с применением игры как основной формы работы на уроке.




 

преподаватель общего фортепиано

Василичева Евгения Евгеньевна

 

г. Юрьев - Польский.

2 0 1 5 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение. с.2

2. Задачи обучения детей игре на фортепиано в подготовительном классе.

с.4

3. Игра как основная форма работы с детьми 5-7 лет на уроке "Фортепиано". с.5

4. Музыкальные упражнения и игры, применяемые в работе с детьми на различных этапах урока. с.7

4.1. Знакомство с фортепиано. с.7

4.2. Посадка за инструментом. с.8

4.3. Аппликатура. с.12

4.4. Первые упражнения на фортепиано. с.14

4.5. Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. с.17

4.6. Развитие ритмического слуха. с.28

4.7. Изучение нот и нотного стана. с.38

4.8.Пальчиковые игры для развития мелкой моторики. с.42 5. Заключение. с.48

6. Список литературы. с.49

7. Приложения:

7.1.Диск №1:Компьютерная презентация: "Музыкальный букварь".

7.2. Диск №2: Шумовые сказочки.

7.3. Диск №3: Песенки для музицирования на детских музыкальных инструментах.

7.4. Диск №4: Песенки для пальчиковых игр.

(Используемая музыка Лядова, Гречанинова, Ребикова.)

 

ВВЕДЕНИЕ

Многогранные исследования учёных, педагогов и психологов из разных стран доказывают благотворное влияние музыки на интеллектуальное развитие детей. Музыка стимулирует работу мозга, а музыкальные занятия активизируют мозговую деятельность, и это сказывается на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Учёные в ходе экспериментов доказали, что у музыкантов связь слуха, зрения и движения гораздо активнее, чем у людей не занимающихся музыкой. Эта особенность ярко выражена у тех, кто даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до семи лет.

Обучение детей музыке представляет собой многогранный и сложный процесс, который много раз рассматривался в различных педагогических методиках и у отдельных педагогов. Психологи утверждают, что период от пяти до семи лет —это лучшее время для начала занятий музыкой. Раннее музыкальное обучение является эффективным средством развития интеллектуальной и психической сферы, активизации различных мозговых функций.

У детей в пятилетнем возрасте отчетливо проявляются индивидуальные особенности интеллектуального и физического развития. Это: внимание и память, богатство воображения, фантазий, эмоциональная восприимчивость, зрительно-пространственные представления. Поэтому самым важным на данном этапе для ребенка является то эмоциональное состояние, в котором проходят уроки. Неторопливый процесс обучения, бережное отношение к ученику, раннее погружение его в музыку позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и способствовать развитию его творческой индивидуальности.

Воспитаниемузыкой формирует эстетические чувства ребёнка, приобщая его к великому музыкальному наследию. Музыка умственно развивает ученика, обогащая его словарь выражениями и образными словами, а так же создает определенные настроения и чувства.Именно эмоциональная сфера ребёнка развивается через музыкальные занятия. Одна из важнейших музыкальных способностей- это эмоциональная отзывчивость, которая связана с воспитанием таких качеств личности, как сочувствие, доброта и т.д. Поэтому музыкальное искусство однозначно влияет на воспитание в ребёнке нравственных общечеловеческих ценностей, таких как красота, доброта, вкус. Психологи утверждают, что восприятие детей 5-7 лет носит активный характер, то есть отличается произвольностью. Это касается и других психических процессов: памяти, внимания и воображения. Вот почему так важно именно в этом возрасте активно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие мышления, памяти, речи, мелкой моторики, а это помогает овладению навыками игры на инструменте и элементами музыкальной грамоты, является психологической основой музыкального творчества.

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ КЛАССЕ.

Работа с учащимися подготовительного класса преследует выполнения следующих задач

-с первых уроков воспитывать интерес к музыкальным занятиям;

-с первых уроков вводить ребенка в мир музыки, развивать восприятие музыкального языка, знакомить с произведениями различных жанров и характеров;

- научить выполнять различные упражнения, которые развивают основные музыкальные способности: ритм, память, слух;

- развивать координацию движений путем выполнения комплекса упражнений по подготовке и организации аппарата пианиста;

-обучить ученика сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом;

- научить ученика правильной посадки за инструментом, формируя игровые навыки, учить активному, точному извлечению звука пальцами и свободным движениям гибких рук от спины;

- развивать взаимосвязь слуховых представлений с двигательно-техническими навыками;

- подбирать по слуху простейшие песенки и попевки на инструменте, учить их транспонировать;

- осваивать приёмы звукоизвлечения: nonlegato, staccato, legato;

- развивать навыки разбора и чтения нотного текста;

- учить анализировать произведения: строение, динамика, аппликатура;

- знакомить с музыкальными терминами;

- учить выполнять творческие заданий: сочинение коротких мелодий, стишков, рисунки к пьесам.

