движущей силой, способствующей непрерывному развитиюавтомобильного транспорта. К настоящему времени число транспортных средств(ТС)вмирепревысило500млн единиц.
Уровеньавтомобилизациивначалетретьеготысячелетия(числоедиництранспортныхсредствна1000жителей)характеризуетсяследующимистатистическими данными: США — 780, страны Западной Европы — 350 — 510,Россия—220.ЕжегодновРоссииболеедвухмиллионовчеловекполучаютправонауправлениеТС,пополняяармиюводителей,составляющую40—45млнчеловек.
Эффективное функционирование такой сложной системы требуеторганизациисоответствующего управления. Систему управления дорожнымдвижением принятоназыватьсистемойводитель—автомобиль—дорога—среда(ВАДС).