Контрольная работа № 1
Вариант 1
Раскрыть сущность понятий «методология управления», «метод управления», «технология управления».
Методология управления – схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное осознание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения.- Подробнее на Referatwork.ru:
Метод управления –это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
2. Раскрыть функции управления в сфере образования.
Федеральный уровень. Функции можно сгруппировать (условно, разумеется) следующим образом.
1. Формирование и осуществление государственной поли-
тики в сфере образования. Это, пожалуй, самая «туманная» функция, относящаяся к координации деятельности всех государственных институтов, так или иначе связанной с образованием. Сюда можно отнести работу в области законотворчества, разработки экономических программ, проектов бюджетов, налоговой и таможенной политики и т.д.
2. Определение общих условий функционирования системы образования и образовательных учреждений, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разработка подзаконных актов (типовых положений об образовательных учреждениях, разъяснений по применению правовых актов, нормативных писем, инструкций, методических материалов и др.)
3. Установление льгот, экономических нормативов, различных норм и правил — налоговых льгот, нормативов и порядка финансирования, ставок оплаты труда, социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
4. Создание учебных заведений федерального ведения и непосредственное руководство ими — осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности этих учебных заведений.
5. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов.
6. Реализация специфических функций —
На уровне субъектов Российской Федерации функций несколько меньше — всего 18. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но с учетом того обстоятельства, что их реализация ограничивается определенной территорией субъекта Федерации. Их также можно объединить в группы:
1. Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Главным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соответствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в первую очередь региональных задач и проблем. Практически во всех регионах России работа над такими программами проводится (программы разработаны или разрабатываются).
2. Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
3. Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил — льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных нормативов и порядка финансирования, дополнительных по отношению к федеральным социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
4. Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими — осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности.
5. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
6. Реализация специфических функций
Образовательное учреждение самостоятельно:
• устанавливает внутреннюю структуру своей деятельности, в том числе образовательной;
• организует, обеспечивает, осуществляет и развивает образовательный процесс и другие виды своей деятельности, включая финансово-хозяйственную;
• формирует кадровый потенциал и контингент учащихся;
• устанавливает условия оплаты труда и материального стимулирования;
• осуществляет контроль за обеспечением и обеспечивает выполнение социальных нормативов и условий.