За год педагог должен проработать с учеником 20-30 произведений доступных по содержанию: народные песни, пьесыпесенного и танцевального характера, этюды, ансамбли, не задерживаясь подолгу на каждом из них.

 

ИГРА - КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫС ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ НА УРОКЕ "ФОРТЕПИАНО".

«Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но то и другое»

Д. Узнадзе.

 

«Игра – это искра,
зажигающая огонек
пытливости и любознательности».

В. А.Сухомлинский.

 

При обучении детей 5-7 летнего возраста важно помнить главную особенность: обучать, не отрывая от ведущей в их возрасте деятельности- игры. "Игра является источником развития и создаёт - по словам Л.С.Выгодского - зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения. Он в игре как бы на голову выше самого себя...". Назначение игры не только развлекать и веселить, а так же игра является одним из главных средств обучения навыкам выполнения учебных заданий. Она должна служить не вспомогательным средством обучения, а определяющим звеном учебного процесса в подготовительном классе. Игры положительно влияют на развитие сообразительности, смекалки, находчивости. Игровые задания, кроме развития умственных способностей формируют волевые качества: настойчивость, организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

Психологические особенности детей данного возраста таковы, что именно наглядность и игра наилучшим образом помогают ученикам формировать интерес к предмету, повышают мотивацию в обучении и самообразовании. Чтобы понимать изучаемое детям необходимо творить и переживать. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к предмету, к процессу познания, активизирует их деятельность, помогает легче и незаметно усвоить учебный материал. А самое главное, игра способна удерживать внимание ребёнка на длительное время при решении какой-либо определенной задачи. Интерес ребёнка к занятиям пробуждается в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями и примерами. Это будет достигнуто лишь в том случае, когда педагог использует различные игровые задания и упражнения на разных этапах занятия. На уроках фортепиано этому должно способствовать всё, что будит воображение ребёнка: яркая картинка, музыкальный материал, весёлый стишок, текст песенки и т.д. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает интерес у детей и активную реакцию. От педагога в данный период требуется много внимания, такта, понимания особенностей ученика, умение найти правильное решение в любой ситуации. Занятия должны проходить только в атмосфере положительных эмоций. Ребёнка надо больше хвалить (особенно маленького), малейший успех должен быть отмечен, а неудача – зафиксирована в сознании педагога скорее как сигнал о том, что избранный им подход к данному ученику или к работе над данным произведением не оптимален. Учитель должен уметь вовремя устранить страх ученика перед его неудачей, вселять в него уверенность. Лучше облегчить задание, чувствуя, что начинающий ученик не сможет сейчас преодолеть какую-то трудность, нежели обрекать ученика на неудачу.

Учитывая возрастные особенности детей данного возраста – неустойчивость внимания, конкретность мышления, эмоциональное восприятие явлений окружающей действительности, педагогу приходится достаточно быстро переключаться на уроке с одной формы работы на другую, чередовать одни игровые задания с другими. При этом необходимо стараться не прерывать связь ребёнка с миром сказок, игрушек, когда он приходит в класс. Игрушка помогает в усвоении нового материала и способна оживить любой урок. Любимаякукла, медвежонок, серенький зайчик могут стать просто гостями на уроке, которые будут «смотреть», как их «хозяин» трудится и ведет себя на уроке. В конце занятия можно сочинить песенку или пьеску о любимой игрушке. Такие игровые моменты всегда дают положительные результаты, вносят в урок определенную разрядку, не отвлекаясь от него.Рекомендуется использовать музыкальный материал, который будет понятным и доступным для исполнения и удобным для пения даже самым маленьким музыкантам. Использование подтекстовок к пьескам, рисование музыкального образа будит воображение ребёнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком.В репертуар детей подготовительного класса должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

На первых занятиях "Фортепиано" ребенок знакомиться с инструментом, на котором он будет играть. Рассказ об инструменте должен быть кратким и интересным. Полезно открыть крышку и показать механизм: удары молоточков по струнам - чем сильнее удар, тем громче звук. Так же надо показать как звучат тонкие струны, как толстые. Показать клавиши, пюпитр(подставка для нот), педали(душа фортепиано). Сравнить чем отличается пианино и рояль. Можно прочитать стихотворение из сборника Хереско "Фортепиано":

 

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном спутать трёхэтажный дом.

Пой под музыку, пляши - инструменты хороши...

Все: и взрослые,и дети инструменты любят эти.

Только знай, у них давно есть название одно:

Не забудь, фортепиано, произносится оно.

Форте - это значит громко, заучи, не будь лентяй,

А пиано - это тихо, ты, дружок, запоминай.

Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.

Это кто там стал опять громко крышкою стучать,

Если крышка упадёт, больно пальчики прибьёт.

Эти правила просты, выполнять их должен ты!

 

Перевод с итальянского слово "Фортепиано"- "громко-тихо"

 

Теперь можно познакомить ребенка с клавиатурой. Рассказать о том, что клавиши бывают черные и белые. Черные группируются по две и три. Попросить ребенка найти "двух сестричек" и "трех братиков". Далее нужно обратить внимание ученика на то, что в правой стороне клавиатурынаходятся звуки тонкие, высокие; а в левой - низкие, густые. Можно разделить клавиатуру на домики, где низкие звуки- жилище медведей, высокие- гнезда птенцов, а в среднем регистре живем мы со своей семьей.

Для лучшего усвоения учеником регистров, можно выучить с ним такое стихотворение Н. Кончаловской:

 

У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах, как раз,
Тот же голос, что у нас.

 

Перед тем как ребенка научить правильно сидеть за инструментом можно провести гимнастику для расслабления и напряжения мышц корпуса и плечевого пояса, а также упражнения на координацию движений:

 

"Шалтай-Болтай": Встать прямо, опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны, одновременно с этим произносить слова: Шалтай-Болтай висел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.

 

"Мельница": Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад - вперёд, всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.

 

Упражнения «Колобок» и «Мячик» поможет в постановке руки.

 

"Колобок". Взять кисть ребёнка, добившись чтобы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. " Лепить " таким образом надо по очереди правую и левую руку ребёнка.

"Мячик". Расслабленную руку ребёнка подбрасывать и ловить, как мячик.

 

Т. Смирнова в своей авторской программе „ Фортепиано. Интенсивный курс" предлагает ряд упражнений на овладение правильной посадкой, на развитие координации движений, на свободу рук и цепкость пальцев, глубину взятия звука.

 

"Новая и сломанная кукла". Сидеть за инструментом, как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд). Выполнять 5-6 раз.

"Заводная кукла". Сидя за инструментом покачивать туловищем с прямой, напряжённой спиной вперёд и назад. Затем расслабиться - кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.

 

"Подснежник". Ребёнок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог играет пьесу П.И.Чайковского „ Подснежник". На первую фразу подснежник растёт, т.е. правая рука плавно поднимается вверх и опускаются. На протяжении всего упражнения кисть должна висеть расслабленная, как цветок подснежника. Подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. На вторую фразу тоже самое делает левая рука. На третью фразу поднимаются две руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

 

Упражнения на развитие координации движений:

"Змея, лягушка" - правая рука имитирует движение змеи, а левая рука показывает, как прыгает лягушка. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. Потом задание правой руки переходит к левой руке, и наоборот.

 

"Кошечка и собачка" - правая рука выполняет движение имитирующее поглаживание кошки, а левая рука в это же время как бы отгоняет собачку. По окончании, руки меняются заданиями.

 

"Скрипка и барабан" - правая рука показывает движения смычка по струнам скрипки, а левая рука показывает, как бьют в барабан. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.

 

 

При посадке за инструментом существуют общие правила, выполнение которых сказывается на качестве исполнения произведений.

 

Три точки опоры:

 

1. стул. Сидеть нужно на половине сиденья. Не горбиться, корпус держать прямо, но не напряженно.

 

2. ноги. Упираются в пол у педалей или специальную подставку, слегка расставлены.

 

3. пальцы. Слегка закруглены, большой палец смотрит в ладошку (в домик), кончики упираются в клавиши, кисть гибкая и подвижная. Локти находятся на одном уровне с кистью и поверхностью клавиш. Здесь можно сказать ребенку, что запястье-это мостик, соединяющий клавиатуру и локоть. Упражнения выполняемые на крышке инструмента помогают ребенку запомнить правильное положение рук и кистей:

 

Упражнения "Фонарики" поможет педагогу сформировать у ребёнка правильный свод руки. Сидя за столом положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента пока они не встанут на "подушечки" и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые "Фонарики" (суставы не прогибать).

 

Упражнение "Вешалка" поможет ребёнку ощутить вес руки на кончике пальца. Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями (вешалка- рука, а пальцы - крючок...)

 

"Молоточки-гвоздики": руки лежат на крышке инструмента, запястье не поднимаем, пальцы на подушечках. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. На каждый счет 1,2,3,4 поднимаем все пальцы и делаем удар по поверхности, опора на запястье. Выполняется 6-8 раз.

 

"Лягушка" руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Руки поочередно «шагают» под текст стихотворения:

 

Вот лягушка по дорожке,

Скачет вытянувши ножки,

Ква - ква - ква, («пауза» - шепотом)

Ква - ква - ква.

Руки «шагают» на каждую долю.

Важно контролировать линию запястья, локти чуть в сторону, осанка,ноги. Выполняется 2-3 раза.

"Чехарда" руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Правая рука «перепрыгивает» через левую и возвращается на исходную позицию. Левая рука «перепрыгивает» через правую руку и возвращается на исходную позицию. Упражнение повторяется несколькораз.

Счет вслух: «РАЗ И ДВА И».

 

"Голубь" руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. 1-е пальцы рукполностью соприкасаются (как приклеены) друг с другом. Остальные пальцы рук слегка отведены в стороны от 1-х пальцев, и стоят на подушечка1-е пальцы - это «головка голубя», остальные пальцы - это «крылья голубя». 1-е пальцы фиксируем, опора на них. А остальные пальцы (крылья выполняют функцию «размаха крыльев» на счет РАЗ И ДВА И. Упражнение повторяется 4-6 раз.

 

"Опора на 5-й палец" руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. Все пальцы на подушечках. Фиксируем 5-е пальцы обеих рук на крышке инструмента, а остальные пальцы одновременно поднимаем и опускаем, сохраняя позицию пальцев. Опора на 5-е пальцы. Необходимо добиваться распределения напряжения в руке. 5-е пальцы более напряжены, т. к. они - опора; остальные пальцы должны быть менее напряжены, но не расслабленны.

Нужно отметить, что занимаясь "постановкой рук" педагог должен делать это ненавязчиво, при помощи своих рук, незаметно для ученика.

 

 

Первый этап освоения аппликатуры-это знакомство с порядковыми номерами пальцев. Ученик в тетради может обвести свои кисти и подписать номер каждого пальчика. На запоминание порядкового номера пальцев можно выполнять следующие упражнения:

1. угадать какой палец спрятался.

2. давать приказы пальцам.

3.постукивать по столу заданным пальцем, закрыв глаза.

Для запоминания чередования пальцев можно использовать следующие упражнения:

"Колечки" сгибать каждый палец поочередно, соединяя подушечками с большим, что бы получилось колечко. При это читать стихотворение:

Первый палец-самый сильный, Второй тоже богатырь, Третий -находится посередине, Четвертый и пятый идут за ним.

Дополнительно это упражнение учит правильной постановке кисти.

"Здравствуй пальчик" - ладони соединить перед собой, палец к пальцу (1-й к 1-му; 2-й ко 2-му, 3-й к 3-му, 4-й к 4-му, 5-й 5-му). Работаем с каждой парой поочередно. 1-я пара 3 раза касается друг друга подушечками; одновременно проговариваем фразу: «Здравствуй 1-й пальчик». Далее переходим к паре 2-хпальцев и повторяем действия 1-й пары, проговариваяодновременно фразу: «Здравствуй 2-й пальчик» и т. д. до пары 5-5пальцев.

Можно использовать пальчиковую песенку - игру:

Пальчики. (Диск.)

(1)Вот это самый толстый пальчик у меня,

(2)Вместе с ним танцуют все его друзья.

Этот самый ловкий пальчик у меня

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня,

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,

Вместе с ним танцуют все его друзья.

(3)Все мои пять пальцев дружная семья,

И, когда они танцуют, танцую с ними я

 

1 (и далее) - в соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев (начиная с большого).

2 (и далее) – сжимаем и разжимаем кулаки.

3 – хлопаем в ладоши.

 

 

Первые упражнения на фортепиано:

 

"В гости по радуге": исполняется отдельно каждой рукой. 3-м пальцем. Правой рукой движение с колена на «ДО» 1-ой октавы;перемещаем руку на «ДО» 2-ой октавы, на «ДО» 3-ей октавы до клавиши «ДО» 4-ой октавы и таким же способом возвращаемся к «ДО» 1-ой октавы и на колено.

Левая рука выполняет то же самое только в противоположном направлении от «ДО» 1-ой октавы по октавам нижнего регистра и обратно к «ДО» 1-ой октавы.

Предлагаем следующее образное объяснение (условившись, что 1-я октава - «ТВОЙ ДОМ»; 2-я,3-я,4-я октавы - «ДОМИКИ ПТИЧЕК»; Малая, Большая, Контроктава - «ДОМИКИ МЕДВЕДЕЙ»): правая рука идет из своего дома по РАДУГАМ в гости к птичкам, а после гостей обязательно возвращается к себе домой; левая рука — идет из дома в гости к медведям. Перенос руки должен напоминать движение по радуге. Отсюда название упражнения.

Установка 3-го пальца строго на «подушечку», форма пальца должна напоминать крючок. Запястье - не прогибать и не поднимать. Если запястье образует «горку», то устранить ее можно изменив положение локтя, т. е. слегка отодвинув локоть от тела в сторону.

 

"Пчелка": рука -пчелка свободно перелетает с клавиши на клавишу - цветка на цветок и кончиком пальца - хоботком проникает в клавишу, в середину цветка, чтобы взять нектар.

 

"Дорожка": исполняется отдельно каждой рукой, 3-м пальцем.Исполняем в 1-ой октаве. Выполняем поочередное нажатие клавиш звукоряда ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО и обратно. Левая рука - то же самое, но только в Малой октаве.Штрих - поп legato. Стараться поднимать руку после каждой клавиши на одну высоту и не слишком высоко. Позднее исполнять штрихом staccato. К 3-еи четверти двумя руками.

После закрепления первоначальных навыков игры 3 пальцем, можно переходить к игре 2-м, 3-м, 4-м и только потом к 1-м и 5-м пальцем. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не каждым из них, а одновременно, то есть с терций. Сначала -2-м и 4-м пальцами, затем 3-м и 5-м пальцами. После того как освоены терции и квинты можно переходить к игре трёхзвучных аккордов.

 

"Кузнечик"( терция): исполняется отдельно каждой рукой.Аппликатура: 2-й и 4-й пальцы на «ДО» и «МИ» 1-ой октавы.Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре попринципу «Радуга», т. е. перенося терцию из 1-ой октавы пооктавам верхнего регистра и обратно.Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнегорегистра. Очень важно следить за округлостью всех пальчиков ученика, особенно 5-го.

 

"Кузнечик по дорожке ": исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 3-й пальцы на «ДО» и «МИ». Нажатие одновременное. «ДО-МИ», «РЕ-ФА», «МИ-СОЛЬ», «ФА-ЛЯ», «СОЛЬ-СИ», «ЛЯ-ДО», «СИ-РЕ», «ДО-МИ» и обратно в 1-й октаве. Левая рука - в Малой октаве.Контролировать позицию 1-го и 3-го пальцев; округлость 5-го пальца, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положение ног.

 

"Мостики" (квинта): исполняется отдельно каждой рукой.Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-й октавы.Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре попринципу «Радуга», т.е. перенося квинту из 1-й октавы по октавамверхнего регистра и обратно.Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнегорегистра.Очень важно контролировать линию запястья; положение 2-го,3- го,4-го пальцев (чтобы не торчали как палки);установку 1-го и 5-го пальцев на "подушечки.Выполняя это упражнение нужно контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край клавиш, ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам.


 

"До+Ре+Ми": исполняется правой рукой. Аппликатура: 1-й,2-й,3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное.Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав (с объявлением), от 1-ой октавы по октавам верхнего регистра.

"Ми+Ре+До": исполняется левой рукой. Аппликатура: 1-й,2-й,3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав (с объявлением), от 1-ой октавы по октавам нижнего регистра.

Контролировать постановку 1-го пальца на «подушечку», т. к.ученикам свойственно нажимать клавишу 1-м пальцем, полностьюуложив его на клавишу; контролировать округлость всех пальцев;5-й палец - «крючочком», а не «антенной»; запястье продолжает линию предплечья.

 

"Гномы идут в поход": исполняется отдельно каждойрукой. Аппликатура 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и обратно. Правая рука – в Первой октаве. Левая рука - в Малой октаве. Нажатие поочередное.Выполняя это упражнение нужно контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край клавиш, ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам.Это упражнение можно давать ученику позднее, ближе к 2-ой четверти. К этому времени рука ребенка крепнет и стоит более устойчиво.

 

При знакомстве ученика со звуками педагог должен сказать ученику, что звук это вибрация, которая оказывает влияние на человеческое ухо. Каждый звук имеет свои особенности, по которым мы их и отличаем. Звуки бывают музыкальные и шумовые. Можно использовать следующее стихотворение Е. Королевой:

 

«В мире загадочных звуков»

 

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука –
Музыкальные есть звуки.

 

Детям будет интересно поучаствовать в создании сказок с использованием различных шумовых инструментов. (Приложение, Диск). Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками обучает детей способам и приемам игры на различных инструментах, а также способствует развитию творческой фантазии. В процессе занятий развивается слух детей - они различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память - дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением.


Танец для мышки

Жила-была в большом доме маленькая мышка.

Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.

«Там в комнате - светло» - сказала мышка, (1)

«Там много места и можно бегать и танцевать!»(2)

Она вылезла из-за холодильника и побежала к знакомому Таракану (3)

Усатый Таракан сидел под большим пакетом (4)

Мышка спросила у Таракана:

«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

«Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз (5)

И побежала мышка дальше (6)

Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха (7)

Мышка ей и говорит:

«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

«Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол. (8)

Побежала мышка дальше (9)

Бежит мышка, бежит, а с потолка по паутинке спускается паучок (10)

Мышка ему и говорит:

«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»

Ничего не казал паучок и убежал (11)

И побежала мышка обратно к себе домой (12)

Вдруг мышка услышала тихую музыку (13)

Мышка подошла к большим часам, а они заиграли чуть-чуть громче: (14)

«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать. (15)

 

Нам понадобятся: металлофон, ксилофон, кастаньеты на ручке, пакет, цимбалы или гитара, клавесы.

1 – играем на металлофоне (ударяем по отдельным пластиночкам)

2 – глиссандо на ксилофоне

3, 6, 9,12 – быстро встряхиваем кастаньеты (мышка бежит)

4, 5 – шуршим пакетом

7, 8 – водим палочкой или пальчиком в воздухе, жужжим

10 – дергаем за струны сверху вниз (нисходящее движение)

11 – дергаем за струны снизу вверх (восходящее движение)

13 – тихонько играем на клавесах

14 – стучим чуть громче

15 – играем на любых инструментах под музыку

 

Страшный Пых

Жили-были дед да баба, и была у них внучка – Машенька.

Дед мастерил: молотком стучал (1) и пилой пилил (2).

Бабка пол подметала (3) и пыль вытирала (4).

А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (5)

Вот как-то Машенька и говорит:

«Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!»

Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу (6)

Потом по камушкам (7)

Потом по травке (8)

Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат:

«жжжжжжжжжжжжжжж» (9)

и комарики пищат:

«зззззззззззззззззззззззззз» (10)

И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то на него как фыркнет:

«фффффффффффффффф» (11)

Дед испугался и домой побежал…(12)

Прибежал и говорит:

«Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит».

Тогда Машенька бабушке и говорит:

«Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!».

Бабушка и пошла в огород: сначала по полу (13)

Потом по камушкам (14)

Потом по травке (15)

Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат:

«жжжжжжжжжжжжжжж» (16)

и комарики пищат:

«зззззззззззззззззззззззззз» (17)

И только хотела бабушка ягодку сорвать, как кто-то на нее как зафыркает:

«фффффффффффффффф» (18)

Бабушка испугалась и домой побежала… (19) Прибежала и говорит:

«Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит».

Тогда Машенька говорит:

«Раз вы такие бояки, я сама пойду!».

Пошла Машенька в огород: сначала по полу (20),

Потом по камушкам(21)

Потом по травке (22)

Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:

«фффффффффффффффф» (23)

А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком(24)

Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек (25).

Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила.

А ночью ёжик не спал и по комнате бегал(26).

 

 

Нам понадобятся: рубель, щетка, барабан или коробка, ксилофон, пакет, цимбалы или гитара

1 – стучим палочкой по рубелю

2 – водим палочкой по рубелю

3 – скребем щеткой по барабану

4 – возим щеткой по барабану

5, 7, 14, 21 – играем на ксилофоне

6, 13, 20 – стучим палкой по барабану

8, 15, 22 – шуршим пакетом

9, 10,11, 16, 17,18,23 – звукоподражание

12, 19 – играем поочередно на барабане, ксилофоне, пакете

24 – дергаем за струну

25 – проводим палочкой по ксилофону (нисходящее глиссандо)

26 – скребем ногтями по рубелю

Зима в лесу

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму (1)

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки (2)

И вот с неба стали падать снежинки (3)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом.

И на снегу были видны следы маленьких лапок (4)

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы (5)

У всех было много еды. Белки грызли орешки (6)

Мышки грызли зёрнышки (7)

В лесу шумел холодный зимний ветер (8)

Но белочкам было тепло в гнёздах (9)

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках (10).

 

 

Нам понадобятся: кастаньеты, тарелочки, металлофон, пакет, рубель.

 

1 – быстро встряхиваем кастаньеты

2 – стучим кастаньетами по ладони

3 – играем на металлофоне

4 – играем на тарелочках

5 – шуршим пакетом

6 – проводим палочкой по рубелю медленно

7 – проводим палочкой по рубелю быстро

8 – дуем

9 – цокаем язычком

10 – пищим

 

Глупая лисичка

Бежала лисичка по лесу.

Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит (1)

«Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой, - сказала лисичка, - не возьму тебя!»

И побежала лисичка дальше (2)

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит (3).

«Напугать меня хочет! – сказала лисичка, - а я её сейчас утоплю!»

Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке (4)

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду (5).

Еле выбралась лисичка из речки из речки на берег и дальше побежала (6).

Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.

«Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка, - посижу-ка я на ней, отдохну».

Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! (7)

Уж лисичка его царапала – царапала (8)

Стучала – стучала… (9)

Еле вырвалась! И скорей домой побежала (10).

 

Вам понадобятся: колокольчик, барабан, тарелка

 

1 – звеним колокольчиком

2, 4, 6, 10 – барабаним пальцами (по барабану)

3, 5 – звукоподражание

7 – ударяем по тарелке

8 – царапаем тарелку

9 – стучим по тарелке

Пришла весна

Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. (1)

Ура - обрадовалась Катя – можно идти гулять! (2)

Катя вышла во двор и залезла на горку. (3)

Она скатилась с горки (4). И упала.(5)

Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли.(6)

Катя встала на ноги и отряхнула юбочку (7)

Катя увидела большую бабочку и побежала за ней. (8)

Бабочка села на жёлтые цветы, похожие на маленькие солнышки. (9)

Мама очень любит цветочки – сказала Катюша, и она собрала целый букет. (10)

Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу. (11)

Нам понадобятся: металлофон, клавесы, барабан, ксилофон, щёточки, треугольник.

1 – играем несколько нот на металлофоне

2 – играем на клавесах

3 – играем на ксилофоне (по всем пластиночкам снизу вверх)

4 – играем на ксилофоне (глиссандо вниз)

5 – ударяем по барабану

6 – проводим щёткой по ксилофону

7 – отряхиваем себя щёточкой

8 – быстро стучим клавесами

9 – медленно играем несколько нот на металлофоне

10 – играем чуть быстрее

11 – ударяем по треугольнику

 

Чей голос лучше

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный

бокал. И он зазвенел (1).

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из

них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе

и они подружились.

«Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели (2).

«Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое (3).

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела (4)

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала (5)

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол (6)

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:

«Мама, бабушка! Я нашла музык



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: