Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся 5-6 классов распределяются по двум уровням.
Результаты (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о личной гигиене, о технике безопасности на занятиях физкультурой, о видах двигательной активности в режиме дня, о традиционных и нетрадиционных видах спорта с мячом, о российских спортивных традициях, о правилах спортивных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Формы достижения результатов первого уровня: игра-путешествие, практические занятия, беседы, тренинги, тестирование.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спорту, к труду, к родному Отечеству, к другим людям.
Формы достижения результатов второго уровня: конкурсы, познавательная экскурсия, соревнование. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные:
• определять смысл влияния физической культуры на здоровье человека;
• устанавливать значение результатов своей игровой деятельности для удовлетворения потребностей в движении, в общении со сверстниками и взрослыми, в повышении уровня физического развития и физической подготовленности, в формировании устойчивых мотивов самосовершенствования;
• оценивать нравственно-этическую составляющую событий и действий с точки зрения моральных норм.
Регулятивные:
• ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;
• определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата;
• составлять план и последовательность действий для достижения результата;
• контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия;
• оценивать качество и уровень освоения задания.
Познавательные:
• находить и структурировать информацию;
• анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
• выстраивать логическую цепь рассуждений на заданную тему.
Коммуникативные:
• учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
• согласовывать усилия детей в организации и осуществлении совместной деятельности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• контролировать действия партнера в игровой деятельности;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
• планировать применение игр с мячом в режиме дня;
• излагать факты истории развития спортивных игр с мячом, спортивных традиций региона;
• представлять подвижные игры с мячом как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности первоклассников;
• применять способы коррекции осанки, развития физических качеств, средствами игр с мячом;
• овладение техникой движений с мячом;
• моделировать комплексы упражнений с мячом из ранее изученных элементов;
• оформлять модели комплексов с использованием знаково-символических действий.
Тематическое планирование
№ | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов |
Познакомимся с мячом. Введение в предмет | Игра-путешествие | ||
Веселый мяч | Практическое занятие | ||
Дружный мяч | Практическое занятие | ||
Жонглеры | Сюжетно-ролевая игра | ||
Летающие мячи | Практическое занятие | ||
Меткий стрелок | Сюжетно-ролевая игра | ||
Мой любимый мяч | Соревнование | ||
Затейники | Практическое занятие | ||
Равнение на олимпийцев | Беседа | ||
Спортландия для всех | Спортивный праздник | ||
Итого: |
Содержание программы
Тема 1. Познакомимся с мячом. Введение в предмет Игра-путешествие. Поиск информации о видах спорта с мячами. Распределение по командам. Определение ролей, получение карты маршрута игры. Определение последовательности действий. Прохождение по станциям игры: «Лапта», «Волейбол», «Баскетбол», «Мини-футбол».Истории развитий в СССР, России и Башкортостане. Оценивание правильности выполнения заданий на станциях. Подведение итогов игры-путешествия происходит в виде эстафеты с разными мячами. Коллективная рефлексия (Определение значения игр с мячом для физического развития).
Тема 2. Веселый мяч
Практическое занятие. Выполнение заданий в ходьбе и беге, разучивание комплекса ОРУ с большим мячом под контролем учителя. Выполнение индивидуальных заданий: подброс мяча на заданную высоту и ловля его. Моделирование различных исходных положений для выполнения бросков и ловли мяча. Выполнение индивидуальных упражнений у стены — броски на заданные расстояния. Определение удобного для себя расстояния для выполнения качественного броска и ловли. Объяснение, почему выбрано именно это расстояние. Усложнение действия путем увеличения расстояния. Определение качества выполнения броска и ловли мяча в зависимости от расстояния. Объяснение, почему получилось или не получилось выполнить качественно двигательное действие. Ведение мяча на месте и в движении, подброс и ловля мяча; бросок мяча в кольцо и ловля после отскока. Вначале по заданию учителя выполнение действия с расстояния 2-3 м от щита, затем, если не попадают, — определение оптимального для попадания расстояния. Участие в подвижных играх: «Попади в цель», «Бросай — поймаю», «Мяч капитану». «Эстафета баскетболиста». Выполнение задания: придумать 3 упражнения с мячом для включения его в утреннюю зарядку.
Групповая рефлексия (Насколько игровая деятельность удовлетворяет вашу потребность в движении?).
Тема 3. Дружный мяч
Практическое занятие. Выполнение упражнений в парах: переброс мяча друг другу, с отскоком о пол, бросок из-за спины, прием спиной вперед и т.д. Оценивание правильности выполнения двигательного действия, выявление ошибок при выполнении. Демонстрация ОРУ с мячом партнеру. Оценивание выполнения ОРУ, аргументирование своей оценки. Участие в подвижных играх: «Бросай — поймаю», Эстафеты баскетболиста. Обучение игре в баскетбол по упрощенным правилам. «Мини-баскетбол», «Линейный баскетбол»
Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда ваша команда выиграла (проиграла)?). Закрепление правил честной игры.
Тема 4. Жонглеры
Сюжетно-ролевая игра «В цирке». Объяснение учителем игрового замысла, подготовка игрового материала совместно с учителем. Совместно с учителем формулирование правил игры, системы поощрений и штрафов за нарушение правил. Свободное распределение на группы по три-четыре человека. Выполнение задания с двумя теннисными мячами, затем с двумя малыми резиновыми. Индивидуальное выполнение заданий с двумя мячами: перекладывать мяч из одной руки в другую; подбросить два мяча и поймать; мяч из правой руки подбросить, мяч из левой руки переложить в правую; подбросить мячи двумя руками, поймать — руки скрестно; подбросить два мяча, выполнить хлопок в ладоши, поймать мячи. Выполнение заданий в парах, тройках. Групповое обсуждение циркового номера и представление его на воображаемой арене. Оценивание другими группами представленного циркового номера. Подведение итогов, высказывание своих суждений. Игры «Бить-бежать» и «Лапта»
Групповая рефлексия (С каким мячом было удобнее выполнять упражнения? Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Насколько комфортно было работать в группе?).
Тема 5. Летающие мячи
Практическое занятие. Выполнение упражнений в парах: переброс мяча друг другу, приём и передача мяча сверху в волейболе и приём мяча с низу. Оценивание правильности выполнения двигательного действия, выявление ошибок при выполнении. Демонстрация ОРУ с мячом партнеру. Оценивание выполнения ОРУ, аргументирование своей оценки. Участие в подвижных играх: «Бросай — поймаю через сетку», «Пионербол». Обучение игре в волейбол на пол площадки. «Волейбол в пас», «Защита и нападение в волейболе»
Групповая рефлексия (Что вы испытывали, когда с первого раза не удалось выполнить упражнение? Какие чувства вы испытали, когда ваша команда выиграла (проиграла)?). Закрепление правил честной игры.
Тема 6. Меткий стрелок
Сюжетно-ролевая игра. Объяснение учителем сюжета игры. Свободное распределение ролей игры. Участие в игровых действиях. Коллективное освоение техники метания мяча в цель, на дальность, по движущейся цели. Закрепление техники метания в подвижных и спортивных играх «Охотники и утки», «Меткий стрелок», «Бить-бежать», «Лапта».
Групповая рефлексия (Какие упражнения получились и не получились и почему? Что бы вы хотели исправить в технике метания? Какие двигательные качества необходимо развивать для достижения высокого результата в метании и попадании?).
Тема 7. Мой любимый мяч
Соревнование Проведение учащимися разминки с мячом. Организация, проведение и судейство игры по выбору. «Мой любимый мяч».
Групповая рефлексия (Насколько значим данный вид деятельности для твоего саморазвития и почему?).
Тема 8. Затейники
Практическое занятие. Подготовка и проведение интервью с дедушкой (бабушкой или другими родственниками) — в какие игры с мячом они играли в детстве. (Башкирские народные игры)Оформление интервью в виде записи или рисунка. Поиск информации о нетрадиционных играх с мячом. Коллективный просмотр видеоматериалов «Мини-футбол». Сравнение игр детства родственников и современных игр, нахождение сходства и отличия. Игра «Мини-футбол». Знакомство с игрой, с историей возникновения игры, экипировкой для игры, с этическими правилами игры.
Индивидуальные упражнения с мячом «Мини-футбол». Разучивание элементарных, родственных двигательных действий. Изучение технических приемов игры: набрасывание мяча на носок и пятку правой и левой рукой, ловля мяча рукой после передачи ногой, перебрасывание мяча с правой ноги на левую, «набивание» мяча носком правой и левой ноги, подбивание мяча ногой выше колена индивидуально. Участие в подвижных играх с мячом «мини-футбол». Моделирование комплексов ОРУ с мячом «Мини-футбол», изображение графически, представление моделей ОРУ на занятии. Разучивание комплекса ОРУ с мячом «Мини-футбол». Работа в парах. Набрасывание мяча «Мини-футболе» себе и партнеру. Остановка мяча после перемещения. Набивание. Подготовка информации о влиянии игр с мячом на развитие двигательных качеств, представление сообщения на заданную тему. Закрепление умения владения техникой игры «Мини-футбол» в подвижных играх: «Пинай— остановлю», «Не давай мяча водящему», «Мяч нападающему». Творческое оформление содержания интервью с родственниками и представление его в классе.
Тема 9. Равнение на олимпийцев
Познавательная экскурсия. Поиск информации о знаменитых спортсменах республики Башкортостан и Бурзянского района, о спортивных традициях Башкортостана, понимание значения достижений спортсменов для прославления Родины. Творческое оформление информации (фото, краткая биография, достижения). Формулирование выводов.
Групповая рефлексия (Для чего важно заниматься физической культурой и спортом? Насколько значимы достижения спортсменов для прославления Родины? Какой вклад внесли омские спортсмены в копилку достижений России на международной спортивной арене?).