Общеучебные умения, навыки и способы деятельности




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.

Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

 

Главная цель курса "Краеведение" "Мы - дети природы":

 

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;

- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

 

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

 

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

 

Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования...).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

Задачи курса краеведения "Мы - дети природы" определяют его содержание и структуру.

Содержание курса составляют темы:

"Введение"

"Любовь к Отчизне окрыляет сердце"

"Природа Югры"

"Коренные народы Югры, их занятия и традиции"

"Мир природы"

"Традиции и быт народов Севера"

"Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера"

"Природа Югорского края"

"Подземная кладовая Югры"

"Художники Югорского края"

"Моя земля - ЮГОРИЯ."

"Природа Югорского края."

"Край таежных рек и озер".

"Кладовые Югры."

"Эхо прошлого. Звуки настоящего."

Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

 

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

 

Результаты обучения

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- объекты природы и предметы, созданные человеком;

- неживую и живую природу;

- дикорастущие и культурные растения родного края;

- диких и домашних животных;

- насекомых, рыб, птиц, зверей;

- охраняемые растения и животные, занесенных в Красную книгу Югры

- правила поведения в природе;

- основные сведения о своем городе (селе);

- основные сведения о коренных народах Севера, их быте, традициях

- историческое прошлое своего края

- замечательных людей Югры

 

 

Тематическое планирование уроков.

Класс.

№п Содержание Дата Приме чание
По плану По факту
  1 четверть      
  Где мы живём? Карта округа. 03.09    
  Где мы живём? Территория округа. 10.09    
  Представление о климате округа. 17.09    
  Карта климатических поясов. 24.09    
  Влияние климата на жизнь людей. 01.10    
  Разнообразие форм рельефа округа. 08.10    
  Рельеф окрестностейнаселённого пункта. 15.10    
  Изучение оврага. 22.10    
  Катастрофа. Понятие. 29.10    
  2 четверть      
10(1) Последствия катастроф. 12.11    
11(2) Разнообразие растительного и животного мира ХМАО – Югры. Что такое биоценоз? 19.11    
12(3) Разнообразие биоценозов в нашем округе. 26.11    
13(4) Луг. Биоценоз луга. 03.12    
14(5) Водоём. Биоценоз водоёма. 10.12    
15(6) Болото. Биоценоз болота. 17.11    
16(7) Изменения в сообществах. 24.12    
  3 четверть      
17(1) Сезонные изменения в природе ХМАО. 14.01    
18(2) Сезонные изменения в природе ХМАО. 21.01    
19(3) Природа и человек в условиях ХМАО. 28.01    
20(4) Человек, помоги природе! 04.02    
21(5) Природа и человек в условиях ХМАО. 11.02    
22(6) Традиционное природопользование. 18.02    
23(7) Традиционное природопользование. 25.02    
24(8) Человек и его здоровье в условиях ХМАО. Антропогенные факторы здоровья. 03.03    
25(9) Болезни человека, связанные с загрязнением природной среды. 10.03    
26(10) Болезни человека, связанные с загрязнением природной среды. 17.03    
  4 четверть      
27(1) Трудовое воспитание в югорской семье. 31.03    
28(2) Образы детей в югорских сказках. 07.04    
29(3) Народный календарь. 14.04    
30(4) Экскурсия к реке. 21.04    
31(5) Игры детей Югры. 28.04    
32(6) Наш проект. Изготовление проекта. 05.05    
33(7) Изготовление проекта. 12.05    
34(8) Защита проекта. 19.05    
    26.05
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: