А.П. Ольшевский «Традиция тантрического шактизма»




Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти. Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется «шакти». Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе — ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами). || «Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60) Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3) Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8) В Ниррутара-тантре сказано: Шакти-гьянам вина деви нирванам найва джаяте «Невозможно достичь освобождения без познания Шакти». В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)». В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее». Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 - 58) Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ». Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22). Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти — Брахма, крия-шакти — Джанардана (Вишну), иччха-шакти — Рудра. Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана. «Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад) В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма». Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита. Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями. В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа — шабда-брахма, состоящий из букв от «а» до «кша», который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от «а» до «кша» есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 - 12). В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та).Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава) Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от «а» до «кша», порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра) Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти. «От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14) Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1) Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69). В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад). «То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26) В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог «пра» означает главную причину творения; процесс творения называется «крити», поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее «Пракрити»». Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение: Пара-брахмач ча пракритих пратибимба-сварупини (Шактисангама-тантра)   Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша — мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания». В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити». В Йогини-тантре (гл. 2) сказано: Кали ча джагатам матар сарва-шастрешу нишчитам «Кали — мать всех миров, так утверждается во всех писаниях». «Из нее возникает весь этот мир, со всем, что движется и недвижно и затем снова растворяется в ней. Ее энергия безгранична; она есть океан милосердия; в ней пребывает освобождение; она — Повелительница мира, наполненная вечным блаженством». (Камакхья-тантра 9) Проявляя себя как пракрити, Шакти остается в безграничном сознании и блаженстве Абсолюта: Ахам пракрити-рупа чет чид-ананда-параяна (Кулачудамани-нигама)   Поэтому она является причиной высшего освобождения. «Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива, все даруют спасение (мукти) без высшей нирваны (освобождения). Высшая нирвана возникает с помощью Пракрити, поэтому следует всеми усилиями совершать поклонение Пракрити». (Нируттара-тантра 9) В шестнадцатой главе Найика-тантры Шива говорит Парвати: «Слушай, о Богиня, обладающая великой славой, о том, какова причина поклонения тебе, посредством которого достигается соединение с Брахманом. Ты есть высшая природа Брахмана и Высшей Души (параматма). Тобою рожден весь мир; ты — Мать вселенной. Все от махат-таттвы (субстанция мирового разума) до атомов (ану), все, что движется и неподвижно, порождено тобой. Тебе подчинен весь этот мир (твад адхинам идам джагат)». В Шива-агаме сказано: «Шакти — это Шива, Шива — это Шакти. Шакти — это Брахма и Джанарданва. Шакти — это солнце, луна и светила. Весь мир — это тело Шакти (шакти-рупам джагат сарвам)». Все сознательное и бессознательное во вселенной пронизано присутствием Шивы и Шакти: «Шива-шакти-маям виддхи четана-ачетанам джагат». (Гандхарва-тантра 36.29) На уровне высшего понимания (парамартхика) Шакти едина с Шивой и не отлична от него: Ума-шанкарайор бхедо настьева пара-мартхатах. (Линга-пурана) На анайор видьяте бхедо йа шактих са шиво дхрувам «Нет различия между ними. Шакти — это сам Шива» (Гандхарва-тантра 40.4). В Шива-пуране (Ваявия-самхита) говорится: «Шива — это Деви, Деви — это Шива. Между ними не существует различия, подобно луне и лунному свету». «Таким образом, Шакти и обладатель шакти (шактиман) находятся в постоянной зависимости друг от друга. Шакти не существует без Шивы (на шивена вина шактих), Шива не существует без Шакти». (Упари-бхага 5.9-12) В Нирвана-тантре (гл. 7) сказано: «Владыка и Создатель Вселенной Шива, который является обителью ниргуны (ниргуна-алайя), не может проявлять свою потенцию без своей Шакти-Шри-Бхуванешвари». Шива говорит Богине: «Без Шакти я всегда имею форму трупа (сада ахам шава-рупаках); когда я соединен с Шакти, я — Шива, исполняющий все желания». (Гуптасадхана-тантра 2) Согласно Тантре, Шакти олицетворяет женскую природу Абсолюта. Поэтому вселенная рассматривается как проявление Бога в его женском аспекте: йошид-рупам смарет сарвам джагад этач чарачарам. (Шактисангама -тантра) Особенностью Шакта-тантры является необычайно почтительное отношение к женщине и поклонение ей как земному воплощению Шакти. Шакта видит в ней божественное начало и источник жизни всего существующего: стрийо девах стрийо пранах стрия эва вибху-шанам (Кали-тантра). В Шактисангама-тантре (Кали-кханда 4.5) говорится: «Все женщины должны рассматриваться как формы Кали и Тары. Когда такое понимание достигнуто, восприятие становится свободным от объектов иллюзорного мира». Тантры и пураны описывают Абсолют как божественную супружескую пару, олицетворяющую соединение женского и мужского принципов. Поэтому все, что существует в этом мире, обладает качествами Шивы и Шакти. «Все мужчины — это Шива, все женщины — это Парвати. Все движимое и неподвижное во вселенной есть воплощение Шивы и Деви. Поэтому весь этот мир является потомством Шивы и обладает природой Шивы» (Брихаддхарма-пурана). «Все мужчины — это Шанкара, все женщины — это Махешвари. Все они являются проявлениями Шивы и Шакти». (Шива-пурана) В тантрической традиции единство Шивы и Шакти персонифицируется в образе Ардханари-ишвары — Божества, правая половика которого — Шива, а левая — Шакти. Каждая форма Шивы связана с одной из форм Шакти. В тантрах описывается десять основных форм Бхагавати Кали, называемые Махавидья, среди которых главная — Кали. В Чамунда-тантре говорится: «Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Вагаламукхи, Матанги и Камала, — это десять Махавидья, известные как Сиддхавидья». Нируттара-тантра указывает восемнадцать Махавидья: «Кали, Тара, Чхиннамаста, Матанги, Бхуванешвари, Аннапурна, Нитья, Махишамардини Дурга, Тварита, Трипура, Пута, Бхайрави, Вагала, Дхумавати, Камала, Сарасвати, Джаядурга и Трипурасундари — это восемнадцать Махавидья, указанные в тантрах и других писаниях». Указывается также восемь видов Бхавати Кали: «Дакшина-Кали, Сиддха-Кали, Гухья-Кали, Шри-Кали, Бхадра-Кали, Чамунда-Кали, Шмашана-Кали и Махакали, — это восемь видов Кали». (Тодала-тантра 3.17-18) Тантра-антара говорит, что «Кали имеет два вида: черная и красная. Черная называется Дакшина, красная называется Сундари». Имя Бхагавати Кали имеет несколько значений. Одно из имен Шивы — Махакала. Поэтому его шакти в образе супруги Махакалы называется Махакали. Санскритское слово «кала» означает «черный». Подобно тому, как черный цвет поглощает все другие цвета, вся вселенная растворяется в изначальной энергии Бога (адья-шакти), называемой Кали. Кала также означает время. Это имя Садашивы в его разрушительном аспекте. «Из-за того, что она контролирует время (каласья янтранат), ее называют Кали». (Мундамала-тантра 3.56) Калатвад адибхутатвад адья-калити гияте «Оттого, что она уничтожает и дает начало всему, она называется Адья-Кали». (Маханирвана-тантра 4.32) Другое имя Бхагавати Кали — Дакшина Кали. Слово «дакшина» означает «дар», «вознаграждение». Оттого, что она вознаграждает того, кто ей поклоняется, она называется Дакшина Кали. «Подобно тому, как после совершения обряда, дакшина (вознаграждение, даваемое брахману) приносит достижение желаемого результата, она дарует всем плоды освобождения, поэтому она называется Дакшина-Кали». (Камакхья-тантра 9) Дакшина также означает праведность. Оттого, что она дарует плоды праведной жизни, она называется Дакшина Кали. Другое значение слова дакшина — «юг, южный». В Нирвана-тантре говорится: «Сын Солнца, бог смерти Ямараджа, обитающий в южной (дакшина) стороне, услышав имя Кали, в страхе удаляется прочь (это означает, что он не может направить в ад того, кто поклоняется Кали), поэтому Бхагавати Кали называется Дакшина Кали». Оттого, что она постоянно обитает в местах кремации (шмашана), она называется Шмашана Кали. Шмашана символизирует сердце человека, которое наполнено пеплом (бхасма) материальных желаний. Погребальный костер (чита) означает огонь знания (гьяна-агни), который сжигает последствия кармы и рассеивает темноту неведения. Этот огонь символизирует Бхагавати Кали. В Гуптасадхана-тантре говорится: Бахни-рупа маха-майя сатьям сатьям на саншаях ата эва махешани шмашаналая-васини «Огонь — это образ Махамайи. Это истина, в этом нет сомнения. Поэтому она всегда пребывает в местах кремации трупов». Шмашана также означает преходящий материальный мир, в котором Махашакти в форме божественного огня поглощает все существующее во вселенной. Во время исчезновения (лайя) вселенной пять первичных элементов (махабхута) растворяются в безграничном космическом сознании (чид-брахма), формой которого является Бхагавати Адья-Кали. Поэтому ее местопребыванием является шмашана: шмашанам дакшина-стханам шмашанам ча садашивам. (Нируттара-тантра) В этой форме она изображается как Шава-вахана (стоящая на трупе). В первой главе (19-22) Тодала-тантры в беседе Шивы и Деви говорится: «Шри-Деви сказала: «Та, что известна как главная Маха-видья, Дакшина Кали, а также вторая — Махабхайрави, Прародительница трех миров, каким образом она становится Шававаханой?»» Шри-Шива сказал: «О Парамешвари! Изначально Шакти в форме бесконечного времени (кала-сварупини) постоянно пребывает в сердце Шивы как Разрушительница Вселенной (самхара-рупини).Именно поэтому Махакала является Уничтожителем Вселенной. Когда Самхара-рупини Кали становится проявленной (вьякта-сварупини), Садашива имеет форму трупа (шава-рупах садашивах). Тогда Деви становится Шава-ваханой». Другое имя, Бхайрави, означает «супруга Бхайравы» (Шивы в его ужасающем образе). В Кубджика-тантре сказано: «Бхайрави — Уничтожительница несчастья в этом мире и страданий после смерти. Оттого, что она является супругой Кала-Бхайравы, она называется Бхайрави». В этой форме она проявляет себя как Изгонительница страха (бхая): бхая-видхвамсини нама бхайрави парикиртита (Дакшинамурти-самхита 14,2). В тантрах указывается восемь Бхайрави: Бхайрави, Махабхайрави, Симха-бхайрави, Дхумра-бхайрави, Бхима-бхайрави, Унматта-бхайрави, Вашикарана-бхайрави и Мохана-бхайрави. Супруга Бхайравы, пребывающего в состоянии ананды (высшего блаженства), почитается как Ананда-бхайрави. Трипура-деви (супруга Разрушителя Трипуры) известна как Сундари или Трипура-сундари. Трипура-рахасья описывает ее как форму безграничной энергии (ананта-шакти) Разрушителя Трипуры, обладающую абсолютным всепроникающим сознанием и созерцающую все во вселенной (сарва-сакшини), В этой же тантре сказано: «Верховная Богиня, которую обычно называют Трипура, Сундари, Лалита, Шодаши, Шри-Видья, Камешвари и другими именами, когда ее форма включает в себя три Шакти: Брахми, Вайшнави и Рудри, называется Трипура». Супругой Шивы, называемого «акшобхья», является Тара (тена сардхам маха-майя тарини рамате сада). Акшобхья — это имя Шивы, который, не испытывая никакого беспокойства (кшобха), выпил ужасный яд «халахала», причинявший беспокойство богам. (Тодала-тантра 1.5-6) Мундамала-тантра (6.158) говорит, что Кали и Тара есть одно божество и отличаются друг от друга как правая и левая части одного тела. В Кали-тантре (гл. 12) сказано: «Тот, кто делает различие между Кали и Тарой, падает в преисподнюю». Махавидья Тара имеет несколько форм и имен: «Тара, Угра, Махогра, Ваджра, Кали, Сарасвати, Камешвари и Бхадракали — это восемь видов Тарини». (Майя-тантра) Тантра-сара и другие Тантры указывают три основных формы: Экаджата, Угратара и Ниласарасвати. Таракатват сада тара сукха-мокша-прадайини уграпат-тарини ясмад угра-тара пракиртита «Оттого, что она всегда спасет, она называется Тара, дарующая счастье и освобождение. Оттого, что она спасает от ужасных (угра) бедствий, она называется Угра-Тара. Оттого, что она наделяет всех способностью речи, она называется Ниласарасвати.» (Тантра-сара) В шестой главе (163-166) Мундамала-тантры рассказывается, что «во время усмирения великого змея (обитавшего в водах Ямуны), для защиты Шри-Кришны. Шримад-Экаджата Угра-Тара Сарасвати опустилась в воды Ямуны и появилась в темно-синем (нила) образе Сарасвати. Боги, а также высшие божества и йоганы, высочайшие из садхаков и муни, все гандхарвы, киннары, видьядхары, божественные танцоры и змеи, а также множество Риши почитают Махакали Маханила-сарасвати. Все садхаки называют Кали уничтожительницей Калы (смерти). Махавидью Угра-Тару, очаровывающую разум, называют Нила-Сарасвати». В Нила-тантре (8.17) говорится: «Нила-Сарасвати — это сама Адья-Шакти. Нила — это сам Шива; только неразумный человек считает их различными». Махасарасвати описывается в Дамара-тантре как Уничтожительница Шумбха-асуры, имеющая восьмирукую форму. В Кубджика-тантре дается следующее значение форм Шакти (видья) и их имен: «Оттого, что она охраняет все миры, она называется Бхуванешвари. Деви, которая творит и поддерживает все существующее известна как Бхуванеши. Махадеви, не имеющая качеств (ниргуна),называется Шодаши. Махамайя в форме Дхумвати является Уничтожительницей Дхумра-асуры. Эта Великая Богиня (Махадеви) дарует достижение четырех целей (дхарма, артха, кама и мокша). Матанги она называется из-за постоянного опьянения (мада-шилатват). Уничтожительница Матанга-асуры, спасающая от всяких бедствий, известна как Матанги. Деви, пребывающая в духовной обители Вишну, называется Камала». Другое имя, Дурга, согласно объяснению Харихарананды (Маханирвана-тантра-тика 11.5), означает, что она труднодостижима и познается с большим трудом (духкена гамьяте). Дургой она называется также оттого, что спасает от всех опасностей и препятствий: Дургат сантраяте ясмад деви дургети катхьяте. (Деви-упанишад) Согласно Кали-тантре (гл.10), Дурга не отлична от Кали (яхта кали татха дурга). Говорится, что «Кали, Тара, Дурга и Уграмукхи не имеют различий. Поклонение каждой из них дает один и тот же результат». В тантрах говорится о единстве (абхеда) всех форм Бхагавати Кали. Шри Деви говорит Шиве: «Во всяком месте, где покоится или действует какая-либо из форм Шакти, там пребываю я» (Мундамала-тантра). Шива говорит в этой тантре: «О Мать Вселенной, не существует различия между Кали и Тарой. Махавидья Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Бхима, Дхумавати, Вагаламукхи и Матанги также не имеют различий». В Тара-нигаме Деви говорит Шиве; «Кали, о которой было сказано тебе, это Тара, сияющая во всех мирах. Она — это Шодаши Деви и Трипурасундари. Тот, кто осознает их как не имеющих между собой различий (абхедам бхавайед яс ту), становится подобным Садашиве». Бесчисленные формы Бхагавати Кали существуют повсюду во вселенной и почитаются как шакти различных божеств и аватар (воплощений) Ишвары (Бога). Парвати-деви говорит Шиве: «В Голоке (духовном мире Кришны) я — Шри-Радха, в мире Вайкунтха (обитель Вишну) я — Камалатмика (Лакшми), в мире Брахмы я — Сарасвати, в обители Шивы (Кайласа) я — Парвати, в Митхиле я — Джанаки (Сита-деви), в Двараке я — Рукмини (супруга Кришны)». (Мундамала-тантра) Саммохана-тантра говорит, что Дурга и Радха (любимая подруга Кришны) — это формы единой Шакти, которая проявляет себя как Радха, Тригунатмика или Дурга (йад вайбхаван махалакшми радха нитья парадвайя). В некоторых тантрах она отождествляется с Вишну. В Брахманда-тантре говорится: «Поклоняющиеся Вишну (вайшнавы) медитируют на нее, имеющую образ прекрасного темно-синего Кришны или четырехрукого Вишну, любимого Богиней Лакшми, очаровывающего разум». Шри-Кришна (одна из самых почитаемых аватар Вишну) описывается в шакта-тантрах как воплощение Махашакти. В 34-й главе Тантрараджа-тантры рассказывается, что Деви явила себя в мужском образе (пумрупа) вместе со своими шакти (восемь энергий, символизирующие восемь мистических сил) в форме Кришны (кришна-виграха) и его подруг гопи (пастушек). Радха-тантра (гл.15) говорит, что «темное тело Кришны есть сама Кали, пронизывающая весь мир (сваям кали джаган-майи)». Во второй главе этой тантры указывается, что имя Кришны означает Трипура-бхайрави, которая является божеством (мантра-девата) хари-нама-мантры (известной как харе-кришна-мантра). В тантрах также говорится, что Шри-Кришна и Дурга-деви представляют единое целое и неотличны друг от друга: Йах кришна сайва дурга сьят йа дурга кришна эва сах анайор антара-дарши сансаран на вимучьяте «Кришна — это Дурга, Дурга — это Кришна, Тот, кто видит в них различие, не освобождается от сансары». (Гаутамия-кальпа) Согласно учению Шакты десять основных воплощений (аватара) Вишну являются различными формами (махавидья) Бхагавати Кали. «Тара Деви имеет форму Матсья-аватары, Вагаламукхи — это Курмамурти, Дхумавати — это Вараха, Чхиннамаста — это форма Нрисимхи, Бхуванешвари — Вамана, Матанги — Шри-Рама, Трипура — Джамадагнья (Парашурама), Баладева — это Трипурабхай-рави, Будда — это форма Махалакшми, Дурга — это Калки-аватара, а сама Бхагавати Кали имеет форму Кришны». (Тодала-тантра 10.8-10) Каждому мировому периоду (юга) соответствует одна из форм Кали: «В сатья-юге главной является Сундари, в трета-юге — Бхуванешвари, в двапара-юге — Тара, в кали-юге почитается Кали». (Мундамала-тантра 9.33) В пятой главе Канкаламалини-тантры говорится: «Во всех четырех югах для всех каст (джати) предписывается поклонение Кали и практика ее мантры (кали-видья)». В современной эпохе (кали-юга), согласно Тара-рахасье (1.134), Кали и Кришна приносят достижение сиддхи: Калау кали калау кришна калау гопала-калика «Махавидья Кали и Тара в кали-юге даруют великие сиддхи (махасиддхи-прадайини)» (1.135). В одной из тантр (тантрического сборника) Шакта-прамоды утверждается, что «только Кали должна быть почитаема в кали-юге (калау кали ту кевала)». «Нет другой видьи (мантры шакти) в кали-юге, кроме нее». Малинивиджайя-тантра указывает различные формы Деви, поклонение которым в кали-юге приносит результат (мантра-сиддхи): «Кали, Нила, Махадурга, Тварита, Чхиннамаста, Вагвадини, Аннапурна, Пратьянгира, Камакхья, Васали, Вала, Матанги, Шайлавасини — все эти деви (богини) в кали-юге даруют полный успех в садхане». Поклонение различным формам Шакти является главным средством тантрической садханы. Вина шакти-прасабена На муктир джаяте прийе «Невозможно достичь освобождения без милости Шактки» (Мундамала-тантра) В Сваччханда-тантре говорится: «Следует почитать Деви как свою мать (матарам танайя ива)». В Кумари-тантре Бхайрава говорит Деви:«Её почитают Брахма, Вишну, Шива и другие божества, Чандра, Сурья, Варуна и Кубера, а также Агни, Дурваса, Вашиштха, Даттатрейя и Брихаспати. Зачем говорить более? Все божества почитают её (сарве дэва упасаках)». «Она почитается во всех мирах. По милости Калики все достигают освобождения» (Йогини-тантра) «Садхака, который медитирует на Кали и практикует её мантру, получает все мистические силы». (Бхайрава-тантра) Кумари-тантра