Балансирование бюджета и его особенности в России




 

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде экономики доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база, поэтому дефицит бюджета, если он существовал, растет, а профицит сокращается. При подъеме, напротив, дефицит бюджета уменьшается, увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета, а профицит увеличивается. Идеальный вариант – равновесие, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко. Сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет. Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета.

1. Бюджет балансируется ежегодно, т.е. государство ежегодно должно сводить доходы и расходы. Стремление всеми способами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных займов может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Например, в условиях роста безработицы доходы населения падают, сокращаются налоговые поступления и Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать эти меры в комплексе. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике.

2. Бюджет балансируется в течение экономического цикла. Основная идея этого подхода заключается в том, что бюджет ежегодно балансировать не нужно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (за 5-7 лет). В годы рецессии будет бюджетный дефицит, а в годы подъема экономики – профицит бюджета. Но период подъема очень кратковременен, поэтому положительное сальдо бюджета сформироваться не успевает.

3. Функциональный подход к балансированию бюджета. С точки зрения сторонников данного подхода первостепенная экономическая задача государства - это стимулирование экономического роста в стране, а не сбалансированность бюджета. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

В основу бюджетной политики России на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах».

В Бюджетном послании Президентом поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны;

- долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы;

- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

- повышение отдачи от использования государственных расходов.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач. Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7 % ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по которым, составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно. Снижение инфляции к 2014 году планируется до уровня, не превышающего 4-5%.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. В настоящее время в России сохраняется стратегическая цель вернуться к бездефицитному бюджету к 2015 году, поскольку долго жить в долг страна не может.

 

Заключение.

 

Подытожив, можно сделать вывод, что Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы, т.е. возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе, удовлетворяя общественные потребности и осуществляя социальную защиту населения, которая достигается соответствием и движением материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны.

 

 

Список используемой литературы.

1.Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - https://www.consultant.ru/
popular/budget/
2. Конституция Российской Федерации.
3. Экономическая теория: учебник / Л.М. Куликов - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432 с.
4. Экономическая теория: учебник/ Под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 515 с.
5. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. И.П. Николаевой - М.: Финстатинформ, 1997. – 399 с.
6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2008. – 510 с.
7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Финансы – 2010 - № 7.
8. Дробышевский С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы/ С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов// Вопросы экономики. – 2011. - № 1.
9. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы / С.Д. Шаталов // Финансы. – 2011. - № 2.
10. Россия в цифрах - 2011г. - https://www.gks.ru/
11. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов// Финансы.– 2010. - № 8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: