ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Во время изучения литературы возрождаются критерии моральности, которые выработало человечество.
Сегодня значимым является чтение классической литературы и формирование самостоятельно и творчески мыслящей личности, обладающей высокой духовной культурой. Формирование «квалифицированного» читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимать, эстетически оценивать литературные произведения, уметь грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме – важная задача, стоящая перед современной школой.
Цель изучения художественной литературы в школе – гуманистическое воспитание учащихся, формирование их читательской культуры. Так как объектом художественного исследования является вся действительность, то эстетическое, познавательное, воспитательное значение искусства слова являются неоценимыми в формировании духовно богатой личности гражданина, которому свойственны высокая культура, широкий кругозор, творческие способности, высокие моральные идеалы.
Художественная литература приобщает учащихся к достижениям мировой литературы, а через них – к фундаментальным ценностям культуры, которая должна способствовать интеграции народа в мировое сообщество.
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся писателей;
- воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного опыта в процессе приобщения к литературной классике;
- овл а дение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; соотнесения материала литературной классики с современностью; получения информации о литературе из различных источников (справочной литературы, масс-медиа, Интернета);
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство;
- формирование художественного вкуса, умения отличать высокохудожественные литературные произведения от литературных поделок, давать оценку прочитанным произведениям и созданным на их основе спектаклям, фильмам;
- развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно
пользоваться литературным языком, навыками написания сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
В настоящее время в области литературного образования имеют место
две дидактические стратегии:
- «стратегия изучения» - имитация на уроке литературы процессов научного познания: урок предполагает изучение (школьниками) уже изученного (литературоведами) и превращается в урок литературоведения – деятельности логической, репродуктивно-познавательной, а не эстетической, креативно-рецептивной. С позиции данной образовательной парадигмы учитель к началу урока уже владеет готовой истиной в полном объеме, и его задача – донесение этой истины до учащегося. В ходе решения этой задачи возможно использование разнообразных методов, приемов, форм работы, но доминирующим типом деятельности на уроке является логически репродуктивный, чуждый самому учебному предмету – литературе как роду эстетического творчества (В.И. Тюпа);
- «стратегия откровения» - преподавательская деятельность на уроке литературы ориентирована на формирование индивидуальной культуры художественного восприятия как одного их ключевых компонентов становления разносторонне развитой личности, полноценного члена демократического общества. Дидактическая задача этой стратегии состоит в организации урока как эстетического коммуникативного события встречи множества неслиянных (уникальных), но и нераздельных (солидарных) прочтений. Это путь реализации индивидуальных возможностей со-творческого со-переживания читательской аудитории как ансамбля индивидуальностей (В.И. Тюпа). Эпицентр дидактического интереса на таком уроке – не та или иная истина о тексте, но сам текст как «совокупность факторов художественного впечатления» (М.М. Бахтин).
Современному учителю необходимо избрать стратегию становления индивидуальной культуры восприятия художественного текста, поскольку цель литературного образования школьников сегодня – формирование полноценного читателя, конгениального писателю, способного отбирать, читать и понимать книги и переживающего процесс чтения как этап собственного творчества и собственного духовного развития, читателя, обладающего высоким уровнем читательской культуры. (Богданова О.Ю., Затонский Д.В., Исаева Е.А., Ковбасенко Ю.И., Леонов С.А. Мирошниченко Л.Ф., Сафарьян С.И., Чертов В.Ф. и др.),
Под читательской культурой мы понимаем определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков (читательской компетенции), к которым относятся:
- потребность в чтении и устойчивый интерес к нему;
- читательская эрудиция;
- навыки чтения, умения выразительного чтения;
- способность к восприятию различных литературных произведений;
- библиографические умения;
- необходимый уровень теоретико-литературных знаний;
- креативные способности;
- умения оценки и интерпретации;
- речевые умения.
Чтобы достичь удовлетворительного уровня читательской культуры, школьники должны уметь:
- творчески читать,
- полноценно анализировать текст,
- понимать эстетическую ценность и этико-онтологическую наполненность текста,
- обогащать освоенным произведением свою духовную жизнь,
- готовиться к самостоятельной читательской деятельности.
Изучение литературы способствует воспитанию человека с творческими жизненными ориентациями, помогает ученику развивать эстетический вкус и умение самостоятельно общаться с произведениями искусства слова, сознательно воспринимать воплощенные в них духовные ценности, развивает способности восприятия, понимания, интерпретации текстов различной жанрово-стилистической направленности и духовного содержания, развивает речь школьников.
Задача школы – подготовить читателя, который бы красиво чувствовал и критически мыслил. Именно такой путь изучения литературы способствует всестороннему развитию каждой личности: не все должны стать филологами, но каждый должен владеть Словом как способом Культуры.
