Оно было в начале у Бога.




Практическое занятие

Метод культурологии

 

Содержанием двух занятий по данной теме должен стать ваш первый опыт культурологической работы, который вы получите в процессе интерпретации мифологического текста. На занятии будет предпринята попытка реконструкции архаического менталитета, основанием которой станет библейский миф о сотворении мира (фрагмент одного из фундаментальных текстов западной культурной традиции).

В числе задач занятия – поиск ответов на следующие вопросы:

1. Почему мир, согласно иудео-христианской традиции, возник именно таким способом, как это описано в Ветхом Завете;

2. О ком идёт речь в этом тексте;

3. Какое отношение события дней творения имеют к нам.

 

Рекомендации по подготовке к занятию

1) Как вы поняли предварительное описание содержания занятия (см. выше)? Что станет основной исследовательской процедурой и каков должен быть интеллектуальный «продукт» работы с библейским текстом?

2) Почему в качестве источника для работы интерпретации выбран именно этот текст? Что значит «иудео-христианская традиция »? Докажите, что данный текст является фундаментальным для западной культуры. Что значит «фундаментальный»? Когда, где и кем он был создан?

3) Медленно прочтите текст. КАК он читается? Подумайте о причинах именно такого вашего восприятия.

4) Текст повествует о возникновения мира. Почему «средний» современный человек в вопросе о происхождении Вселенной склонен больше доверять научной модели «большого взрыва», чем креационной версии космогенеза? Кто такой «средний» человек?

5) Насколько логичен текст мифа о сотворении мира? Чтобы исследовать этот вопрос, заполните таблицу, в которой запишите, медленно перечитывая текст, что и в какой день было сотворено.

 

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день
             

6) Если Вы обнаружили «алогизмы» в рассказе об эпохе первотворения, обдумайте мотивы, по которым автор их не устранил.

7) В заключение определите одну из причин «алогичности» текста как центральную для работы с ней на втором занятии по данной теме (учитывайте при этом то, как мы определили содержание работы в рамках двух занятий по теме).

8) По выражению Х. Ортеги-и-Гассета, «в своей глубочайшей сути жизнь есть действие и движение». Ежедневно мы совершаем множество действий – от простейших до сложно выстроенных и распланированных на годы. При этом выполнение большинства наших дел не становится для нас проблемой потому, что сам способ осуществления каждого дела как бы «встроен» в нас за время его многократного и доведённого до автоматизма повторения. И именно поэтому схема, «алгоритм» выполнения различных обыденных действий неочевидны для нас. Ваше домашнее задание – попытаться письменно воспроизвести эту неявную структуру осуществления любого действия, которое вы выполняете не по собственному желанию, а по какой-то внешней, принудительной для вас необходимости. Схема должна представлять собой перечень из нескольких пунктов. Очевидно, что первым шагом в этом алгоритме станет: 1) осознание необходимости действия, без которого нельзя начать никакого дела. Озаглавьте получившуюся схему «Схема нашего действия по внешней необходимости».

9) Картина мира (менталитет) – результат определённого способа взаимодействия с миром. Путем анализа деятельностного аспекта библейского текста (как, последовательностью каких именно действий Бог творит мир) можно приблизиться к пониманию менталитета его автора. Какова внутренняя структура («алгоритм», схема) деятельности по сотворению мира? Найдите в тексте первой главы Книги Бытия такие фрагменты, которые дают возможность установить эту последовательность. Озаглавьте получившуюся схему «Схема креационного действия».

10) О ком именно как действующем лице идёт речь в данном тексте, когда говорится о Боге? Откуда автор мог знать о том, как был сотворён мир? Обдумайте ответ на этот вопрос, учитывая трактовку понятия антропоморфизм.

11) Сравните получившиеся схемы. Абстрагируйтесь от вторичных, производных различий и сформулируйте, в чём их принципиальная, ключевая разница?

12) Каково Ваше мнение: сохранилось ли мироотношение, спроецированное автором текста на образ Бога, в позднейшем человеческом опыте? Перечислите состояния, в которых и сегодня возможно подобное отношение к миру (ориентируйтесь на значение понятия изменённые состояния сознания).

13) Мир в креационной версии Ветхого Завета сотворен Словом. Следовательно, мир является Текстом, реальность=действительность=мир имеет «текстовую природу». Правдоподобна ли эта версия возникновения мира?.. Ответ на этот вопрос будет сформулирован на занятии как резюме по всей работе в рамках темы «Метод культурологии».

 

Дополнительные сведения (ОБДУМАТЬ!)

1. «По-латински "читаю второй раз" – повторно, внимательно, тщательно – relēgo, отсюда слово "религия", и очень странно и жутковато, что принадлежность к религии сейчас будет понята, скорее всего, как раз наоборот, не как способность вглядеться, вчитаться внимательно в то, что мы уже видели, чтобы увидеть другое, а как навык везде, во всём, куда бы мы ни глядели, видеть всё одно, прочитывать всё в заранее принятом и усвоенном, установленном смысле, поскольку у меня есть религиозная установка» (В. В. Бибихин. Чтение философии. С. 18).

2. «Мы проникаем в прошлое, но всё же не достигаем подлинного основания. Мы в принципе не можем подвергнуть исследованию какое-либо подлинное начало. Любое начало – жизни, человеческого бытия, религии, языка и так далее – непостижимо и никогда не может быть доступно взгляду исследователя в качестве наблюдаемого факта» (К. Ясперс. Всемирная история философии. Введение… С. 79).

3. Sacrificium intellectus (лат. «жертвоприношение разума») – отказ от собственного мышления (в католицизме – во имя непогрешимости авторитета церкви). Итальянский эквивалент – sacrificio dell'intelletto («принесение в жертву ума»). Оборот стал расхожим после провозглашения на I Ватиканском соборе католического догмата о папской непогрешимости в вопросах веры и морали (булла Ineffabilis, 1870).

4. Credo, quia absurdum (лат. «верую, ибо нелепо»). Изречение приписывается одному из Отцов Церкви – Тертуллиану (ок. 160 – после 220 гг.) – очевидно, по причине его не вызывающего сомнений авторства следующего текста: «Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно».

5. Credo, ut intelligam (лат. «верю, чтобы понять»). Афоризм средневекового богослова-схоласта Ансельма Кентерберийского (1033–1109): «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать».

6. «Для понимания Священного Писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание». Афоризм Августина Аврелия(354–430), одного из Отцов Церкви, признанного в католицизме святым.

7. «Пожалуй, можно даже утверждать, что полные бессмыслицы, ряд совершеннейших нелепостей составляют существенный элемент законченной религии, ибо они выражают ее аллегорическую природу и единственный пригодный способ дать почувствовать обыкновенному пониманию и грубому рассудку то, что иначе ему было бы недоступно, а именно, что религия в сущности говорит о совсем другом порядке вещей в себе, перед лицом которых исчезают законы этого мира явлений, соответственно которым она повествует, и что поэтому не только противоречащие смыслу, но и понятные догматы, собственно говоря, не более, чем аллегории и приспособления к человеческой способности постижения… С этой точки зрения становится понятным и то, как Тертуллиан мог безо всякой иронии сказать: Prorsus credibile est, quia ineptum est: certun est, quia impossibile» (De carne Christi, 5)». Перевод: Воистину это подлежит вере, ибо нелепо: это достоверно, ибо невозможно // О теле Христовом, гл. 5 (лат).

8. «Архаическое мышление абсолютно безразлично к противоречиям, очевидным для нас. Человек той эпохи никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия». Высказывание английского этнографа-эволюциониста Дж. Фрэзера(1854–1941).

9. «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

3 Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна, кон. I – нач. II вв.).

10. «Книга природы написана на языке математики». Афоризм одного из основателей точного естествознания Галилея(1564–1642).

11. «Языки – это иероглифы, в которые человек заключает мир и своё воображение». Высказывание немецкого филолога и философа В. Гумбольдта (1767–1835).

12. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Вариант перевода: «…для реальных – их реальности, для нереальных – их нереальности». Афоризм древнегреческого философа Протагора из Абдеры(ок. 480 – ок. 410 гг. до н.э.).

13. «Попытаемся показать, как бодрствующий взрослый человек воспринимает интерсубъективный мир повседневной жизни, на которую и в которой он действует как человек среди других людей. Этот мир существовал до нашего рождения, переживался и интерпретировался нашими предшественниками как мир организованный. Перед нами он предстает в нашем собственном переживании и интерпретации. Но любая интерпретация мира основана на предыдущем знакомстве с ним – нашем лично или передаваемом нам родителями и учителями. Этот опыт в форме "наличного знания" (knowledge at hand) выступает как схема, с которой мы соотносим все наши восприятия и переживания <…>

Мир культуры с самого начала интерсубъективен, так как мы живем среди других людей, нас связывает общность забот, труда, взаимопонимание. Он – мир культуры, ибо с самого начала повседневность предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Однако эта совокупность значений – и в этом отличие царства культуры от царства природы – возникла и продолжает формироваться в человеческих действиях: наших собственных и других людей, современников и предшественников. Все объекты культуры (инструменты, символы, языковые системы, произведения искусства, социальные институты и т. д.) самим смыслом своим и происхождением указывают на деятельность человеческих субъектов. Поэтому мы всегда ощущаем историчность культуры <…>. Историчность – осадок деятельности <…>. Поэтому я не могу понять объект культуры, не соотнеся его с деятельностью, благодаря которой он возник. Например, я не понимаю инструмент, не зная цели, для которой он предназначен; знак или символ – не зная, что он представляет в уме человека, использующего его; институт – не понимая, что он значит для людей, ориентирующих на него свое поведение» (А. Шюц. Структура повседневного мышления).

 

Источник

Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия, главы 1–3.

 

Дополнительная литература

1. Садохин А. П. Современные космологические концепции [Электронный ресурс] // Садохин А. П. Концепции современного естествознания. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/sadoh/06.php.

2. Шифман, И. Ш. Ветхий Завет и его мир: Ветхий Завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии [Текст] / И. Ш. Шифман. – М.: Политиздат, 1987. – 239 с.

3. Азимов, А. В начале [Текст] / А. Азимов. – М.: Политиздат, 1989. – 374 с.: ил.

4. Энгельс, Ф. Роль труда в происхождении человека из обезьяны [Текст] / Ф. Энгельс. – Любое издание.

5. Торчинов, Е. А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника) [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. – 384 с. – С. 280–298, 326–357.

6. Бургиньон, Э. Изменённые состояния сознания[Электронный ресурс] / Э. Бургиньон. – Режим доступа:

https://storage.piter.com/upload/contents/978538800318/978538800318_p.pdf (дата обращения 05.09.2015).

7. Жилек, В. Г. Изменённые состояния сознания в обрядах североамериканских индейцев[Электронный ресурс] / В. Г. Жилек. – Режим доступа:

https://www.libma.ru/psihologija/izmenennye_sostojanija_soznanija_i_kultura_hrestomatija/p12.php (дата обращения 05.09.2015).

8. Изменённые состояния сознания, биология и культура [Текст] // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с. – Гл. 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: