Особенностиипроблемыдорожногодвиженияобусловлены,преждевсего,системой"Водитель-автомобиль-дорога-среда".
Этусистемуможнопредставитьввидевзаимосвязанныхкомпонентов"Водитель-автомобиль-дорога",функционирующихв средедвижения.
С
Терминсреда
движенияохватываетпешеходов и погодно-климатические
факторы.
Применительнокводителюречьидетосостоянииегоздоровья,уровнеподготовки,степениутомлённостиит.д.Применительнокавтомобилюможноотметить,чтонабезопасностьдвижениявлияютегогеометрическиеразмеры,тяговыеитормозныесвойства,освещение,удобство рабочего меставодителяит.д.
Применительно к дороге - это такие характеристики, как ширина проезжейчасти, коэффициент сцепления, ровность покрытия, геометрические параметры ит.д. Безопасность дорожного движения зависит от надёжности входящихв системуВАДСкомпонентов.ОтказывсистемеВАДСприводяткнарушениюеёфункционирования(заторывдвижении,неисправноститранспортныхсредств,повреждениядорог,дорожно-транспортныепроисшествия).
В структуре системы можно выделить подсистемы АД, ВА. ВД, СВ. СА, СД.ОсновнымэлементомсистемыВАДСявляетсяподсистемаводитель—автомобиль(ВА).ЦельфункционированияподсистемыВА—перемещениеизпункта X в пункт Y. Условия движения формируют конкретные задачи, которыедолжен решать водитель и которые сводятся к изменению скорости и траекториидвиженияТС.ОсобенностьюподсистемыВАявляетсято,чтовотличиеотмашинистаипилотаводительсамформируетпландействий,причем,какпоказываетстатистика,именнонаэтойстадиивозникает85...90%ошибок,приводящихкДТП,ибезопасностьдорожногодвиженияпоэтомузначительнониже,чемна железнодорожном ивоздушномвидах транспорта.
Рассмотрим структурную схему системы ВА. Исходя из цели управления иусловийдвиженияводительформируетзадачу,выбираетмаршрутдвижения,определяет способ решения задачи (максимальная средняяскорость, максимальнаяэффективность,максимальнаянадежность).Наформированиезадачибольшоевлияниеоказываетсвойственныйводителюстильвождения(агрессивно-самоуверенный,спокойныйиуверенный,неуверенный).Всоответствииспоставленной задачей формируются планы действий в складывающихся дорожно-транспортных ситуациях (ДТС): определяются скорость Va, дистанция d и интервал Ь. На выбор плана действий влияют мастерство водителя, свойства автомобиля,дорожные условия. Реализация плана действий выражается в перемещении органовуправленияавтомобилем.В результатетакихперемещенийпараметрыдвиженияавтомобиля изменяются: перемещение педали скорости Snс вызывает изменениетяговой силы Рт, что приводит к изменению скорости автомобиля Va.. ПеремещениепедалитормозаSnтсоздаеттормознуюсилуРтр,вызывающуюзамедлениедвижения,котороеизменяетскоростьавтомобиля.Поворотрулевогоколесаαрприводиткповоротууправляемыхколеснауголθ,т.е.вызываетпоявлениепоперечного ускорения jy, что изменяет траекторию движения. При возникновениикурсовойнеустойчивости(заноса)илиопасностиопрокидыванияводителюдополнительноприходитсястабилизироватьнеустойчивостьавтомобиля.Вэтомслучае задача, стоящая перед водителем,усложняется, а надежность управленияснижается.
Результат регулирования параметров движения автомобиля в виде скоростиУа,дистанции d иинтервала b воспринимаетсяводителем,т.е.являетсяинформациейобратнойсвязи,исравниваетсяспланомдействий.Приналичиирассогласованиямеждупланомирезультатомводительпроизводиткоррекцию
параметров движения автомобиля для устранения возникшего рассогласования. Вчастности,водительнепрерывнокорректируетотклонениеавтомобиляотвыбраннойтраекториидвижения.
РезультатуправленияавтомобилемввидепройденногопутиSa,временипоездки tn, расхода топлива gs, надежности управления автомобилем R являетсяинформациейобратнойсвязи,наоснованиикоторойводительпринимаетрешениеонеобходимостивнесенияизмененийвзадачууправления
![]() |
Человекнеможетабсолютноточноопределитьэтиграницы.Когдапараметрыпланадействийблизкикним,водительлегковыходитзаграницыбезопасности. Поэтому причиной 85... 90 % ДТП являются ошибки, допущенныеводителемпривыборепланадействий,т.е.ошибкиводителясвязаныснеправильным выбором скорости, дистанции и интерваладвижения, неправильнойоценкой возможности смены полосы, выезда на встречную полосудвижения. Итольков10...15%случаевпричинойДТПявляютсяошибкивыполненияманеврапо выходу из нештатной (критической) ситуации. Чтобы повысить безопасностьдорожного движения, необходимо изменить поведениебольшей части водителей —сделатьегоменеерискованным.