говорит, что поклонение Кали гарантирует блаженство и освобождение (каликаях прасадена бхукти-муктих каре стхита). В Тара-нигаме сказано: «В райской обители, на земле или в преисподней, тот, кто предается стопам Богини (Кали, Таре или Трипурасундари), становится подобным волшебному дереву (кальпа-друма), исполняющему все желания и достигает великого освобождения». В других тантрах говориться: «Здоровье, долгая жизнь, власть, сила, поэтический дар, наслаждение и освобождение — все это достигается почитанием лотосоподобных стоп Кали» (Кали-тантра 11). «Шиваит, вишнуит или шакта, который будет совершать поклонение Нила-сарасвати, медитировать на Тару или повторять мантру Дурги, немедленно достигает освобождения от оков материального существования». (Нила-тантра 20.22) Основным источником знания и практики традиции Шакта являются тантры, Шакти обнаруживает себя через Тантру и непосредственно связана с ней: тантрешу калика тара сада тиштхати парвати. (Шактисангама-тантра) В Брахма-ямале (Тара-сахасра-нама) она описывается как Тантра-мантра-сварупини (сущность Тантры и Мантры), Творец тантр (тантра-крит), объект тантрического поклонения (тантрасампуджья), Повелительница Тантры, достижимая с помощью тантры (тантра-садхья), пребывающая в Тантре (тантрастха), рожденная Тантрой и наполненная Тантрой. Тантрическая традиция считает Шакта-тантру частью Атхарваведы, поэтому главным Божеством Атхарваведы является Кали: атхарваведа-адхиштхатри шри-махакалика пара. (Шактисангама-тантра. Кали 5.23) В тантрах указывается пять первоначальных источников распространения тантрических традиций (сампрадайя), называемых «амнайя» (предание, традиция). В 17-й главе Куларнава-тантры дается следующее толкование слова «амнайя»: «Оттого, что она является началом всех направлений садханы, увеличивает блаженство ума и является источником всех жертв (ягья) и других видов поклонения, она называется «амнайя». Шива говорит в этой тантре (3.1): «Из пяти моих ликов происходит пять «амнайя» (панча-амнайя): пурва-амнайя, пашчима-амнайя, дакшина-амнайа, уттара-амнайя и урдхва-амнайя. Это пять путей, ведущих к освобождению». В Тантра-рахасье, Деви-агаме и других тантрах указывается также Адха-амная, которая появилась из шестого лица Шивы. Вторая глава Самаячара-тантры содержит описание шести ликов Шивы, из которых происходит шесть амная. Из лица, обращенного на восток, сверкающего подобно сапфиру и украшенного полумесяцем, происходят тантры пурва-амнайи; из лица, обращенного на запад, имеющего цвет темной тучи, происходит пашчима-амная; из лица желтого цвета, обращенного на юг, происходит дакшина-амная; из лица, обращенного на север, имеющего голубой цвет, возникла уттара-амная; из лица белого цвета, обращенного вверх, произошла урдхва-амная; из лица, обращенного вниз, появилась адха-амная. Последователи Шакты имеют множество различных направлений и школ. Бхаскарарайя указывает три основных наравления Шакта-тантры: Самайя, Каула и Мишра. Учение Самайи сообщил сам Шива, В комментариях Лакшмидхары к Саундарья-лахари говорится, что Шива (Пашупати) на основе ведического учения создал «Шубхагама-панчаку», состоящую из пяти тантр. Система предписаний и практики (ачара) этих тантр была затем изложена пятью древними учителями (Васиштха, Санака, Шука, Санандана и Санаткумара). Это направление садханы называется самаячара. Основной практикой самаячары является внутреннее поклонение Шакти. Самаячари совершает мысленное поклонение (манаса-пуджа) Ананда-Бхайрави, которая называется «samaya», и Ананда-Бхайраве (samaya) в тысячелепестковом лотосе (сахасрара) в верхушке своей головы. Во всех внешних ритуалах совершается внутреннее поклонение (антах-пуджа), которое означает практику кундалини-йоги, с помощью которой достигается соединение Парама-Шивы и Кундалини-Шакти в сахасраре. «Самайя» означает состояние единства (самарасья) Шивы и Шакти. Согласно Самаячара-тантре, «самайя» — это cannabis sativa (индийская конопля), которая рекомендуется для некоторых видов садханы. В Каула-тантрах практике самаячары придается важное значение. «Без нее, даже в течение сотен кальп, невозможно достижение сиддхи в практике мантр, указанной в кула-шастрах для последователей кулачары». (Бриханнила-тантра гл.6) В Куларнава-тантре (5.96) говорится: «Низкий человек, который следует тантрической садхане без практики самаячары, действуя согласно собственному пониманию, не достигнет цели садханы и должен быть всячески избегаем». В комментариях Рамешвары к Парашурама-кальпа-сутре, самаячара определяется как эзотерическая система предписаний и практики поклонения, указанная каула-шастрами. Куларнава-тантра (11. 100) говорит, что садхака, прктикующий эту ачару, после смерти достигает освобождения (деха-пате вимокшах сьят). Каула имеет несколько различных традиций: Пурва-каула, Уттара-каула, Капалика, Дигамбара и Кшапанака. Лакшмидхара называет четыре каула-сампрадайи: Пурва-каула, Уттара-каула, Вама-каула и Дакшина-каула. В Кулагьянанирная-тантре упоминаются также Ромакупади-каула, Вриноттха-каула, Вахни-каула и другие каула-сампрадайи и упа-сампрадайи. Чина-ачара, на которую указывают некоторые каула-тантры, происходит из Махачины (тибета). В Брахма-ямале и Рудра-ямале рассказывается, что древний мудрец Васиштха получил знание этой ачары от Вишну (согласно Рудра-ямале — от Шивы), имеющего форму Будды (буддха-рупа). (Следует заметить, что последний Будда — Шакьямуни — жил значительно позже Васиштхи). В Махачине, называемой страною будд (Буддахадеша), Васиштха получил от него тайную садхану, с помощью которой он достиг сиддхи в практике видьи. Согласно определению Тара-тантры (4.10), садхака, который практикует эту ачару, в которой он использует пять элементов (панча-таттва) тайного ритуала, называется «кула-бхайрава». В своей практике Махачина-крама следует эзотерической традиции. В Нила-тантре (13. 3) указывается, что Махачина-краму, которая скрыта во всех тантрах (сарва-тантрешу гопитам), не следует открывать никому во всех трех мирах (на вактавьям три-бхуване). «В уединенном месте, в местах кремации, в безлюдном месте или на перекрестке дорог йогин должен совершать садхану Тары, Спасительницы мира (бхувана-тарини). Тарини, Дакшина Кали, Бхайрави, а также Сундари приносят достижение успеха в садхане с помощью практики Махачина-крамы, в этом нет сомнения». (Махачиначара-крама гл.2) Кали-тантра (гл. 10) говорит, что поклонение Кали и Таре с помощью Махачина-крамы приносит быстрое достижение результатов садханы. Чхиннамаста-деви, почитаемая согласно Махачина-краме, дарует сиддхи (махачина-краменайва чхиннамаста ча сиддхида). «Те, кто произносит великую видью Угра-тару и поклоняются ей следуя чина-ачаре, — все эти садхаки, махатмы, обладающие великой славой, преданные поклонению Богине, достигают освобождения». (Махачиначара-крама 5) Эта ачара есть сущность всех учений и традиций: «Если садхака постоянно почитает Тару с помощью практики Махачиначары, он — вайшнава и шайва, он — саура, а также ганапа». (гл.2) В Тара рахасье (2. 12) сказано: «Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и члены низших каст, которые следуют практике Махачина-крамы, являются равными самому Шиве». Название школы Капалика происходит от слова «капала» (череп, чашу из которого капалики постоянно носят с собой). Капалика имеет двенадцать разновидностей, высшей из которых является Махакапалика. Шактисангама-тантра (Кали-кханда 8.9-10) содержит следующее описание последователей этой школы: «Тот кто принимает пищу из чаши, сделанной из человеческого черепа, совершает ритуалы с предложением мяса и вина, постоянно созерцает «йони» (символ Шакти), носит гирлянду из черепов (мунда-мала) и принимает пишу, приготовленную на огне в местах кремации, называется «капалика».» Школа Парананда имеет три вида (марга) садханы: дакшина, вама и уттара. В своей практике Парананда следует предписаниям шрути (вед) и тантр. Шактисангама-тантра указывает три основные традиции Шакта-тантры: «Керала, Кашмира и Гауда — это три сампрадайи (традиции), которые приводят к достижению цели садханы». (Кроме этих трех школ указывается еще одна, называемая Виласа-сампрадайя.) Согласно описанию этой тантры, Керала, Кашмира и Гауда расположены в пятидесяти шести различных областях (деша): «В восемнадцати дешах от Непала до Калинги (Ориссы) имеет распространение Гауда-марга. Керала-крама распространяется в двадцати местах от Арьяварты до берегов океана. В остальных областях находится Кашмира-крама». (Кали-кханда 4.2-6) В традиции Керала почитается Кали, в Кашмира-сампрадайе — Трипура, в Гауде — Тара (каждая из них имеет несколько видов садханы, таких как шуддха, гупта и угра). Тот, кто следует пути поклонения Шакти, называется «шакта»: шактер упасако яс ту са ча шактах пракиртитах (8.26). Шакта-садхака выше всяких кастовых делений (варна-бхеда и джати-бхеда) и считается брахманом независимо от своего происхождения: «Шакты, которые являются брахманами, кшатриями, вайшьями или шудрами, — все считаются брахманами» (Нила-тантра 18. 3). Сказано также: «Глупец, ученый или брахман, кшатрий, вайшья, шудра или чандала, — все шакты равны между собой» (21.33-34). Шакта превосходит последователей всех других традиций и рассматривается как олицетворение Божества (Шивы и Шакти): «Ни в райской обители, ни на земле, ни в преисподней нет никого выше шакты (шактанам уттамо насти). Шакту следует воспринимать как Шанкару, трехглазого и украшенного полумесяцем». (Мундамала-тантра 3. 44) В Нила-тантре (18. 17-19) говорится: «Нет никого из людей выше шакты (насти шактат паро джанах). Шакта — это сам Шанкара; он есть олицетворение высшего Брахмана. Тот, кто почитает Нила-Сарасвати, Тару, Бхуванеши, Шодаши, а также Матанги, Чхиннамасту или Вагаламукхи есть сам Шива, в этом нет сомнения (са шиво натра саншаях)». Шакта, совершающий тантрическую садхану, олицетворяет Шиву, а его супруга — Махадеви: йа шактих са махадеви хара-рупаш ча садхаках. (Уттара-тантра) «Высшая духовная область (парамам падам), почитаемая шактами, скрыта как великая тайна. Тот, кто живя на этой земле, знает её, есть сам Шива, в этом нет сомнения». (Мундамала-тантра) Тантры описывают три основных стадии (бхава) шакта-садханы: «Первая — пашу-бхава, вторая — вира-бхава, третья —дивья-бхава; это три бхавы в их последовательности». (Рудра-ямала) «Пройдя стадию пашу-бхавы, затем нужно следовать практике великой вира-бхавы, наилучшей из бхав. После нее как результат великих достижений следует великолепная дивья-бхава» (6.50-51). «Завершение пашу-бхавы означает начало вира-бхавы. Начало дивья-бхавы есть завершение вира-бхавы. Как младенец, юноша и старец, как цветок, плод и семя, как намерение, действие и результат, так и эти три бхавы являются продолжением друг друга». (Нигама-кальпа друма) «В пашу-бхаве достигается знание, в вира-бхаве — освобождение, в дивья-бхаве садхака полностью погружается в самадхи, поэтому его называют достигшим освобождения». (Рудраямала) Считается, что пашу-бхава по своей природе — тамасика, вира — раджаса, а дивья — саттвика. Этим трем бхавам соответствуют три вида ачары (системы предписаний и практики): пашвачара, вирачара и дивьячара. Согласно Каулавали-тантре, существует три вида гуру и три вида мантрадеваты {божества мантры) и мантры (в зависимости от гуру, дающего ее): дивья, вира и пашу. Шива говорит в этой тантре (гл. 11): «Если садхака не выполняет поклонения в предписанной для него бхаве в течении десяти дней, он становится отпавшим от садханы (бхрашто бхавати садхаках). Такой отпавший садхака становится чистым в бхаве, если он снова получит посвящение от каула-гуру. Поэтому разумный садхака должен выполнять поклонение Девате и другие предписанные действия с большим усердием согласно его собственной бхаве». Практика тантр панча-амнайи также принаждлежит к разным бхавам:«Ритуалы, предписанные в пурва-амнайе, предназначены для пашу; то: что указано в дакшина-амнайе, также относится к пашу-бхаве; практика уттара-амнайи связана с дивья


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: