(очная форма обучения)
Таблица 3.
Вид учебной работы | Всего часов | Контактная работа | Семестр | |||
Лекции | ||||||
Практические (ПЗ) | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
Вид промежуточной аттестации | Зачет | Зачет | ||||
ИТОГО: час. Зач. Ед. | 108 (3 з.е.) | 30 (1 з.е.) | 108 (3 з.е.) |
Содержание теоретического раздела дисциплины
Лекции
Очная форма обучения
Таблица 4.
№ п/п | Наименование и краткое содержание | Трудоёмкость, часы |
Раздел 1. Картина мира | ||
1. | Языковая картина мира: история вопроса. История изучения картины мира. Картина мира в контексте изучения смежных гуманитарных наук: философии, культурологии, этнографии, лингвистике. Когнитивная лингвистика. Картина мира как результат переработки информации о среде и человеке. Пространственные, временные, количественные, этические и другие параметры картины мира. | |
Раздел 2. Языковая картина мира | ||
2. | Мифологическая, религиозная и философская картины мира. Основы мифологического и религиозного мировоззрения. Мифологизированные языковые единицы: архетип и мифологема, обряд, поверье, ритуал, обычай, закрепленные в языке. | |
3. | Фольклорная и национальная языковые картины мира.Фольклорная составляющая как элемент отражения ЯКМ. Народная сказка как отражение фольклорной КМ. Сказочные персонажи как составляющие космологических мифов. Соотношение фольклорной и языковой картины мира. | |
4. | Концептуальная и языковая картины мира.Основные подходы к решению проблемы взаимоотношений языка и культуры: язык как отражение культуры, язык как духовная сила, моделирующая видение мира, язык как составная часть и орудие культуры. Национальные картины мира и национальные менталитеты. | |
5. | Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира. Понятие «метафора». Соотношение понятий «метафора» и «фразеологическая единица» в обско-угорских языках. | |
Раздел 3.Универсальное и национально-специфическое в обско-угорской языковой картине мира. | ||
6. | Роль языка и его значение в формировании национального самосознания. Соотношение понятий «язык» и «народ». Представления о проявлениях этнического характера языка, о формировании чувства родного языка. Факторы, формирующие национальную языковую картину мира. Особенности семантики хантыйского и мансийского предложения и языковая картина мираобских угров. | |
7. | Текст как хранитель культуры. Особенности восприятия текста, обусловленные национальнымхарактеромобских угров. | |
8. | Языковая личность в разных языковых картинах мира. Понятие «языковая личность». Языковая личность в языковой картине мира обских угров. Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке. Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологииобских угров. | |
9. | Образ человека по данным обско-угорских и русского языков.Семантические примитивы – элементарные, неразложимые единицы семантического метаязыка. | |
итого |
Содержание практического раздела дисциплины
Очная форма обучения
Таблица 5.
№ за ня тия | № раздела | Наименование и краткое содержание | Трудоёмкость, часы | Формы отчетности |
1. | 1. | Картина мира в контексте изучения смежных гуманитарных наук: философии, культурологии, этнографии, лингвистике. Язык и культура как семиотические системы. | Составление списка ключевых слов и понятий | |
2. | 2. | Соотношение понятий «картина мира» и «ментальность»: сходства и различия. Понятие о концептуальной картине мира, концепт и его виды. Концептосфера и языковая картина мира. | Дискуссия по основным теоретическим вопросам темы; выявление ключевых слов. Найти самостоятельно отрывки из художественных произведений на родном языке иллюстрирующие специфические концепты ментальности и картины мира. | |
2. | 3. | Слово и этническая принадлежность. Стилистическая дифференциация языков (на примере хантыйского, мансийского и русского языков). Лингвокультурологический аспект фразеологии | Выполнение практического задания (выписать 20 фразеологизмов, содержащих культурную коннотацию, и объяснить ее назначение; в предложенном тексте найти фразеологизмы и объяснить их семантику; найти эквиваленты фразеологизмов в родном языке): работа со словарями и базами данных. | |
2. | 5. | Метафора в концептуальной картине мира этноса. Основные характеристики метафоры как явления культуры. | Выполнение практического задания (выписать из предложенного текста не менее 10 метафор, описывающих: а) мир; б) природу; в) чувства человека; г) его эмоциональные состояния. Объяснить механизм формирования коннотативного значения). | |
2. | 6. | Архетип и мифологема как явления культуры. Особенности религиозного мировоззрения обских угров. | Дискуссия по теоретическим вопросам темы, выявление основных мифологем, обычаев, закрепленных в сказках обско-угорских языков и родного. | |
3. | 6. | Особенности семантики хантыйского и мансийского предложения и обско-угорская языковая картина мира. | Выполнение практического задания: выбрать из текста безэквивалентную лексику и дать варианты ее перевода на родной язык. | |
3. | 7. | Лакуны, способы нейтрализации лакун. Символ как стереотипизированное явление культуры. | Установление лакуны в тексте и определение способов их нейтрализации | |
Компоненты содержания языковой личности. Место языковой личности в пространстве культуры. | Определение компонентов языковой личности, групповая дискуссия, анализ образов мужчины и женщины в обско-угорской культуре и родной на основе материала сказок | |||
Эмоции и их изображения в наивной модели внутреннего мира человека. Душа и дух: особенности концептуализации. Концептуализация и объективация совести в языковых картинах мира | Подготовка домашнего задания-презентации; конспект. | |||
итого |