Список использованных источников. Рассмотрим демонических персонажей в наиболее известных произведениях русской




Таким образом, мы видим, что черти и бесы в Древней Руси считались незначительными темными духами, вредными, но не причиняющими особого вреда, если научиться правильно защищаться от их козней, а образ Дьявола как прародителя абсолютного Зла укрепился лишь в 18 - 19 веках и был навеян деятелями европейской культуры.

Рассмотрим демонических персонажей в наиболее известных произведениях русской литературы и искусства 19 - 20 веков. Сперва, обратимся к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Автор характеризует образ и внешность своего героя следующими словами:

«Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!» [4, с. 194]
«Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица. » [4, С. 207]

 

Из этих строк мы видим, что Демон имеет крылья, злобный взгляд, холодное и равнодушное лицо, весь его образ одинокий, мрачный, отвергнутый и порочный. Он совращает Тамару и губит ее душу, как настоящий искуситель.

 

Если рассмотреть картину художника Михаила Врубеля «Демон сидящий» [5], сюжет которой был навеян автору вышеупомянутой поэмой Лермонтова, можно заметить основные черты, указывающие на дьявольскую сущность персонажа. Его руки оттенены черным цветом, как знак того, что он протягивает их к чистым душам и насылает ими пороки на людей. И сам он так же грешен, у него темные глаза и кожа, черные волосы, отвергнутый вид, его окружение изображено в бардовых мрачных тонах, символизирующих царство Ада.

На еще одной картине «Демон поверженный» [6] М. Врубель показывает нам героя в виде падшего и отвергнутого существа. Его поза и окружающая обстановка напоминает сцену падения в Ад, в бездну, наказание и непринятие земным миром.

На картине «Демон летящий» [7] герой изображен с абсолютно черным гневным лицом, окутанный темной атмосферой, за ним тянется длинный черный шлейф, он словно ищет невинную душу, чтобы украсть и совратить ее.

Все эти образы имеют схожие внешние характеристики и символичные оттенки как на картинах, так и в строках описаниях из литературных произведений. А именно: мрачность, одиночество, отверженность, тоска и злоба.

В 20 веке образ Дьявола претерпевает изменения. Примером послужит Воланд из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В первой главе мы видим некого темного персонажа, которого автор описывает следующим образом «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец» [8, С.6]. Этот образ сразу кажется читателю загадочным, странным, возможно необычным. Но совсем не страшным, злым или отвратительным. Хотя сравнивая с предыдущими демоническими персонажами, мы отмечаем нечто общее: высокий рост, черные цвета в одежде, трость, как символ власти, и злой взгляд разных глаз. Также, на протяжении развития сюжетной линии романа мы видим Воланда в сопровождении черного кота и демонов.

Итак, можно сделать следующие выводы. Почти всегда в описании внешности Дьявола фигурирует черный цвет: будь то шерсть, глаза, цвет кожи, рогов, когтей или облачения владыки тьмы. В своей книге «Символика цвета» Николай Серов характеризует этот цвет, как символ темноты, ночи и зла. «Черным цветом в христианстве наделяется дьявол и ад. Черный – цвет дьявола, а потому и греха, и его искупления Христом». [9, С.120] Ведь когда человек ничего не видит, как поясняет автор, от неизвестности его охватывает чувство страха, тревоги и опасности. «Черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затмения сознания». [9, С.125]

Не редко внешность Демона включает в себя красные кожные покровы, горящие глаза, кровь и огонь Ада. Серов описывает этот цвет не только, как символ любви, страсти и красоты, что тоже присуще Дьяволу-искусителю, но и как знак опасности, крови, ярости и огня. «Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение….красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение» [9, С.168].

Таким образом, рассмотрев различные образы Дьявола в произведениях русской культуры вплоть до 20 века, мы можем составить общую характеристику внешности этого персонажа: отвергнутый и одинокий, ему сопутствуют темные символизирующие опасность и тьму цвета, сопровождают животные мотивы как в самом облике, так и в качестве спутников демона; он и его символика олицетворяют собой страх, порок и нечистую силу.

В современном мире знаки таинственности и привлекательности темных сил все чаще вызывают интерес среди подростков, которые уже столкнулись в своей жизни с трудностями, непониманием, тотальным контролем. Молодое поколение жаждет свободы, власти и склонно к бунтарскому поведению, поэтому Дьявол как персонаж становится для них привлекательным. Но не стоит забывать, что этот образ почти всегда оставался символом зла и порока, которые разрушают человека и его душу, что и пытались донести до нас деятели культуры и искусства.

 

Список использованных источников

1. Амфитеатров А. В. Дьявол. В быте, легенде и в литературе Средних веков. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 345 с.

2. Гоголь Н. В. Повести. Ночь перед Рождеством. – М:. Художественная литература, 1979. – 368 с.

3. Милашевский В. А. Иллюстрация к книге Сказка о Попе и работнике его Балде. – М.: Детский Мир, 1963. – 16 с.

4. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Демон. – М.: Художественная литература, 1989. – 478 с.

5. Врубель М. А. Демон летящий. 1899. [Картина]

6. Врубель М. А. Демон поверженный. 1901-1902. [Картина]

7. Врубель М. А. Демон сидящий. 1890. [Картина]

8. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. – М.: Современник, 1986. – 368 с.

9. Серов Н. В. Символика цвета. – СПб.: Страта, 2015. – 176 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: