Развитие мысли о соотношении права, силы и принуждения




Содержание

 

Введение

1. Развитие мысли о соотношении права, силы и принуждения

2. Современный взгляд на соотношении права, силы и принуждения

3. Классификация мер государственно-правового принуждения в современном российском праве

Заключение

Список нормативных правовых актов и литературы


Введение

 

Роль права в жизни общества трудно переоценить. Каждый человек в процессе своей деятельности ежедневно сталкивается с нормами права и исполняет их. Почему? Что обеспечивает исполнение права? Это достаточно важный вопрос, ответить на который непросто. Если основываться на марксисткой теории происхождения права, то оно является выражением воли экономически господствующего класса, а ее соблюдение обеспечивается силой. Государство для этого создает специальный аппарат принуждения. И в этом случае пред нами встает не менее важный вопрос: «Какое соотношение должно быть между правом, силой и принуждением?»

Соотношение права, силы и принуждения является актуальной проблемой. От него зависит вся жизнь общества, потому что именно это соотношение будет определять политическую систему общества, государственный режим, господствующий в стране, и многое другое. Но на современном этапе развития при стремлении людей к установлению гражданского общества, которое возможно только в правовом государстве, на первый план выходит другая сторона вопроса соотношения права, силы и принуждения: «Как сила, выраженная в принуждении, должна проявляться в праве? Какие меры принуждения имеют возможность быть использованы? Как реализуется принуждение?» Поэтому я выбрал эту тему для своей курсовой работы.

Проблема соотношения права, силы и принуждения, не смотря на ее актуальность, изучена недостаточно широко. В литературе встречаются труды авторов, исследующих отдельные стороны данного вопроса. Среди них можно привести такие работы как «Сопротивление злу силой» И.А. Ильина, «Юридическая ответственность и законность» С.Н. Братуся, «Санкции и ответственность по советскому праву» О.Э. Лейста и др. Также предпринимаются попытки систематизации знаний по этой теме, примером может служить работа Ж.И. Овсепяна «Государственное принуждение как правовая категория.» Объекты исследования указанных работ в своей сущности совпадают, ими являются общественные отношения, установленные правом и регулируемые силой, выражающейся в принуждении. Это также и объект курсовой работы. Ее предметом являются нормативные правовые акты и труды ученых, посвященные соотношению права, силы и принуждения.

Цель курсовой работы – провести правовой анализ понятий права, силы и принуждения, показав их соотношение.

Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:

1.Расскрыть понятия права, силы и принуждения.

2.Показать их соотношение.

3.Выявить сущность соотношения права, силы и принуждения.

И, беря во внимание все выше сказанное, структуру курсовой работы я вижу следующей: введение, три вопроса, заключение и список нормативных правовых актов.

Положениями, выносимыми на защиту курсовой работы, являются:

1.Историческая обоснованность изучения соотношения права, силы и принуждения.

2.Необходимость применения принуждения в праве.


Развитие мысли о соотношении права, силы и принуждения

 

Изучение соотношения права, силы принуждения следует начать с рассмотрения развития философских взглядов на взаимодействие этих сложных общественных явлений. Для этого стоит обратиться к учению такого крупного философа древности, как Цицерон Марк Туллий. Для рассматриваемого вопроса большой интерес будут иметь его работы «О государстве» и «О законах», в которых великий мыслитель древности разбирает проблемы государственного устройства и законодательства.

В своих работах Цицерон выводит понятие права неразрывно связанное с принуждением: «Существует лишь одно право, связывающее человеческое общество установленное одним законом. Закон этот есть подлинное основание для того, чтобы приказывать и запрещать»[1]. В этом определении права философ выдвигает идею существования единого, связывающего все общество и им установленного единого закона, в последующем Марк Туллий выдвигает его определение: «Истинный закон -это разумное положение, соответствующие природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая»[2]. В этом изречении Цицерон подтверждает свое определение права и указывает на условие действия принуждения, применяемое в случае необходимости. Также здесь приводится и классификация видов принуждения. Цицерон выделяет эти виды в соответствии с методом воздействия на человека, так как императивный метод не всегда приемлем. В связи с этим первым из способов принуждения выступают призывы к исполнению долга, далее следуют приказы, запреты, отпугивающие от преступления. Давая такую градацию мер принуждения, Цицерон размещает их в порядке возрастания принудительной силы применяемой государством к человеку на основании права. Самым малым видом принуждения являются призывы, которые обращены к совести человека, но по мысли Цицерона этому подвержены только лучшие люди государства. «... Лучшие люди добиваются хвалы и почестей, а от позора и бесчестия бегут. И их действительно отпугивает от преступления не столько страх перед карой, определенной законами, сколько чувства стыда, данное человеку природой и как бы заставляющее его боятся вполне справедливого порицания,»[3] - договорит философ. Но к остальным применимо только принуждение в виде приказов и запретов. «Законы поддерживаются карой, а не нашим чувством справедливости». Принудительная сила государства необходима для исполнения законов и виды принуждения применяются в соответствии с правом. «Кара да соответствует преступлению!» - дабы каждый нес наказание в соответствии со своим проступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, а алчность - пеней, искательство почетных должностей - дурной славой»[4].

Цицерон разграничивает принуждение. Он выделяет принуждение, которое используется для исполнения законов и используемое правителями при царском режиме. В республике последний вид не применим, в ней правит закон, и философ говорит об этом, называя республиканский строй своевольным. «Безграничное своеволие приводит к тому, что граждане становятся столь пресыщены и слабы духом, что они, если власти применят к ним малейшее принуждение, раздражаются и не могут это стерпеть, а потому начинают даже пренебрегать законами, так что оказываются без какого-то ни было властителя»[5].

Таким образом, Цицерон в своих работах определяет понятие права и связывает его исполнение с принудительной силой государства, дает классификацию видов принуждения и разграничивает правовое принуждение, основанное на законах, с произволом правителя.

С развитием общества менялись представления на соотношение этих понятий. Особое место в решении поставленной нами задачи имеет философское наследие И. Канта. Именно его называют одним из главных создателей концепции правового государства. В этом отношении представляют интерес работы И.Канта: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «О поговорке «Может быть это и верно в теории, но не годится на практике», «К вечному миру», «Метафизика нравов в двух частях».

Великий немецкий мыслитель с помощью морального обоснования разводит нормы права и нормы морали как две обособленные части нравственности. В правовой законности он видит гарантию невмешательства в процесс индивидуального морального выбора: «Согласно правовому законодательству, обязанности могут быть только внешними, ибо это законодательство не требует, чтобы идея внутреннего долга сама по себе была определяющим основанием произвола действующего лица...» Под правом Кант понимает совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Право, по Канту, связано с принуждением, причем заботой внешней карающей власти должны быть не пороки, а только преступные действия индивидов, конфликтные отношения между ними[6].

Принуждение по Канту - это применение силы правовым государством. Истинное призвание права состоит в том, чтобы надежно гарантировать морали границы, в которых она могла бы себя проявить, где могла бы проявиться свобода личности. За каждой личностью в гражданском обществе (а таковым Кант считает то, где господствует право) признается равное достоинство, её абсолютная ценность, способность быть субъектом нравственного сознания. Автономия воли одинаково ограждает личность как от собственного произвола, так и от тотального господства над ней общественного целого, создает возможность ее свободы, т. е. быть господином самому себе, определять самому себе цели и пути их осуществления. А право ограничивает внешние действия индивидов, их произвол в отношении друг к другу и лишь для этого нужна его принудительная сила. В свою очередь. Дать праву побудительную силу способно лишь государство, под которым Кант понимает множество людей, подчиненных правовым законам[7].

Свобода, право, принуждение рассматриваются Кантом и тесной связи и не могут существовать друг без друга: «Право есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой других, насколько это возможно по некоторому общему закону; а публичное право есть совокупность внешних законов, которые делают возможным такое полное согласие. А так как всякое ограничение свободы произволом другого называется принуждение, то отсюда следует, что гражданское устройство есть отношение между свободными людьми, которые однако,... подчинены принудительным законам.»[8]

Отсюда и идеал Канта - сочетание максимальной свободы под внешними законами с непреодолимым принуждением.

В нашем государстве видным философом, работавшим в этом направлении, был И.А. Ильин.

И.А. Ильин придерживался позиции в некоторых аспектах сходной с позицией И. Канта. Он высказывал категорическое несогласие с теми авторами, которые осуждали всякое применение силы, с теми, кто любое применение силы называл насилием.

Достаточно интересны взгляды И.А. Ильина на соотношение права и силы, выраженной в принуждении. В его труде «Сопротивление злу силой» эти взгляды получили большое развитие.

И.А. Ильин в своей книге выдвигает понятие общественно-организованного психического понуждения, задача которого сводится к укреплению и исправлению духовного самозаставления человека.

«Для него (человека) - психическое понуждение, идущее со стороны и обращающееся к его воле, может и должно быть могучим подспорьем в деле самовоспитания»[9].

Эта позиция, по нашему мнению, правильная, так как общественное психическое принуждение имеет огромную силу.

«Психическое давление извне понуждает его - или сначала совершить эти усилия, постигнуть во внутреннем опыте законы справедливости и взаимности, строящие здоровое общежитие, и тогда свободно совершить необходимые поступки, или же сначала подвергнуть себя самоприиуждению и потом разобраться в том, что с ним произошло...»[10]

Затем И.А. Ильин выдвигает понятие закона через общественно-организованное психическое понуждение. «Правовые и государственные законы суть не законы насилия, а законы психического понуждения, преследующие именно эту цель и обращающиеся к автономным субъектам права для того, чтобы суггестивно сообщить их воле верное направление для саморуководства и самовоспитания»[11].

«В основной своей идее и в своем нормальном действии правовой закон есть формула зрелого правосознания, закрепленная мыслью, выдвинутая волею и идущая на помощь незрелому, но воспитывающему себя правосознанию; при этом именно волевой элемент закона представляет собою начало психического понуждения». Но философ понимает, что закон ни есть только насилие. «Правовой закон отнюдь не насилует человека, не попирает его достоинства и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, он только и живет, только и действует, только и совершенствуется от свободного личного приятия и самовменения. Однако он при этом властно понуждает психику человека - и непосредственным импонированием авторитета, и формою приказа-запрета-позволения, и сознанием общественно-организованного мнения, и, наконец, перспективою вероятных, и даже наверное предстоящих неприятных последствий: неодобрения, огласки, явок в суд, убытков, а может быть, и исключения из известного общественного круга, и даже физического понуждения и пресечения. И все эти психические силы (ибо опасение физического принуждения действует не физически, а психически!) - побуждают его сделать те внутренние усилия для «усмотрения» и «изволения», которые были необходимы, которые он мог сделать, но которых почему-то доселе сам по себе не совершал...»[12]

Таким образом, на сегодняшний момент в философии выработались определенные взгляды на соотношение права, силы и принуждения. Они начали формироваться еще в древности (идеи Цицерона), продолжили складываться в средние века и в эпоху возрождения (работы Канта), не обошли стороной этот вопрос и русские философы (труды Ильина). Из них следует, что право, сила и принуждение очень тесно взаимодействуют между собой, и их взаимосвязь можно обнаружить, рассматривая их волевую составляющую, примером может служить работа И.А. Ильина «Сопротивление злу силой.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: