ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.
Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
|
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Главная цель курса "Краеведение" "Мы - дети природы":
- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
|
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования...).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Задачи курса краеведения "Мы - дети природы" определяют его содержание и структуру.
Содержание курса составляют темы:
|
"Введение"
"Любовь к Отчизне окрыляет сердце"
"Природа Югры"
"Коренные народы Югры, их занятия и традиции"
"Мир природы"
"Традиции и быт народов Севера"
"Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера"
"Природа Югорского края"
"Подземная кладовая Югры"
"Художники Югорского края"
"Моя земля - ЮГОРИЯ."
"Природа Югорского края."
"Край таежных рек и озер".
"Кладовые Югры."
"Эхо прошлого. Звуки настоящего."
Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- объекты природы и предметы, созданные человеком;
- неживую и живую природу;
- дикорастущие и культурные растения родного края;
- диких и домашних животных;
- насекомых, рыб, птиц, зверей;
- охраняемые растения и животные, занесенных в Красную книгу Югры
- правила поведения в природе;
- основные сведения о своем городе (селе);
- основные сведения о коренных народах Севера, их быте, традициях
- историческое прошлое своего края
- замечательных людей Югры
Тематическое планирование уроков.
Класс.
№п | Содержание | Дата | Приме чание | ||
По плану | По факту | ||||
1 четверть | |||||
Где мы живём? Карта округа. | 03.09 | ||||
Где мы живём? Территория округа. | 10.09 | ||||
Представление о климате округа. | 17.09 | ||||
Карта климатических поясов. | 24.09 | ||||
Влияние климата на жизнь людей. | 01.10 | ||||
Разнообразие форм рельефа округа. | 08.10 | ||||
Рельеф окрестностейнаселённого пункта. | 15.10 | ||||
Изучение оврага. | 22.10 | ||||
Катастрофа. Понятие. | 29.10 | ||||
2 четверть | |||||
10(1) | Последствия катастроф. | 12.11 | |||
11(2) | Разнообразие растительного и животного мира ХМАО – Югры. Что такое биоценоз? | 19.11 | |||
12(3) | Разнообразие биоценозов в нашем округе. | 26.11 | |||
13(4) | Луг. Биоценоз луга. | 03.12 | |||
14(5) | Водоём. Биоценоз водоёма. | 10.12 | |||
15(6) | Болото. Биоценоз болота. | 17.11 | |||
16(7) | Изменения в сообществах. | 24.12 | |||
3 четверть | |||||
17(1) | Сезонные изменения в природе ХМАО. | 14.01 | |||
18(2) | Сезонные изменения в природе ХМАО. | 21.01 | |||
19(3) | Природа и человек в условиях ХМАО. | 28.01 | |||
20(4) | Человек, помоги природе! | 04.02 | |||
21(5) | Природа и человек в условиях ХМАО. | 11.02 | |||
22(6) | Традиционное природопользование. | 18.02 | |||
23(7) | Традиционное природопользование. | 25.02 | |||
24(8) | Человек и его здоровье в условиях ХМАО. Антропогенные факторы здоровья. | 03.03 | |||
25(9) | Болезни человека, связанные с загрязнением природной среды. | 10.03 | |||
26(10) | Болезни человека, связанные с загрязнением природной среды. | 17.03 | |||
4 четверть | |||||
27(1) | Трудовое воспитание в югорской семье. | 31.03 | |||
28(2) | Образы детей в югорских сказках. | 07.04 | |||
29(3) | Народный календарь. | 14.04 | |||
30(4) | Экскурсия к реке. | 21.04 | |||
31(5) | Игры детей Югры. | 28.04 | |||
32(6) | Наш проект. Изготовление проекта. | 05.05 | |||
33(7) | Изготовление проекта. | 12.05 | |||
34(8) | Защита проекта. | 19.05 | |||
26.05 | |||||