Препятствиемнаэтомпутиявляетсямассовоенезнаниекритериевмастерства управления автомобилем. Каждый начинающий и значительная частьопытных водителей считают, что единственным показателем мастерства являетсяскорость.
Такой водитель при каждой возможности увеличивает скорость до предельновозможной по его оценке и из-за ошибок в оценке допустимойскорости регулярновыходитзаграницыбезопасности.Какрезультатэтого,легковыеавтомобилипопадают в ДТП в 2 раза чаще, чем автобусы, и в 1,5 раза чаще, чем грузовыеавтомобили.Движениеавтомобиляприэтомявляетсянеравномерным
—синтенсивнымиразгонамиизамедлениями.Вдействительностипоказателеммастерстваявляетсяравномерностьдвижения,умениедоехатьдопунктаназначениясоптимальнойсреднейскоростьюприминимальномрасходованиитопливаиресурса автомобиля.
Контрольныевопросы:
1. Дорожное движение — это совокупность движущихся и взаимодействующихмеждусобой транспортныхсредствипешеходов.
2. Безопасностьдвижения -степеньзащищенностилюдейиокружающейсредыотвредноговоздействиятранспорта.
3. Вотличиеотпешехода,водителемможетстатьистановитсятолькототчеловек,которыйпосостояниюздоровьяудовлетворяеттребованиям,предъявляемым к этой категории участников дорожного движения, а также прошелспециальнуюподготовкуисдалтеоретическийипрактическийэкзаменыврегистрационно-экзаменационномподразделенииГосавтоинспекции.
4. Автомобилизация —широкоепроникновениеавтомобилявпроизводственную и бытовую деятельность человека — имеет ряд особенностей.Автомобильявляетсядинамичнымиавтономнымтранспортнымсредством,позволяющимперемещатьсвысокойскоростьюгрузыипассажиров.Приэтомзначительноснижаютсязатратывременинадоставкугрузов,чтоприводиткускорениюпроизводственныхпроцессов,ростуобъемапродукции.Снижаютсяпотеривременипридвижениичеловекакместуработыилижительства,ивысвобождается время дляполезнойдеятельностииотдыха.
5. Главнаяособенностьавтомобильноготранспорта,отличающаяегоотдругихвидовтранспорта,состоитвегоспособностиперевозитьгрузипассажиров
«отдверидодвери»,т.е.непосредственноотпунктаотправлениякпунктуназначения.
6. Отрицательныепоследствияавтомобилизации:
- увеличениеколичестваДТП.
- ухудшениеэкологическогосостоянияокружающейсреды.Вотработавшихгазахсодержатсяканцерогенныекомпоненты(окислыазотаиуглерода,альдегиды,свинец,хлор,фосфор и т.д.)
- отрицательновоздействуетначеловекаишум,которыйявляетсяпричиной более 70% нервных расстройств жителей городов, вызывая усталость,раздражительность, бессонницу. В общем шумовом фоне города удельныйвестранспортногошумадостигает80%.Уровеньшумазависитотинтенсивностидорожного движения и от скорости транспортного потока. -Загромождение улицстоящимиавтомобилями.
7. Основныепричиныаварийностинаавтомобильномтранспорте.
- Недостаточная обеспеченность
автомобильного транспортасоответствующимипосвоимпараметрамдорогами
- Недостаточная изоляция транспортныхпотоков от других участниковдвижения
- Невысокийсреднийуровеньквалификацииводителей.
8. Уровеньавтомобилизациивначалетретьеготысячелетия(числоедиництранспортныхсредствна1000жителей)характеризуетсяследующимистатистическими данными: США — 780, страны Западной Европы — 350 — 510,Россия—220.ЕжегодновРоссииболеедвухмиллионовчеловекполучаютправонауправлениеТС,пополняяармиюводителей,составляющую40—45млнчеловек.
9. ОсновнымэлементомсистемыВАДСявляетсяподсистемаводитель—автомобиль(ВА).
10. ЦельфункционированияподсистемыВА—перемещениеизпункта X в пункт Y.
11. Рассмотрим структурную схему системы ВА. Исходя из цели управления иусловийдвиженияводительформируетзадачу,выбираетмаршрутдвижения,определяет способ решения задачи (максимальная средняяскорость, максимальнаяэффективность,максимальнаянадежность).
12. Схема системы «водитель – автомобиль – дорога – среда » (ВАДС). Основной характеристикой системы ВАДС является ее надежность. Вообще надежность объекта – свойство выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям пользования, технологического обслуживания, ремонта.
13. Терминсредадвиженияохватываетпешеходов и погодно-климатические факторы.
14. Причиной 85... 90 % ДТП являются ошибки, допущенныеводителемпривыборепланадействий,т.е.ошибкиводителясвязаныснеправильным выбором скорости, дистанции и интерваладвижения, неправильнойоценкой возможности смены полосы, выезда на встречную полосудвижения.
15. Итольков10...15%случаевпричинойДТПявляютсяошибкивыполненияманеврапо выходу из нештатной (критической) ситуации.