Глава II. Конституционные основы организации деятельности.




Конституционное право: адвокатура и прокуратура

Введение.

На протяжении десятилетий адвокатура в России, в отличие от прокурутуры, была институтом неприметным. Только с развитием демократических и рыночных реформ фигура адвоката стала играть все более заметную роль. Современный гражданский и арбитражный процессы немыслимы без участия защиты, - это аксиома. В соответствии с вступившим с 1 июля 2002 года новым федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» правовой контроль за деятельностью нотариата и адвокатуры отводится министерству юстиции. Министерству юстиции отводятся функции выдачи удостоверений адвокатам, ведения реестра адвокатов, а также образование общественной палаты адвокатов. Этот закон значительно изменил положение российской адвокатуры. Закон предусматривает «переходный период» реорганизации адвокатских образований, первая стадия которого – формирование региональных реестров адвокатов - должна быть завершена до 1 октября. Следующий этап предусматривает создание новых органов адвокатского самоуправления - адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов.

Целью данной работы будет являтся рассмотрение механизмов функционирования адвокатуры и прокуратуры на современном этапе, а именно после принятия закона. Но это не означает, что мы вообще откажемся от сравнительного и ставнительно-исторического анализа данных составляющих конституционного права. Заметим, что анализ адвокатуры и прокуратуры будет проведен на основе российского законодательство, а значит мы берем во внимание только российское конституционное право.

Важно подчеркнуть, что современные функции прокуратуры в России в значительной степени напоминают те, что были у нее во времена Петра I, когда "око государево" обеспечивало выполнение высочайших указов правительственными органами, их чиновниками и судами. Они имеют мало общего с функцией прокуратуры в странах с развитой демократией. В данной работе мы также остановимся на несовершенстве организации не только прокуратуры, но и адвокатуры в РФ.

Глава I. Понятие адвокатуры и прокуратуры.

Понятие прокуратуры.

Прокуратура в в большинстве стран - это система государственных органов, осуществляющих надзор за расследованием уголовных преступлений и представляющих государство в судебном процессе. Прокуроры состоят и действуют, как правило, при судах, образуя иерархическую систему, аналогичную судебной, они составляют вместе с судьями единый профессиональный корпус магистратов, подчиненный в административном плане министру юстиции (в некоторых странах его называют генеральным прокурором-атторнеем).

В Российской Федерации, как в СССР, и в других государствах СНГ, прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Этот надзор не распространяется лишь на высшие федеральные органы законодательной и исполнительной власти и на суды. При этом прокуратура реализует и функции, свойственные зарубежным прокурорским органам: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы.

Конституция РФ 1993 г. в отличие от ранее действовавшей Конституции РСФСР не определяет круг задач и компетенцию Прокуратуры РФ. В Конституции прокуратуре отведена не глава, как раньше, а единственная статья 129 (в главе о судебной власти), которая, определив Прокуратуру РФ как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ, устанавливает лишь порядок назначения прокуроров на должность (части 2 и 3) и отмечает, что полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются федеральным законом (статья 129, часть 14). Такой федеральный закон был принят в ноябре 1995 г. в форме внесения изменений и дополнений в ранее действовавший Закон “О Прокуратуре Российской Федерации”. Он определяет основные параметры организации Прокуратуры как системы соподчиненных органов, ее функции, статус работников Прокуратуры (прокуроров и следователей), порядок назначения на должность, подчиненность и освобождение от должности, предмет и порядок осуществления прокурорского надзора, участие прокурора в рассмотрении дел судами. В системе не только прокурорских органов, но и в системе высших федеральных органов как ее высшее звено особое место занимает Генеральный прокурор РФ [10, с. 41].

Хотя в Конституции сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, прокуроры по-прежнему поддерживают государственное обвинение в судах менее чем по половине рассматриваемых уголовных дел. Нагрузка на следователей превышает разумные нормы, а качество предварительного следствия и прокурорского надзора за ним не выдерживает критики. У прокуратуры не нашлось достойного ответа на качественные и количественные изменения в преступности, происшедшие в 90-е годы.

