«ОТНОШЕНИЕ ГОЛОВКИ ПЛОДА К РАЗЛИЧНЫМ ПЛОСКОСТЯМ ТАЗА»
Мотивация изучения темы:
В периоде изгнания проводят повторное наружное акушерское исследование, чтобы выяснить продвижение предлежащей части плода по родовым путям.
Третьим и четвёртым приёмами наружного акушерского исследования определяют отношение головки к различным плоскостям малого таза.
Более точное отношение головки плода к различным плоскостям малого таза удаётся определить с помощью влагалищного исследования.
Зарубежные авторы определяют положение головки плода относительно уровня межостистой линии – линии, которая соединяет ости седалищных костей (lin.interspinalis). Это положение определяется, как «0». Относительно этого положения определяют уровни, расположенные выше – «–3», «–2», «–1» и ниже – «+1», «+2», «+3», «+4». Уровень определяют по нижнему полюсу головки.
С момента прорезывания головки акушерка оказывает акушерское пособие в родах.
Цели занятия:
Учебные цели:
Знать:
- особенности ведения родов в период изгнания;
- данные наружного и внутреннего акушерского исследования при положении головки: в широкой части полости малого таза; в узкой части полости малого таза; выходе таза.
Уметь:
- определять швы, роднички, бугры на головке плода;
- проводить наружное акушерское и влагалищное исследование в родах;
- определять ориентиры на внутренней поверхности малого таза при влагалищном исследовании;
- интерпретировать данные наружного и внутреннего акушерского исследования при положении головки: в широкой части полости малого таза; в узкой части полости малого таза; выходе таза.
Иметь практический опыт:
- выполнения манипуляций акушеркой во II периоде родов;
- определения на головке зрелого плода швов, родничков, бугров и размеров.
Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Воспитательные цели:
- Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.
- Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника.
- Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии при общении с гинекологическими больными.
- Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
- Умение осознавать ответственность за жизнь пациента.
- Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
- Формирование чувства ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
- Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Развивающие цели:
- Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней.
- Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
Дисциплина | Знать |
Анатомия и физиология | Анатомо-физиологические особенности женских половых органов. |
Основы латинского языка с медицинской терминологией | Медицинская терминология. |
Педиатрия | Строение черепа новорожденного и размеры головки зрелого плода. |
Список литературы:
Основная:
1. Бодяжина В. И. Семенченко И. Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 447 с.
2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. – М.: ГЭОТАР-Медиа.2012.
3. Венцковский Б.М., Степанковская Г.К. Акушерство: учебник – К.: ВСИ «Медицина», 2010. – 448 с.
Дополнительная:
1. Айламазян Э.К. «Акушерство», СПб, СпецЛит, 2007.
2. Воскресенская С.А. «Оценка состояния плода», Минск, Книжный дом, 2004.
3. Руководство к практическим занятиям по акушерству: Учебное пособие / под ред. В.Е.Радзинского, М., Медицинское информационное агенство, 2004.
Ход занятия
№ п/п | Название этапа | Учебные цели в условиях усвоения | Описание этапа. Методы контроля и обучения | Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) | Время этапа |
1. | Организационный этап | Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов. Подготовка кабинета. Сообщаются тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда. | Учебный журнал | 3 мин | |
2. | Основной этап. Проверка исходного уровня знаний. | II | а) проверка исходного уровня знаний. б) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и даёт рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. | Приложение № 1 (Фронтальный опрос) Приложение № 2 (Ответы на фронтальный опрос) Приложение № 3 (критерии оценивания фронтального опроса) | 20мин |
3. | Практическая часть | III | а) подготовка студентов к самостоятельной работе. Проведение инструктажа по выполнению заданий. Преподаватель заостряет внимание на наиболее важных аспектах темы (диагностические критерии при расположении головки в широкой части полости таза, в узкой части полости таза и в выходе таза). Демонстрирует манипуляции на фантомах. Критерии оценок. б) самостоятельная работа студентов: отработка практических навыков на фантомах индивидуально и малыми группами. Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы и даёт конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы. в) подведение итогов самостоятельной работы, выставление оценки по выполнению практических навыков. Критерии оценок. | Учебно-наглядное и техническое оснащение Приложение № 4 (Алгоритмы выполнения практических навыков) Приложение № 5 (Критерии оценки выполнения практических манипуляций) | 125мин |
4. | Итоговый контроль | II-III | Итоговый контроль Критерии оценок | Приложение № 6 (Итоговые тестовые задания) Приложение № 7 (Эталоны ответов на тестовые задания) Приложение № 8 (Критерии оценивания тестовых заданий) Приложение №9 (таблица) Приложение №10 (эталоны ответов к таблице) Приложение №11 (критерии оценки заполнения таблиц) Приложение №12 (Итоговые ситуационные задачи) Приложение №13 (Эталоны ответов на ситуационные задачи) Приложение №14 (Критерии оценки решения задач) | 20мин |
5. | Заключительный этап. Подведение итогов занятия | Преподаватель кратко анализирует занятие и даёт критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов. | 7 мин | ||
6. | Задание для самостоятельной работы | Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах | Приложение №15 (Задание для самостоятельной работы) | 5 мин |
Фронтальный опрос.
1. Какое назначение приёма Пискачека?
2. Что такое абдоминальная пальпация и когда она применяется?
3. Как определяется положение головки плода относительно уровня межостистой линии?
4. Охарактеризуйте расположение головки в широкой части полости малого таза.
5. Перечислите данные, характерные для положения головки в узкой части полости малого таза.
6. Что характерно для положения головки в выходе таза?