Очная форма обучения
Освоение курса предполагает самостоятельную работу в объёме 72 академических часа.
Реализуются следующие формы самостоятельной работы:
- Подготовка к практическим занятиям
- ответы на вопросы
- подготовка научного доклада
- выполнение практического задания
2. Подготовка к зачету
Распеделение часов по формам работы и темам представлены в таблице 6.
Таблица 6.
№ раздела | № темы | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Трудоемкость, часов | Формы отчетности |
1. | 1. | Языковая картина миракак объект лингвистического описания. Картина мира у разных народов: общее и специфическое.Картина мира как процесс формирования национального сознания. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
2. | 2. | Наивная картина мира обыденного сознания. Научная картина мира и национальные языковые картины мира. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
2. | 3. | Языковая картина мир. Мир в языке. Человек в языке | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
2. | 4. | Концептуальная картина мира. Концепты природы. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
2. | 5. | Языковая картина мирав аспекте ее динамики. Архаизмы, историзмы, неологизмы как отражение меняющихся языковых реалий. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
2. | 6. | Мифологическая картина мира. Создание мира в мифологической картине мира. Небо и небесный мир в мифологической картине мира. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
3. | 7. | Фольклорная картина мира.Народная сказка как отражение фольклорной картины мира. Сказочные персонажи как составляющие космологических мифов. Соотношение фольклорной, мифологической, религиозной, концептуальной и языковой картин мира. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
3. | 8. | Уровневая модель языковой личности по Ю. Н. Караулову. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
3. | 9. | Соматические особенности человека в наивной картине мира.Внутренний мир человека по данным языка. Модель мира в наивных представлениях разных народов. Соматические концепты. Концепт сердце: образ, понятие символ. | Подготовка научного доклада Выполнение практического задания | |
итого |
Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы
|
Интерактивные формы занятий
Очная форма обучения
Таблица 7.
Вид занятия | Тема | Интерактивные формы проведения | Кол-во часов |
практическое | №1 | Работа в малых группах | |
практическое | №2 | Работа в малых группах | |
практическое | №3 | Работа в малых группах | |
практическое | №4 | Работа в малых группах | |
практическое | №5 | Работа в малых группах | |
практическое | №6 | Работа в малых группах | |
практическое | №7 | Работа в малых группах | |
практическое | №8 | Работа в малых группах | |
практическое | №9 | Работа в малых группах |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы.
1. Учебно-тематический план, в котором выделена тематика самостоятельной работы и указано рекомендуемое для освоения материала время (см. таблицу 6)
2. Список рекомендуемой литературы, содержащей перечень обязательных и дополнительных учебных и методических материалов (см. п.7. настоящей программы).
3. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
- Вопросы к практическим занятиям
- Темы докладов по учебной дисциплине
- Методические указания по выполнению тестовых заданий
Вопросы для самоконтроля по языковой картине мира обских угров
1. Актуальные проблемы лингвокультурологии.
2. Взаимосвязь языка и культуры.
3. Содержание понятия языковая картина мира.
4. Языковые картины мира национальных языков.
5. Концептуальная и языковая картина мира.
6. Научная и наивная картины мира.
7. Факторы, формирующие национальную языковую картину мира.
8. Структура национальной ЯКМ как лексической системы.
9. Проблема эквивалентной и безэквивалентной лексики.
10. Теория лакун. Способы преодоления лакун.
11. Аккумулирующее свойство слова.
12. Слово и этническая принадлежность.
13. Слово и художественная литература.
14. Лингвокультурологический аспект фразеологии.
15. Словообразование и грамматика в формировании ЯКМ.
16. Метафора как способ представления культуры.
17. Символ как явления культуры.
18. Стереотип как явление культуры.
19. Архетип и мифологема как явления культуры.
20. Речевой этикет как явление культуры.
|
21. Система ценностей обско-угорской/русской культуры.
22. Ключевые концепты хантыйской ЯКМ.
23. Ключевые концепты русской ЯКМ.
24. Текст как транслятор и хранитель культурной информации.
25. Мужчины и женщины в обществе, культуре и языке.
26. Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии.
27. Языковая личность.
28. Пословицы и поговорки как явление культуры.
29. Обряды и ритуалы: лингвокультурологический аспект.
30. Мифологическая и религиозная картина мира
31.Фольклорная картина мира
32. Концептуальная картина мира
6.1.. Перечень оценочных средств для текущего контроля освоения дисциплины
Текущая аттестация студентов производится лектором и преподавателем, ведущими лабораторные работы и практические занятия по дисциплине в следующих формах:
• тестирование (См. ФОС:Тестовые заданияпо учебной дисциплине Языковая картина мира обских угров в Приложении 1).
• устные опросы (интерактивная форма) См. ФОС: Вопросы к практическим занятиямпо учебной дисциплинеБ1.В.03Языковая картина мира обских угров в Приложении 1).
• доклады (См. ФОС: Темы докладов по учебной дисциплине Языковая картина мира обских угров в Приложении 1).