Какие формы организации обучения, помимо уроков вы знаете? (экскурсия, олимпиада, семинар, домашняя работа и тд).




Так что же такое урок?

1)Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

 

2) По Михаилу Александровичу Данилову и Борису Петровичу Есипову, «урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся - с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».

 

Какие формы организации обучения, помимо уроков вы знаете? (экскурсия, олимпиада, семинар, домашняя работа и тд).

Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:

- постоянная группа учащихся;

- устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие прдолжается 45 мин)

- определенный учебной программой объем усваиваемого материала;

- руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

- последовательность различных видов заданий.

 

Уроку присуща совокупность признаков:

- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;

- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;

- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

- организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

 

Каждый урок реализует триединую задачу: научить, развить, воспитать. По этому критерию общие требования к уроку конкретизируются дидактическими, развивающими и воспитательными требованиями.

К дидактическим (образовательным) требованиям относятся:

а) четкое определение образовательных задач каждого урока;

б) рациональное определение содержания урока с учетом социальных и личностных потребностей;

в) внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

г) рациональное сочетание различных форм и методов

обучения;

г) творческий подход к построению структуры урока;

д) сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

е) обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

К развивающим требованиям относятся:

а) формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;

б) изучение и учет уровня развития и психических свойств учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

в) стимулирование новых качественных изменений в интеллектуальном,эмоциональном, социальном развитии учащихся.

Воспитательные требования к уроку включают:

а) определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке;

б) постановку и формирование воспитательных задач, обусловленных целями и содержанием учебной работы;

в) формирование у учащихся жизненно необходимых качеств: исполнительности, ответственности, исполнительности, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.;

г) формирование мировоззренческой, нравственной, правовой, политической, художественно-эстетической, экономической, экологической культуры;

г) сотрудничество и партнерство с учащимися, заинтересованность в их успехах.

(- организационным,

- психологическим,

- санитарно-гигиеническим,

- эстетическим,

- требованиям оптимального общения учителя с учениками, сотрудничества с ними.)

 

 

В педагогике существуют различные классификации уроков.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:

- уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;

- уроки объяснения и закрепления нового материала;

- уроки устных упражнений;

- уроки письменных упражнений;

- уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):

- урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;

- урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обучен-ности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;

- комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
(Как вы думаете, какие недостатки данного типа урока существуют?)

К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени, когда на изучение нового материала остается 15-20 минут, а остальное время уходит на другие виды работ; увеличившийся объем изучаемых знаний, сокращение времени на познавательные процессы и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: