Понятие о дорожном движении и системе «Водитель-автомобиль-дорога-среда».Элементысистемыиих характеристика.




 

Особенностиипроблемыдорожногодвиженияобусловлены,преждевсего,системой"Водитель-автомобиль-дорога-среда".

 

Этусистемуможнопредставитьввидевзаимосвязанныхкомпонентов"Водитель-автомобиль-дорога",функционирующихв средедвижения.

С

 

Терминсреда

движенияохватываетпешеходов и погодно-климатические

факторы.


Применительнокводителюречьидетосостоянииегоздоровья,уровнеподготовки,степениутомлённостиит.д.Применительнокавтомобилюможноотметить,чтонабезопасностьдвижениявлияютегогеометрическиеразмеры,тяговыеитормозныесвойства,освещение,удобство рабочего меставодителяит.д.

 

Применительно к дороге - это такие характеристики, как ширина проезжейчасти, коэффициент сцепления, ровность покрытия, геометрические параметры ит.д. Безопасность дорожного движения зависит от надёжности входящихв системуВАДСкомпонентов.ОтказывсистемеВАДСприводяткнарушениюеёфункционирования(заторывдвижении,неисправноститранспортныхсредств,повреждениядорог,дорожно-транспортныепроисшествия).

 

В структуре системы можно выделить подсистемы АД, ВА. ВД, СВ. СА, СД.ОсновнымэлементомсистемыВАДСявляетсяподсистемаводитель—автомобиль(ВА).ЦельфункционированияподсистемыВА—перемещениеизпункта X в пункт Y. Условия движения формируют конкретные задачи, которыедолжен решать водитель и которые сводятся к изменению скорости и траекториидвиженияТС.ОсобенностьюподсистемыВАявляетсято,чтовотличиеотмашинистаипилотаводительсамформируетпландействий,причем,какпоказываетстатистика,именнонаэтойстадиивозникает85...90%ошибок,приводящихкДТП,ибезопасностьдорожногодвиженияпоэтомузначительнониже,чемна железнодорожном ивоздушномвидах транспорта.

 

Рассмотрим структурную схему системы ВА. Исходя из цели управления иусловийдвиженияводительформируетзадачу,выбираетмаршрутдвижения,определяет способ решения задачи (максимальная средняяскорость, максимальнаяэффективность,максимальнаянадежность).Наформированиезадачибольшоевлияниеоказываетсвойственныйводителюстильвождения(агрессивно-самоуверенный,спокойныйиуверенный,неуверенный).Всоответствииспоставленной задачей формируются планы действий в складывающихся дорожно-транспортных ситуациях (ДТС): определяются скорость Va, дистанция d и интервал Ь. На выбор плана действий влияют мастерство водителя, свойства автомобиля,дорожные условия. Реализация плана действий выражается в перемещении органовуправленияавтомобилем.В результатетакихперемещенийпараметрыдвиженияавтомобиля изменяются: перемещение педали скорости S вызывает изменениетяговой силы Рт, что приводит к изменению скорости автомобиля Va.. ПеремещениепедалитормозаSсоздаеттормознуюсилуРтр,вызывающуюзамедлениедвижения,котороеизменяетскоростьавтомобиля.Поворотрулевогоколесаαрприводиткповоротууправляемыхколеснауголθ,т.е.вызываетпоявлениепоперечного ускорения jy, что изменяет траекторию движения. При возникновениикурсовойнеустойчивости(заноса)илиопасностиопрокидыванияводителюдополнительноприходитсястабилизироватьнеустойчивостьавтомобиля.Вэтомслучае задача, стоящая перед водителем,усложняется, а надежность управленияснижается.

Результат регулирования параметров движения автомобиля в виде скоростиУа,дистанции d иинтервала b воспринимаетсяводителем,т.е.являетсяинформациейобратнойсвязи,исравниваетсяспланомдействий.Приналичиирассогласованиямеждупланомирезультатомводительпроизводиткоррекцию


параметров движения автомобиля для устранения возникшего рассогласования. Вчастности,водительнепрерывнокорректируетотклонениеавтомобиляотвыбраннойтраекториидвижения.

РезультатуправленияавтомобилемввидепройденногопутиSa,временипоездки tn, расхода топлива gs, надежности управления автомобилем R являетсяинформациейобратнойсвязи,наоснованиикоторойводительпринимаетрешениеонеобходимостивнесенияизмененийвзадачууправления

 

 
 

 

 

Человекнеможетабсолютноточноопределитьэтиграницы.Когдапараметрыпланадействийблизкикним,водительлегковыходитзаграницыбезопасности. Поэтому причиной 85... 90 % ДТП являются ошибки, допущенныеводителемпривыборепланадействий,т.е.ошибкиводителясвязаныснеправильным выбором скорости, дистанции и интерваладвижения, неправильнойоценкой возможности смены полосы, выезда на встречную полосудвижения. Итольков10...15%случаевпричинойДТПявляютсяошибкивыполненияманеврапо выходу из нештатной (критической) ситуации. Чтобы повысить безопасностьдорожного движения, необходимо изменить поведениебольшей части водителей —сделатьегоменеерискованным.

 

Препятствиемнаэтомпутиявляетсямассовоенезнаниекритериевмастерства управления автомобилем. Каждый начинающий и значительная частьопытных водителей считают, что единственным показателем мастерства являетсяскорость.


Такой водитель при каждой возможности увеличивает скорость до предельновозможной по его оценке и из-за ошибок в оценке допустимойскорости регулярновыходитзаграницыбезопасности.Какрезультатэтого,легковыеавтомобилипопадают в ДТП в 2 раза чаще, чем автобусы, и в 1,5 раза чаще, чем грузовыеавтомобили.Движениеавтомобиляприэтомявляетсянеравномерным

—синтенсивнымиразгонамиизамедлениями.Вдействительностипоказателеммастерстваявляетсяравномерностьдвижения,умениедоехатьдопунктаназначениясоптимальнойсреднейскоростьюприминимальномрасходованиитопливаиресурса автомобиля.

Контрольныевопросы:

1. Дорожное движение — это совокупность движущихся и взаимодействующихмеждусобой транспортныхсредствипешеходов.

2. Безопасностьдвижения -степеньзащищенностилюдейиокружающейсредыотвредноговоздействиятранспорта.

3. Вотличиеотпешехода,водителемможетстатьистановитсятолькототчеловек,которыйпосостояниюздоровьяудовлетворяеттребованиям,предъявляемым к этой категории участников дорожного движения, а также прошелспециальнуюподготовкуисдалтеоретическийипрактическийэкзаменыврегистрационно-экзаменационномподразделенииГосавтоинспекции.

4. Автомобилизация —широкоепроникновениеавтомобилявпроизводственную и бытовую деятельность человека — имеет ряд особенностей.Автомобильявляетсядинамичнымиавтономнымтранспортнымсредством,позволяющимперемещатьсвысокойскоростьюгрузыипассажиров.Приэтомзначительноснижаютсязатратывременинадоставкугрузов,чтоприводиткускорениюпроизводственныхпроцессов,ростуобъемапродукции.Снижаютсяпотеривременипридвижениичеловекакместуработыилижительства,ивысвобождается время дляполезнойдеятельностииотдыха.

5. Главнаяособенностьавтомобильноготранспорта,отличающаяегоотдругихвидовтранспорта,состоитвегоспособностиперевозитьгрузипассажиров

«отдверидодвери»,т.е.непосредственноотпунктаотправлениякпунктуназначения.

6. Отрицательныепоследствияавтомобилизации:

- увеличениеколичестваДТП.

 

- ухудшениеэкологическогосостоянияокружающейсреды.Вотработавшихгазахсодержатсяканцерогенныекомпоненты(окислыазотаиуглерода,альдегиды,свинец,хлор,фосфор и т.д.)

- отрицательновоздействуетначеловекаишум,которыйявляетсяпричиной более 70% нервных расстройств жителей городов, вызывая усталость,раздражительность, бессонницу. В общем шумовом фоне города удельныйвестранспортногошумадостигает80%.Уровеньшумазависитотинтенсивностидорожного движения и от скорости транспортного потока. -Загромождение улицстоящимиавтомобилями.

7. Основныепричиныаварийностинаавтомобильномтранспорте.

- Недостаточная обеспеченность

автомобильного транспортасоответствующимипосвоимпараметрамдорогами

- Недостаточная изоляция транспортныхпотоков от других участниковдвижения

- Невысокийсреднийуровеньквалификацииводителей.

8. Уровеньавтомобилизациивначалетретьеготысячелетия(числоедиництранспортныхсредствна1000жителей)характеризуетсяследующимистатистическими данными: США — 780, страны Западной Европы — 350 — 510,Россия—220.ЕжегодновРоссииболеедвухмиллионовчеловекполучаютправонауправлениеТС,пополняяармиюводителей,составляющую40—45млнчеловек.

9. ОсновнымэлементомсистемыВАДСявляетсяподсистемаводитель—автомобиль(ВА).

10. ЦельфункционированияподсистемыВА—перемещениеизпункта X в пункт Y.

11. Рассмотрим структурную схему системы ВА. Исходя из цели управления иусловийдвиженияводительформируетзадачу,выбираетмаршрутдвижения,определяет способ решения задачи (максимальная средняяскорость, максимальнаяэффективность,максимальнаянадежность).

12. Схема системы «водительавтомобильдорогасреда » (ВАДС). Основной характеристикой системы ВАДС является ее надежность. Вообще надежность объекта – свойство выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям пользования, технологического обслуживания, ремонта.

13. Терминсредадвиженияохватываетпешеходов и погодно-климатические факторы.

14. Причиной 85... 90 % ДТП являются ошибки, допущенныеводителемпривыборепланадействий,т.е.ошибкиводителясвязаныснеправильным выбором скорости, дистанции и интерваладвижения, неправильнойоценкой возможности смены полосы, выезда на встречную полосудвижения.

15. Итольков10...15%случаевпричинойДТПявляютсяошибкивыполненияманеврапо выходу из нештатной (критической) ситуации.


 

 



 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: