Особенности эпид. процесса:
- Клиническое развитие сальмонеллёза на 4-7 сутки пребывания в стационаре.
- Выделения сальмонеллёза на фоне ухудшения состояния здоровья при отрицательных первичных анализах.
- Наличие диагностированного или предполагаемого случая заболевания.
- Обнаружение сальмонеллёза в смывах с предметов окружающей среды.
- Идентичность сальмонеллёза от объектов окружающей среды и человека.
- Биологические свойства возбудителя.
- Отделения группы риска: родильные отделения, детские и хирургические отделения, психоневрологические отделения.
Слежение за циркуляцией возбудителя.
- Контроль ЦГСЭН - взятие смывов, контроль стерильности при дезинфекции и стерилизации, воздуха.
- Контроль сухих препаратов, дезинфицирующих средств и рабочих растворов.
- Самоконтроль.
Точки забора смывов на сальмонеллёз:
- Процедурный кабинет.
- Операционные, перевязочные.
- Пищеблок, столовая, раздаточная, инвентарь разделочный..
- Холодильники.
- Предметы ухода за больными.
Контингент, подлежащий обследованию на сальмонеллёз:
- Больные с температурой неясной этиологии.
- Больные с дисфункцией кишечника.
- Больные длительно находящиеся в стационаре, переводимые из отделения в отделение, из стационара в стационар.
Изменение микробного пейзажа (появление нового штамма):
- Изменение микробного пейзажа в сторону моноэтиологичности.
- Появление ранее не встречающего серовара.
- Появление госпитального штамма.
Мероприятия, проводимые в отделении.
- Предусмотреть выделение палат – изоляторов для пациентов с инфекционной патологией, при невозможности их перевода в инфекционное отделение, со строгим противоэпидемическим режимом: уборочный инвентарь, дез. растворы, посуда, питание. Использование спецодежды для медработников и смена её - ежедневно
|
Тактика при выявлении госпитального штамма:
- При единичном заболевании поставить в известность администрацию.
- 3 и более случаев, на основании Приказа №66-11 от 1997 года – ставится в известность Санэпидстанция.
- Консультация врача инфекциониста.
- Изолировать заболевшего.
- Бактериологическое обследование на дез. группу (нативный материал) – контактных больных и персонала.
- Взятие крови на серологию в два стерильных флакона с притертой пробкой, содержащих по 50 мл мясо – пептидного, или 100 мл желчного бульона
- При ОРЗ взять материал для бактериологического обследования из зева.
- Наблюдение в течение 7 дней за контактными лицами с ведением дневника наблюдений.
- Одномоментное обследование всех смен персонала отделения.
- Включить в контактные всех, кто выписан за 7 дней, и передать списки на участок для немедленного обследования и наблюдения.
- Карантин на отделение.
- Запрещение приёма новых больных в отделение.
- Усиливается режим дезинфекции.
- Проведение текущей дезинфекции и контроль текущей дезинфекции.
- Камерная дезинфекция.
- Генеральная уборка.
-Заключительная дезинфекция после выписки всех контактных больных.
- Контроль над дезинфекцией: взятие смывов, контроль воздуха и проб с пищеблока.
- Открытие отделения после отрицательных результатов смывов.
Ежедневная профилактика сальмонеллёза в стационаре:
- Сбор эпид. анамнеза при поступлении в стационар.
|
- Обследование поступающих больных на педикулёз.
Алгоритм действий медработника при выявлении педикулёза у больного:
Надеть дополнительно халат, перчатки, косынку.
Усадить больного на кушетку, покрытую клеёнкой. Объяснить необходимость и последовательность предстоящей процедуры.
Обработать волосы любым противопедикулёзным средством.
Покрыть волосы косынкой и оставить для экспозиции на время, согласно инструкции для препарата (обычно 20 минут)
Промыть волосы тёплой водой, вытереть стерильной салфеткой.
Вычесать волосы частым гребнем в течение 10-15 минут.
Белье пациента, как и халат медработника, отправить в дезинфекционную камеру.
На титульном листе медицинской карты делается отметка «Р» pediculus – вошь.
- Обследование на дез группу необследованных поступающих больных и переводимых из других стационаров.
Правила забора кала на бактериологический посев:
Используют стерильную, широкогорлую стеклянную банку с притертой пробкой, обвязанной двухслойной пергаментной бумагой и содержащей пептидный щелочной агар. Фекалии берут петлёй, трубочкой, баллончиком 10-20 мл соблюдая все правила асептики и антисептики. Пишут направление в лабораторию и отправляют в герметично закрытом биксе.
- Контроль над характером стула больных.
- Ежедневный контроль температуры больных – 2 раза.
- Контроль личной гигиены больных.
- Ежедневное обследование на педикулёз.
- Цикличность заполнения палат.
- Соблюдение режима смены белья и его хранения.
- Камерная обработка белья после выписки больных.
- Соблюдение и контроль использования уборочного инвентаря.
|
- Проведение текущей уборки и генеральных уборок строго по графику.
В административных и общих помещениях: удаление пыли с поверхностей инвентаря с использованием 15 раствора хлорамина; полы моют 0,5% раствором моющего средства.
Режимные кабинеты: текущая уборка не менее 3-х раз в сутки, в том числе один раз с использованием дезинфицирующего средства.
При проведении используется только стерильная ветошь. Вынесенные из помещения предметы обрабатываются вне помещения и вносятся до включения бактерицидной лампы.
Генеральная уборка 1 раз в неделю.
Принцип проведения – сверху вниз.
Условия проведения: максимальное освобождение помещения от предметов, оборудования, инвентаря, инструментов, медикаментов.
Используемые дез средства:
5% раствор хлорамина
6% раствор перекиси водорода с 0,5 % раствором моющего средства
1% активного раствора хлорамина.
Способ проведения: орошение, протирание.
Метод проведения:
1 – этап. Цель – обеспечить контакт между микробной клеткой и дез препаратом, т.е освобождение от жировых и прочих наслоений.
Орошение (протирание) раствором с 0,5% моющего средства.
50 грамм на 10 литров воды.. Порядок проведения: потолок, стены (справа – налево), пол.
2 – этап. Вытирание сухой ветошью или подсушка.
3 – этап. Орошение (протирание) дезраствором, обильно смоченной ветошью в той же последовательности, какая была указана выше.
4 – этап. Экспозиция 1 час – при закрытом помещении(делается запись в тетради учёта генеральных уборок: дата, час).
5 – этап. Смывание водопроводной водой, в той же последовательности.
6 – этап. Подсушка (вытирание сухой ветошью)
7 – этап. Обеззараживание бактерицидной лампой 2 часа с последующим проветриванием.
- Борьба с тараканами и грызунами.
- Вести контроль над работой младшего персонала.
- Инструктаж персонала при поступлении на работу и 1 раз в 6 месяцев.
- Контроль уборки и промывки холодильников.
- Ежедневный контроль холодильников с учетом сроков реализации разрешённых продуктов.
- Ежедневный контроль тумбочек в отделении.
- Соблюдение питьевого режима.
- Соблюдение правил доставки и сроков реализации пищи из пищеблока в отделение. Контроль при раздаче пищи медработника.
- Соблюдение и контроль режима обработки посуды в столовой с использованием дез средств.
Посуда очищается от пищи. Обезжиривается в растворе 1 столовая ложка соды на ведро воды. Замачивается в 0,5% растворе хлорамина на 30 минут. Промывается под проточной водой. Храниться в сухом виде.
- Обеззараживание отходов:
Класса Б: потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, загрязнённые биологическими жидкостями. После дезинфекции собираются в одноразовую герметическую упаковку, заполняя на ¾. После удаления воздуха из упаковки осуществляют герметизацию.
Хранят не более суток в жёлтых пакетах в специальных баках.
- Контроль работы аптек – использование дез средств с учётом факторов, влияющих на обеззараживающий эффект:
Должная концентрация раствора.
Экспозиция, соответствующая препарату.
Обеспечение контакта между химическим препаратом и микробной клеткой.
Способность химического препарата растворения в воде.
Общие факторы препарата – влажность, температура, плотность, наличие органических загрязнений.
Норма расхода препарата для профилактической дезинфекции в ЛПУ – 150 мл/м2.
Препараты, используемые для дезинфекции:
Жавелион (таблетки). Используется 0,1%, 0,2%, 0,06; растворы.
Виркон – 2% раствор.
Раствор хлорамина – 0,5%, 1%, 2%, 5%.
Раствор хлоргекседина – 0,5%, 1%.
Только строгое соблюдение правил асептики и антисептики, методов дезинфекции и стерилизации поможет не только предупредить заболеваемостью сальмонеллезом в ЛПУ, но и своевременно и грамотно предупредить распространение заболевания.
В своей работе необходимо руководствоваться следующими законами приказами:
Приказ №720 от 10.06.85 «Об улучшении медицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и усиление мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».
Приказ № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране»
Приказ №345 от 26.11.97 «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции в акушерском стационаре».
Приказ №170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ инфекции»
Приказ 342 от 26,11,98 «О борьбе с педикулёзом».
Приказ 482 от 11.11.97 «О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению»
ОСТ 42-21-2-85 Отраслевые стандартные требования.
Закон № 52 СанПИ.
Сан.ПиН 2.1.7.728-99 Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно профилактических учреждениях.