Уяснение главных требований времени в процессе преподавания литературы - усвоение духовно-нравственного содержания произведения художественной литературы и воспитание квалифицированного читателя – определило новые задачи, стоящие перед словесниками:
- развитие у школьников интереса к чтению и изучению лучших
произведений литературы, воспитание внимания к художественному слову, любви к книге и потребности в чтении, повышение качества выразительного чтения учащимися художественных текстов;
- раскрытие духовного и художественного потенциала произведений
литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов, содействие тому, чтобы они становились личностно значимыми для учащихся;
- изучение литературы как искусства слова, постижение ее художественного
мира, неповторимости индивидуального стиля автора, уяснение его национального своеобразия и общечеловеческой значимости;
- формирование умений анализа и интерпретации школьниками изучаемых
произведений; создание благоприятных психолого-педагогических условий для самораскрытия и самовыражения учеников в процессе работы над художественным текстом, содействие проявлению личностного отношения к прочитанному и его самостоятельной оценки;
- развитие художественно-творческих потребностей учащихся, раскрытие их
индивидуальных способностей;
- обучение активному проявлению собственного мнения, культуре ведения
диалога, общению в поликультурном пространстве;
- подготовка квалифицированных читателей, способных ориентироваться в
многообразии современной художественной литературы, выбирать книгу для чтения, самостоятельно определять ее художественную ценность, содействовать тому, чтобы чтение в школе и после ее окончания стало их жизненной необходимостью.
В результате изучения литературы на базовом уровнеучащиесядолжны знать и понимать
- образную природу словесного творчества,
- содержание изученных литературных произведений,
- основные факты жизни и творчества писателей,
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений,
- основные теоретико-литературные понятия;
Учащиеся должны уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изучаемого произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературного произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать произведение; аргументировано формулировать свое отношение к произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Задачи изучения литературы основываются на принципах:
- дидактических (научность, историзм, доступность, личностная
ориентация, установка на создание условия для саморазвития и самообучения учащихся);
- методических (учет возрастных особенностей учащихся, раскрытие
литературного содержания в соответствии с законами художественного мышления, контекстовое рассмотрение литературных явлений, жанрово-стилистический подход к изучению произведения, компаративность, интегративность, единство развития литературного и языкового мышления, установка на диалог как доминирующую форму учебного общения, личностный характер литературной деятельности ученика);
- педагогических (воспитывающей направленности литературного
образования).
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира является едва ли не самой актуальной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Важно понимать, что основой базового компонента литературногообразования является чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Мировоззрение учителя и его мировосприятие играют определенную роль в процессе преподавания литературы, но они не могут быть объективным критерием анализа и оценки художественного произведения, ибо художника можно судить по законам, им самим созданным. Изучение истории и теории литературы необходимо, но не само по себе, а только в связи с изучением художественного произведения, для более глубокого прочтения текста.
В основу системы формирования читателя во время изучения литературы могут быть положены:
- комплексная задача образования, воспитания и развития личности;
- учет результатов изучения потенциальных возможностей учащихся данного
школьного возраста;
- выбор оптимальных методов, приемов, видов и форм учебной деятельности,
которые направлены на формирование читательских умений и навыков учащихся;
- интегрированное использование индивидуальных и групповых методов и
форм учебного процесса, классной и внеклассной работы;
- организация и развитие самообразования учащихся;
- принцип ''диалога культур'' (М. Бахтин) во время изучения художественного
произведения;
- диалогичность и дискуссионность урока литературы.
Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает
- отход от излишней идеологизации (департизацию),
- усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия
литературного произведения на читателя-школьника,
- определение системных связей школьного курса литературы на разных
этапах литературного образования,
- воспитание самосознания и самостоятельности,
- развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению
литературы,
- развитие воображения и чувства прекрасного,
- формирование творческого, индивидуального, а не единообразного подхода
к литературе.
Важно исходить из того положения, что задача современного образования
заключается не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а втом, чтобыразвить у школьников необходимые для жизни компетенции. Задача учителя – содействовать дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников, а при организации образовательного процесса учитывать общие принципы:
- гибкую форма организации обучения, учитывающую потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников);
- приоритет групповой и индивидуальной форм работы;
- наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы;
- опору на существующий уровень развития ребенка и предоставление условий для роста.
Учитель при таком подходе играет роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функция – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с самими детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. В такой организации образовательного процесса особое значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному учению.
Все эти задачи должны быть реализованы в системе общих требований к образовательному процессу с ориентацией на принципы доступности образования для учащихся, с учётом дифференцированного подхода к ним, системности и преемственности литературного образования, единства обучения и воспитания. В зависимости от возраста учащихся эти задачи конкретизируются для каждого этапа литературного обучения. При этом должны сохраняться системность и преемственность литературного образования, единство обучения и воспитания.
Показателями реализации целей и задач литературного образования являются:
– широта читательских интересов школьников, устойчивая потребность в чтении, разносторонность, системность и направленность чтения;
– освоение идейно-художественного содержания произведений, умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и оценивать их значение и художественные достоинства;
– усвоение системы историко-и теоретико-литературных знаний, умение применять их в процессе постижения художественного текста;
– овладение речевыми умениями и навыками.