Музыкальное искусство
Класс
Г.
Тема «Вдохновлённый живописью. Музыкальные акварели»(углубление)
Тезаурус
Мотив – простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.
Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.
Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.
Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.
Открытые электронные ресурсы:
Музыка в русской литературе. Культура.рф. https://www.culture.ru/materials/254490/muzyka-v-russkoi-literature
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски... Я импровизирую... Мечты мои всегда впереди... Они мне создают целые симфонии... Мои помыслы – краски, мои краски – напевы..."
Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.
У слова «мотив» есть несколько значений. Это и простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом, и просто напев или мелодия.
Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.
Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.
Спокойствия и умиротворения полно их общее творение – романс «Островок». К нему можно применить термин: «музыкальный пейзаж», «музыкальная живопись». Благодаря музыке, мы живо представляем и зелёные уклоны островка, и венок густых трав, цветы, плеск волн и ветерок.
Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.
Ещё один романс Рахманинова «Вешние воды» на стихи Фёдора Тютчева рисует нам совсем другую картину: торжественную, праздничную, взволнованную, динамичную.
«Островок» и «Вешние воды» два совершенно разных пейзажа созданных одним и тем же композитором. Рахманинов выбрал различные средства выразительности, что больше всего заметно в аккомпанементе.
В «Островке» мы слышим ровное и плавное движение вокальной партии и скупое фортепианное сопровождение.
В романсе «Вешние воды» аккомпанемент, наоборот, очень активный: пассажи с призывными интонациями.
Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.
Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.
Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.
Хорошо известна его баллада «Лесной царь», где он с помощью аккомпанемента имитировал цокот лошадиных копыт. А в песне «Шарманка» изобразил заунывное звучание этого инструмента.
Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.
Одна из самых известных песен Шуберта «Форель». Она стала настолько популярной, что композитор впоследствии сочинил квинтет, который стал называться «Фореллен-квинтет».
Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.
В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.
Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.
Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.
Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.
Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.
Самым известным примером влияния живописи на композитора – является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Этот цикл был написан в память о друге, художнике Викторе Гартмане. Можно сказать, что Мусоргский «озвучил» то, что видел на выставке. Всего в цикле 10 пьес. Это лишь малая часть из представленных на посмертной выставке работ художника.
Д/з: записать в свой музыкальный словарик понятия, которые даны в тезаурусе(мотив- это….)
Фото выполненных работ присылать на электронную почту: nadyusha-lyubkina@mail.ru