Недобытое – добывай, добытое – сохраняй, сохраненное – приумножай…
«Панчатантра»
Итак, как «недобытое – добывать», то есть деньги приманить, мы выяснили. Как «добытое – сохранять», выяснили тоже. Но вот как «сохраненное – приумножать»?
А как вообще деньги приумножаются? Ясное дело – с оборота. А что такое – оборот? Это когда мы покупаем, продаем, в долг берем и в долг даем. Об этом и поговорим.
Ну, продают, понятно, не все, а вот проблемы с покупками и с долгами – не редкость. Как же так купить, чтоб не особо разориться? Дать в долг, чтоб получить деньги обратно в срок? Или самому взять так, чтоб потом отдать с легким сердцем, без переживаний и хлопот?
Оказывается, на все есть свои правила, давно придуманные и многими веками опробованные. Начнем с продаж. Это дело продавцов-коммерсантов. Но кому в наше тяжелое время не случалось приторговывать?
Глава 5
Купеческие секреты: покупаем – продаем, в долг берем и в долг даем
Правило продаж
Купчиха на меду
В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью – пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой и детьми, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал всего-то в три пятиалтынные монеты. Еле уговорил Иван Хлудов какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Но столичная жизнь оказалась куда сложнее, чем он в тихом Егорьевске представлял себе. Москва бурлила деньгами, страстями, делами. Купцов было множество, а лавочек со всевозможными продажами – еще больше. У Ивана глаза разбежались, не знал он, право, чем и заняться.
|
А вот супруга его, Меланья Захаровна, быстрее мужа в столичной жизни сориентировалась. Купила несколько пестрых купеческих кушаков, красиво расшила их бисером и послала мужа торговать ими вразнос.
– Раз нет своей лавочки, есть ноги. Ходи по улицам да предлагай товар!
Иван повздыхал, да делать нечего, пошел по улицам предлагать расшитые женой кушаки. А кушаки-то оказались настоящими произведениями искусства. Уже через месяц вся купеческая Москва стала почитать особым шиком подпоясаться расшитым кушаком. Дело пошло. Меланья Захаровна уже не только сама вышивкой занималась, но и дочек за пяльцы посадила. Торговля в гору побежала, барыши – впереди. И все – к расторопным Хлудовым!
Уже через год Иван стоял за прилавком собственной «хлудовской лавочки». От купцов-клиентов отбою не было. Особливо от купчих. Иные из них кажен божий день в лавку захаживали – якобы за новым товаром, а сами глаз не могли отвести от молодого продавца-красавца. Стал погуливать Иван, соблазнили московские прелестницы…
То на день теперь Иван «по делам» из дома уедет, а то и на два. А как-то дня три домой не являлся. Жена в лавочку прибежала, хотела мужу в волосья вцепиться. А у того нос, щеки, лоб медом намазаны. Меланья остолбенела: что за чушь?! Оказалось, одна из купчих, разлюбезниц Ивана, поведала тому, как ее покойный муж капитал нажил. Для успешного торга надобно липовый мед заговорить: «Как пчелы роятся, так ко мне, купцу Ивану, покупатели сходятся, товар нахваливают да из рук выхватывают! Аминь!» А потом тем заговоренным медом открытые места на лице и намазать.
|
Все это Иван жене рассказал. Одно утаил – за какие такие «заслуги» московская купчиха свой секрет открыла. Сказал, опустив глаза:
– Больно уж ей кушаки твои понравились. Однако увидела благодетельница, как мы всей семьей бьемся, а навар – маленький… Вот слово заговоренное и открыла.
Но Меланья благодарностью к «благодетельнице» не воспылала. Наоборот, мужа на смех подняла, а сама подумала: до чего бабы-то доводят – мужик совсем свихнулся! Хотела мужу затрещину залепить, но тот жене на прилавок показывает – товар-то и правда весь расхватали.
С тех пор в роду Хлудовых присказка сложилась: «Станешь заводить кралей, ищи купчиху на меду!»
Однако особо искать не понадобилось. Иван, почив в бозе, оставил детям прибытнейшие лавки в самом центре Москвы – в Гостином дворе и городских рядах. А сыновья Хлудова уже такими миллионами ворочали, что за свой счет в родной Егорьевск железную дорогу провели. Да и в Москве много школ, больниц и домов для престарелых построили.
Запоминалка:
Ищи купчиху на меду!
Рецепт девятнадцатый:
Мед – сладость прилипчивая, для русского человека привычная. Недаром говорят: мед – лекарство от всех болезней. Выходит, и от торговой невезухи – тоже лекарство чудодейственное. Если товар идет плохо, не побрезгуйте липовым медком да заговоренным словцом.
* * *
Стоит сказать, что кроме хлудовской крали были и другие купцы с купчихами, которые знали разные магические правила продаж своего товара. Еще сыздавна продавцы, чтоб поскорее да с выгодой товар продать, пользовались простыми магическими действиями.
|
Получив с первого покупателя плату, выбирали самый большой банкнот и проводили им по всему товару, чтоб и он так же быстро, споро и выгодно с прилавка ушел, обменянный на деньги.
Если же товар торговался на мелочь (монеты), существовал другой обряд. Самую маленькую монетку с первой продажи незаметно бросали под правую сторону прилавка. Считалось, что тогда монетка становилась своеобразным маячком, освещая путь другим денежкам, которые должны прийти к этому прилавку и остаться на нем, как и первая полученная монетка.
Пользовались купцы и простейшей «зеленой магией», то есть магией растений. Для этого по обе стороны лотка ставили два одинаковых горшка с цветочками или подвешивали горшки на обе стороны козырька лавки. Иногда горшочек с распустившимися цветами ставили рядом с кассой. Оно и понятно – все, что в рост идет, рост и принесет. Будут расти цветы, станет расти и прибыль с торговли.
Считалось, что быстрой распродаже особенно помогает простая домашняя герань, недаром купчихи обожали держать ее в доме. Рано поутру жена срывала листочек и незаметно клала в карман мужу, ежели он собирался на продажу или торги. Секрет был в том, чтобы купец, делая вид, будто он не замечает в кармане листка герани, ни в коем случае не обронил его где-нибудь ненароком, а принес обратно домой. Тогда жена снова незаметно вынимала листок и складывала его в шкаф или ящик, так чтоб посторонние не видели. Считалось, что тем самым и богатство откладывается в доме в укромном уголке.
Если же купчиха торговала сама, то ее непременным атрибутом было гераневое масло, которым она пользовалась как духами. Помогало также и мятное масло. Недаром раньше говорили, что над купеческими торговыми рядами «мятный дух витает, дыры в кошельках латает».
Однако, если где-то прибыло, откуда-то убыло. В купеческом кошельке дырка пропала, покупателю в карман попала. Далеко не все продают, куда больше народу покупки ведут.
Как же с покупками не «пролететь» и свою выгоду поиметь? Есть выход, дорогие читатели, – следующую историю прочитать. Там правило покупок – для всех выгодный прикупок.
Правила покупок
«Ярмарка» Кустодиева, или Хождение по магазинам
Кто не знает праздничных, красочных, разнохарактерных картин московского художника Бориса Кустодиева, особенно из купеческого быта? «Московская купчиха», «В трактире», «Ярмарка», многочисленные зарисовки купцов и мелких торговцев. Даже рисуя портрет великого Шаляпина, Кустодиев изобразил его на фоне масленичного торга – да и сам певец в богатой шубе на волчьем меху и в меховой шапке глядится именитым купцом. Ну, вспомнили, дорогие читатели?
Чтобы «быть в материале» и «ухватить достоверность», как говаривали русские живописцы, Кустодиев конечно же постоянно посещал и знакомых купцов, и их лавки-трактиры, и шумные, многоголосые, веселые московские и подмосковные ярмарки. Сценки да характерные типы продавцов-покупателей художник в блокнот зарисовывал, а у самих купцов на ярмарках про их жизнь выспрашивал. А однажды от одного пожилого торговца получил неожиданный ответ:
– А что наша жизнь, милок? Крутимся-вертимся. Левой берем, правой даем…
– Как это? – удивился художник. Купец только бровь вскинул.
– А еще ученый!.. Небось университеты кончал, а простых вещей не знаешь. Неужто не слыхал, как на ярмарке покупать-продавать следует?
– Смотреть востро, чтоб не обсчитали, не обвесили! – заулыбался Кустодиев.
– Это само собой, – ухмыльнулся в бороду торговец. – Но надо и свою выгоду иметь. Что такое купля-продажа? Это же общая поклажа. То ты продавцу деньги за товар выложишь, а то покупатель тебе положит. Денежки снуют, радуются, что им работа есть. Только ты прикинь, милок: чтоб выгода была, ты должон получить больше, чем потратить.
– Хотелось бы, но как? Ты ведь продаешь, я покупаю. Выходит, я тебе деньги даю. Вот ты и в выигрыше.
– И ты не проиграешь, если покупать по правилам станешь.
– Разве есть такие правила?
– Знамо дело! Запоминай, ученый. Перво-наперво смекай – что ты на ярмарке, в лавке или магазине делаешь?
– Товар покупаю и деньги плачу.
– Нельзя так говорить. Не «покупаю» – а «беру»! И деньги не «плачу», а «даю». И получается: я иду, например, не купить, а взять баранок на рубль. Чуешь разницу?
– Вроде нет…
– Ежели ты берешь, значит, у тебя есть на то право. И тебе не надобно покупать-унижаться. Понимаешь? Платят – по принуждению, будто ты должон кому-то. А ты не должон! Ты сам, по собственному хотению свои деньги даешь, на хороший товар их меняешь.
– Забавно, – усмехнулся Кустодиев. – Но что изменится, если я по-другому говорить буду?
– Ты ж не только говорить, но и мыслить по-другому будешь. Слова пришли и ушли, а мысли остались. Как подумаешь, так и жить станешь. Говорили же в старину: деньги за товар даю. А ведь дать можно только за стоящий товар. Выходит, правильно думать будешь, хороший товар и купишь!
– Эко ты круто загнул, дядя! – присвистнул художник.
– А ты не свисти, милок, деньгу высвистишь! – нахмурился торговец. – Ты учись, покуда есть у кого. Знаешь, как деньги давать продавцу надо, чтоб свою покупательскую выгоду не упустить?
– Ну поучи! – согласился художник. – А то мне вечно всякую дрянь продают. Денег жалко!
– Пока продавец вешает, надо ему в глаза смотреть или на затылок, если он к тебе спиной обернется. Давать ему деньги надо правой рукой, а сдачу брать левой. И еще хитрость есть. Как будешь брать сдачу, скажи про себя: «В мой кошель ваша деньга. Ваша казна – моя казна. Аминь!» И сказать это нужно три раза – быстро и чтоб никто не заметил.
Художник недоверчиво пожал плечами:
– А может, у продавца-то у самого вошь на аркане да блоха на цепи. Эдак ведь и нищету подхватить можно!
– А ты гляди внимательней на него и на товар! Богатого сразу видно. А еще лучше в большой дорогой магазин иди. Купи хоть на копейку. А сдачу получишь да и прошепчешь про себя заветные слова. От богатого магазина не убудет, а к тебе ручеек денежный потечет: «В мой кошель ваша деньга. Ваша казна – моя казна. Аминь!»
* * *
История умалчивает о том, сколь быстро опробовал «магический ярмарочный опыт» художник Кустодиев. Но то, что, в отличие от многочисленного отряда других вечно полуголодных российских живописцев, Борис Кустодиев жил в достатке, это факт. Правда, все это касается дореволюционной жизни художника. После октября 1917 года, как известно, основная масса интеллигентов перебивалась на революционном пайке – «кусок хлеба да хвост селедки». К тому же Кустодиев заболел, обезножел… Но это уже совсем другая история.
Для нашего же разговора важно помнить – как говорил незабвенный профессор Преображенский, разруха начинается в головах, но ведь там же начинается и богатство. Как станешь думать, так и будет! Станешь всегда думать, что должен платить, – всю жизнь будешь расплачиваться. А решишь, что достоин того, чтобы брать, – будешь брать спокойно. И что поразительно – на то, чтобы взять, деньги всегда найдутся.
Запоминалка:
Не у вас покупаю, а сам БЕРУ.
Не вам плачу, а своей охотой ДАЮ.
Рецепт двадцатый – множественный:
Первое. Вы идете в магазин, чтобы взять колбаски, молочка, конфет, или вы хотите приобрести телевизор, холодильник, стиральную машину. Вы каждый день берете хлеб в ближайшей булочной. И вы не заплатили за телевизор семь тысяч, а отдали, то есть приобрели телевизор за эти самые семь тысяч. Ну зачем вам за что-то платить?! Вы по собственному желанию готовы отдать деньги за хороший, качественный товар. Вам не жалко денег, ведь вы мечтали о телевизоре – и вы его приобрели. И уверяю вас, в этом случае он будет служить вам верой и правдой.
Второе. Даем продавцу деньги правой рукой, забираем сдачу левой. Но почему? А потому, что правая рука, по всем магическим правилам, связана с отдачей. Она – дающая. Именно правой рукой крестил Христа Иоанн Предтеча, правой рукою Иисус прикасался к больным, правой же рукой до сих пор лечат целители, когда отдают свою энергию. Левая рука – берущая. Если правой рукой мы отдаем энергию, то левой мы ее забираем. Даже влюбленные, идя по улице, традиционно держатся за руки: юноша правой рукой держит левую руку девушки. Потому что он, как более сильный, отдает ей свою энергию, она же, как более слабая, ее получает. Так же обычно и мать держит ребенка: своей правой рукой ведет его за левую ручку. Потому что здесь она – ведущая, а он ведомый. Конечно, бывают исключения, но они обычно связаны либо с профессией (военные отдают честь правой рукой и потому могут держать идущую с ним женщину только левой рукой), либо с человеком-левшой, либо с какими-то жизненными установками, по которым женщина считает себя выше мужчины.
Третье. А вот уж от того, как и что вы чувствуете, решайте сами – применять ли вам магическую формулу, когда берете сдачу у продавца: «В мой кошель ваша деньга. Ваша казна – моя казна. Аминь!» Только не забудьте – не колдуйте у бедного ларька. Ищите большой и богатый супермаркет. И еще – не колдуйте в магазине, который вам дорог или удобен по расположению… А ну как перекачаете всю его «деньгу» в свой кошель и магазин вдруг обанкротится? Подумайте, удобно ли вам тогда будет мотаться за хлебом в другой квартал?
Четвертое. Есть и еще один старинный рыночный прием, которыми русские покупатели пользовались с незапамятных времен. Торгуясь с продавцом на рынке, на ярмарке или просто на уличном лотке (словом, там, где можно торговаться), покупатели осматривали-щупали товар, а сами в это время про себя приговаривали (конечно, так, чтобы не услышал продавец!): «Отломи, купец, от своего куска, тебе и половины хватит. Аминь!»
Пятое. Внимание – заключение «Аминь!» крайне важно. Это восклицание из религиозной практики, показывающее, что мы славим Бога и живем в согласии с Божественным. Не забывайте его никогда. Для высших сил оно – не просто заключительное слово, но и пароль, по которому ваша просьба связывается с Небесами.
Шестое. Возможно, самое важное правило покупок. Если вы решили потратить деньги на какую-то покупку – надо их потратить. Ведь второй раз высшие силы могут и не дать вам средств на то, от чего вы, имея деньги, отказались по собственному разумению. Знайте, если вы хотели что-то, собрали на покупку деньги и вдруг пожалели их тратить или потратили на что-то другое, это знак для высших сил: покупка была вам не слишком-то нужна, а потому и средств на нее вам больше давать не нужно.
* * *
Ну а теперь несколько практичных правил по современному шопингу. Как ходить по магазинам так, чтобы купить нужное и не потратить многого. Как ходить так, чтобы удовольствие не стало «хождением по мукам»?
Рецепт двадцать первый: правила хождения по магазинам, или как не спустить за раз всю зарплату
Первое. Если идете в продуктовый магазин, отправляйтесь туда сытыми. На голодный желудок хочется накупить всего и сразу. Сытый желудок подскажет вам, что так много не съесть, зря не потратитесь – вот и экономия.
Второе. Если идете в магазин одежды, отправляйтесь туда хорошо одетыми. И продавцы к вам окажутся вежливее, и вы сами будете вести себя поразборчивее. К чему хватать все подряд, вы ведь и так упакованы.
А придете в затрапезной кофте, получится вот что:
1. Станете хватать все подряд, лишь бы подешевле.
2. Будете стесняться померить дорогую вещь, поскольку вам станет казаться, что из-за вашего внешнего вида продавцы отнесутся к вам пренебрежительно. А без примерки возьмете то, что не подойдет.
3. Продавцы, глядя на вашу «затрапезку», тоже не охотно пойдут на контакт: не предложат, не подскажут, да и вообще заявят: «Смотрите сами!»
4. Может оказаться и по-иному: в затрапезном виде вы станете стремиться доказать продавцам, что и вы – не нищий, и нахватаете всего и побольше. А потом окажется, что все это вам и не нужно.
Третье. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Это правило сформулировала «железная леди» Маргарет Тэтчер. Конечно, премьер-министр Англии – человек не самый малоимущий. Но она родилась не среди миллионеров и потому всю жизнь аккуратно считала свои доходы. Леди Тэтчер поняла простую истину: дешевые вещи предназначены для «дешевых» выходов. И в самом деле, куда пойдешь в купленной на грязном лотке кофточке, перекошенной по всем швам? К тому же дешевые вещи рассчитаны на крайне короткий срок – майки после первой же стирки линяют, башмаки разваливаются через месяц и т. д. И если перед покупкой посчитать, сколько пар дешевых ботинок вы износите за пару лет, вам станет ясно, что за те же деньги можно взять одну пару туфель или сапог из настоящей кожи – куда приятней обойдется. Во-первых, ноги не будут преть; во-вторых, не придется столько раз искать замену развалившейся обуви; в-третьих, у вас будет повод для законной гордости: «Вот я какой крутой, могу позволить себе брать в дорогом магазине дорогую обувь».
Четвертое. Не забудьте важнейшее правило покупок. Войдя в магазин (на рынок, подойдя к ларьку), не скупайте все подряд, что попадется на глаза. Девяносто процентов из всего этого вам просто не нужно, оно привлекательно только на первый взгляд. Замрите и просчитайте в уме до десяти, в особо тяжких случаях (когда кажется, что безо всех этих конфет, шоколадок, кофточек, платочков и прочего у вас больше жизни не будет) можно считать и до ста. Главное – остановиться и не хватать все подряд. После устного счета вздохните поглубже и пройдите к другому прилавку (в другой конец рынка, на другую сторону улицы наконец). Постарайтесь отвлечься от желания купить, походите подольше, оглядитесь вокруг. Уверяю вас, уже через пару минут вам придет в голову, что шоколадка, которую вы только что готовы были схватить, – не первой свежести, кофточка не подходит к уже имеющейся у вас юбке, а платочек вообще не вашей расцветки.
И тогда вы поймете самое золотое правило всех покупок – НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ ЗРЯ! Как известно, они целее будут.
Правила долга