Введение
Саратов первоначальный находился в нескольких километрах выше современного города, при впадении речки Гуселки в Волгу. “Крутые склоны берегов Волги и Гуселки, займище, поросшее лесом, перемежавшимся с заливными лугами, протоками, старицами, озерцами были естественными препятствиями и защищали город со стороны Заволжья”. И хотя Саратов расположен в другом месте, изначальная функция города - быть волжской крепостью - во многом определила характер его застройки и основу пространственной структуры.
Саратов в его современном местоположении начал строиться в 1674 году по проекту горододельца Александра Шеля. Вся дальнейшая застройка города явилась результатом становления и развития его хозяйства, социальной и культурной среды. Историческое, экономическое и культурное развитие Саратова, его судьбу определила Волга. Благодаря Волге Саратов стал крупным центром торговли, где главным товаром была рыба. “Саратов был известным перевалочным пунктом рыбной торговли. В Саратове проходили ярмарки. Волга связывала город со многими областями России. Были и сухопутные дороги в Москву, Казань и другие места”. Благодаря Волге, которую в народе исстари называли Волгой-матушкой, Саратов сложился преимущественно как купеческий город.
Целью нашей работы является собрать воедино статистические и справочные материалы, характеризующие важнейшие аспекты экономики саратовской губернии и дать, таким образом, возможность читателям, интересующимся отечественной историей этого периода, самим составить представление об уровне экономического развития страны, а также - по возможности - динамику этого развития в начале XX века. С этой целью были использованы справочные издания, материалы разного рода ведомств, а также пресса, нормативные акты. В последнее десятилетие появилась целая серия публикаций, в которых отечественные и зарубежные авторы поставили задачу раскрыть новые или малоизвестные стороны экономики саратовской губернии. В открытой печати стали появляться рассекреченные документы и материалы, недоступные раннее не только широкому кругу читателей, но и специалистам-историкам. Интерес представляет сборник «Века и камни», содержащий документы, на основе которых можно воссоздать объективную картину.
|
Глава 1. Экономическое развитие Саратова во второй половине ХIХ века
Экономическому развитию Саратова способствовало проведение крестьянской реформы. Получив мощный толчок экономической свободы, саратовские купцы получили возможность вкладывать деньги в промышленные предприятия.
На быстрое развитие Саратова повлияло строительство железной дороги. Она дала «возможности выхода на внутренний и внешний рынок саратовскому зерну и муке, подсолнечному маслу и жмыху и другим продуктам переработки сельскохозяйственного сырья». В 1971 году Саратов стал ветвью Тамбовской железной дороги. В Саратове создаются депо и железнодорожные мастерские. Железнодорожный «бум» последних лет ХIХ века коснулся Саратова. В конце ХIХ века доход от железной дороги составлял 18 миллионов рублей.
На протяжении всего ХIХ века самыми значительными зданиями были мельницы Шмидта, Э. Бореля, К. Рейнеке. Они были оборудованы достаточно современными для ХIХ века технологиями. В начале ХХ века было отмечено, что из 15 саратовских мельниц 9 - наибольшие в России». Высокосортная мука, выпускаемая на этих мельницах, поступала на многие рынки страны и охотно покупалась за границей.
|
Вторым по значимости производством была переработка подсолнечника. В 1880-е коды в Саратове были 42 предприятия по переработке подсолнечных семян. Они работали на конной тяге. К 1900 году в Саратове существовало 19 маслозаводов, которые работали на отечественном оборудовании. Прессы были изготовлены на саратовских металлообрабатывающих заводах Чирихиной, Колесникова и Беринга. На предприятиях устанавливались дизельные двигатели. Лузга использовалась в топках.
В экономике Саратова рубежа веков важную роль играла металлообрабатывающая и чугунолитейная промышленность. Эти предприятия были построены в конце 1890-х годов. На заводе О.Э. Беринга выпускались нефтяные двигатели. Постоянная потребность в развитии торговли привело к строительству судостроительного завода.
Рост промышленных предприятий в городе привел к усилению численности рабочего класса в городе, росту его населения.
Предпринимательская и бурная коммерческая деятельность во второй половине ХIХ века привела к организации в Саратове большого количества банков и кредитных обществ. В 1890 году открывается биржа.
В 1887 году было открыто движение конно-железной дороги, а через двадцать лет после перехода к электричеству в саратовскую жизнь вошел трамвай. Маршруты конки и трамваев постоянно расширялись.
В 1903 году в Саратове появляются газовые фонари. А с постройкой небольшой электрической станции в город пришло электрическое освещение. Большое внимание в это время саратовские власти уделяют водопроводу, вначале восстановив старый водопровод, а потом прокладывались металлические трубы.