Предмет надзора прокуратуры РФ - это:

- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами [10, с. 23].

Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (на­пример, в США обязанности генерального прокурора возложены на ми­нистра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований.

Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.

Понятие адвокатуры.

Адвокатура — это общественная самоуправляющая-организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

В Законе об адвокатуре Российской Федерации от 20 ноября 1980 г. исчерпывающе сформулированы задачи адвокатуры, из которых основная — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству других лиц. Выполняя свои задачи, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи: дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков и т.д.

Организационной формой адвокатуры является коллегия адвокатов - добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Предложение об образовании коллегии направляется по заявлению группы учредителей в Министерство юстиции Российской Федерации, которое при положительном решении передает его в исполнительный орган субъекта Федерации.

В республиках в составе России образуются республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях -краевые и областные коллегии, а с случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре, — городские коллегии адвокатов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

С согласия Министерства юстиции Российской Федерации, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут быть созданы межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Коллегии являются юридическими лицами, имеют печать и штамп. Общее собрание коллегии созывается не реже одного раза в год; в коллегии, насчитывающей более 300 адвокатов, вместо общего собрания может проводиться конференция [8, с.52].

Общее собрание (конференция) является правомочным при участии в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Все вопросы общим собранием (конференцией) решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собрание (конференция) созывается по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции республики в составе России, краевого, областного управления юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии.

Полномочия общего собрания (конференции), президиума и ревизионной комиссии, права и обязанности председателя президиума коллегии адвокатов определяются Положением об адвокатуре. Так, согласно Положению об адвокатуре Российской Федерации общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов избирает президиум коллегии и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав, штат, смету коллегии; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии; утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов; определяет порядок оплаты труда адвокатов; рассматривает жалобы на постановления президиума; может досрочно отозвать членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдавших оказанного им доверия; решает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии.

Ревизионная комиссия коллегии адвокатов проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций. Она избирается общим собранием (конференцией) коллегии тайным голосованием сроком на три года в количестве членов, определенном общим собранием. Комиссия из своего состава открытым голосованием избирает председателя и заместителя председателя.

Юридические консультации организуются в районах и городах президиумом коллегии адвокатов по согласованию с краевой, областной и соответствующей местной администрацией. Во главе юридической консультации и находится назначаемый президиумом заведующий, который: организует работу консультации; заключает соглашения с гражданами об оказании юридической помощи и договоры с организациями на юридическое обслуживание; распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации, персональных обращений граждан; осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты труда адвокатов, за качеством их работы; обеспечивает соблюдение адвокатами правил внутреннего распорядка; рассматривает жалобы на действия адвокатов и ставит перед президиумом вопрос о привлечении последних к дисциплинарной ответственности или об отчислении из коллегии; проводит мероприятия по повышению квалификации адвокатов и стажеров; организует участие адвокатов в работе по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний; распоряжается средствами юридической консультации в соответствии со сметой; принимает на работу и увольняет с нее работников технического персонала консультации; ведет статистическую и финансовую отчетность. Юридическая консультация как официальный орган коллегии адвокатов имеет право на запрос различных справок, характеристик, бумаг по делам, которые ведут адвокаты консультаций. Различные должностные лица и организации по требованию консультации обязаны представить необходимые материалы. Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными финансовыми средствами, которые образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. Размер отчислений в фонд коллегии устанавливается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов, но не может превышать 30% сумм, поступающих в юридические консультации. Расходование средств коллегии производится в соответствии с утвержденной сметой. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются коллегиями в соответствии с действующим законодательством. Штаты, должностные оклады, фонды зарплаты и сметы расходов коллегий адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах. Коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами.

Глава II. Конституционные основы организации деятельности.

Прокуратура.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность [1, с. 88].

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы, задачи.

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная, ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государственным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор [11, с.19].

Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.

Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражданское дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору.

В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением количества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательности в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в арбитражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом порядке.

Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об административном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Адвокатура.

В постсоветский период организации и деятельности адвокатуры посвящался ряд законопроектов. Последний из них - проект федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" - был внесен Президентом РФ и принят Государственной Думой в третьем чтении 26 апреля 2002 г. Закон предписывал создать с 1 июля 2002 г. региональные адвокатские палаты и Федеральную палату адвокатов.

Юридической помощью является война за права с использованием всех незапрещенных законом средств и способов защиты.

Право на юридическую помощь носит всеобщий характер и принадлежит каждому.

В современных условиях адвокат содействует возрождающемуся предпринимательству, оказывает юридическую помощь субъектам российского бизнеса. Порядочный и опытный адвокат помогает предпринимательству выжить, противостоять противоправным действиям и решениям. Cвобода экономической деятельности - основа конституционного строя России, и каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности (ст. 8, 34 Конституции РФ).

В постановлении от 23 декабря 1999 г. Конституционный суд РФ отметил, что на адвокатов «возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации.

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность адвокатов не является предпринимательством или какой-либо иной незапрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли».

Ликвидация самоуправляемых коллегий адвокатов неизбежно ограничивает право на юридическую помощь, хотя согласно Конституции РФ это право не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56).

Отношение нового закона к кадрам адвокатуры несовместимо с установленной компетенцией государственных органов. Гарантируя право каждого на квалифицированную юридическую помощь, Конституция предусматривает защиту прав человека и указывает, что кадры адвокатуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 48, пп. "б" и "л" части 1 ст. 72). К сожалению, новый закон потребности субъектов РФ в кадрах адвокатуры не учитывает.

Согласно закону адвокатура является институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3). В действительности же устанавливается, в какие объединения надлежит вступать адвокатам, кто определяет внутреннюю жизнь адвокатуры. Игнорируется, что гражданское общество по команде государства не создается.

Вместо самоуправляемых коллегий адвокатов предписывается учреждение региональных палат и Федеральной палаты адвокатов с приобретением узкой группой лиц широчайших властных полномочий. И это при том, что предусмотренное статьями 3 (ч. 4), 13 (ч. 4), 19 и 30 (ч. 1) Конституции РФ право на объединение препятствует узурпации власти государством, одним человеком или группой лиц

Согласно закону, «адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия адвокатов» (ч. 2 ст. 3). Но если это так, то органы адвокатского самоуправления вправе решать многие вопросы в своих уставах. Свобода деятельности адвокатуры заключается и в том, что ей обеспечивается самостоятельность в принятии уставов.

Предусматриваются же положения, не противоречащие настоящему федеральному закону и иным федеральным законам" (ч. 5 ст. 22). Таким образом, важнейшие вопросы - приема в коллегию, исключение из ее состава и дисциплинарной ответственности - коллегии адвокатов решать не могут.

Отказ от дозволительного порядка организации и деятельности адвокатуры предполагает сокращение числа государственных актов. Их избыточность не менее вредна, чем пробелы в праве. Решая вопросы адвокатуры, необходимо избегать зарегулированности, четко выделять зоны, свободные от государственного регулирования. К тому же далеко не все общественные отношения подвластны такому регулированию.

Кроме права существуют, конечно, и иные социальные регуляторы поведения людей. Зарегулированность ограничивает различные формы самоуправления. Нельзя не учитывать и того, что люди охотнее выполняют собственные решения и действуют тем энергичнее, чем больше они могут проявить самостоятельности. Думается, закон должен регулировать в основном отношения адвокатов с доверителями, государственными органами и органами местного самоуправления. Что же касается внутренней жизни адвокатуры, то ее с успехом могут определять внутриорганизационные корпоративные нормы. Степень свободы и независимости адвокатуры является мерой демократизации общества, а поэтому в условиях подлинного самоуправления вполне возможен отказ от скрупулезной юридической регламентации государством организации адвокатуры.

В Законе предусмотрено образование общегосударственного адвокатского органа- Федеральной адвокатской палаты РФ, основной функцией которой является представление интересов адвокатского сообщества с государственными органами и третьими лицами, координации деятельности адвокатских палат, а также обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная адвокатская палата РФ (ФАП РФ) является некоммерческой организацией и подлежит государственной регистрации в соответствии с установленным порядком. Необходимо отметить, что строгой иерархии в отношениях между ФАП РФ и Адвокатскими палатами субъектов РФ не наблюдается; основной функцией ФАП РФ по отношению к региональным адвокатским палатам, как уже упоминалось выше, является координация их действий (п.2 ст.35 Закона об адвокатуре). Высшим органом управления ФАП РФ является Всероссийский съезд адвокатов, в компетенцию которого входит решение важнейших внутренних вопросов Палаты (таких как утверждение Устава, сметы расходов Палаты, формирование иных органов Палаты и т.п.) [3].

Наиболее интересным вопросом, входящим в компетенцию Всероссийского съезда адвокатов ФАП РФ, является принятие кодекса профессиональной этики адвоката, обязательного для исполнения каждым адвокатом (справедливости ради следует отметить, что нарушение положений указанного кодекса для адвоката никакой ответственности не влечет). Коллегиальным исполнительным органом ФАП РФ выступает Совет, осуществляющий непосредственные функции Палаты, а также избирающий из своего состава Президента Палаты. Совет избирается Всероссийским съездом адвокатов в количестве 36 человек. Наконец, ФАП РФ имеет в своем составе также Ревизионную комиссию, призванную осуществлять контроль за использованием имущества ФАП РФ.

Основным структурным звеном системы адвокатуры в РФ будет являться Адвокатская палата субъекта РФ (далее по тексту. АП), призванным заменить привычные региональные коллегии адвокатов. В отличие от Положения об адвокатуре в РСФСР,

Закон не допускает образование на территории одного субъекта РФ нескольких Палат, а также формирование межрегиональных Палат. Тем не менее, адвокаты всех ныне существующих коллегий могут без сдачи квалификационных экзаменов войти в состав вновь образуемых АП. Открытие структурных подразделений, филиалов и представительств АП одного субъекта РФ на территории другого не допускается.

В соответствии с п.1 ст.29 Закона АП является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. АП обладает статусом юридического лица и отвечает всем установленным для юридических лиц признакам. Примечательно, что АП, равно как и ФАП РФ, не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Основные задачи АП аналогичны задачам ФАП РФ, основное различие состоит лишь в территории, на которую распространяется компетенция АП. В составе АП действуют следующие органы: Собрание (конференция) адвокатов; Совет адвокатской палаты; Президент адвокатской палаты; Ревизионная и Квалификационная комиссии. Функции первых 4-х органов в целом идентичны функциям ФАП РФ, поэтому подробно останавливаться на них я не буду. В компетенцию Квалификационной комиссии АП входит прием квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Следует отметить, что образование квалификационной комиссии является существенным и прогрессивным нововведением Закона об адвокатуре. В соответствии с Положением об адвокатуре в РСФСР, для получения статуса адвоката претенденту не требовалось подтверждать свои знания путем сдачи квалификационного экзамена; основанием для приема в адвокатуру являлась лишь подача соответствующего заявления при наличии высшего юридического образование и стажа работы по юридической специальности не менее 2-х лет. В соответствии с п.1 ст.12 Закона, присвоение статуса адвоката также производится по решению Квалификационной комиссии АП. Наконец, основным звеном системы адвокатуры будут являться так называемые адвокатские образования, в задачи которых и будет входить непосредственное оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Глава 3. Органы.

Органы прокуратуры.

Прокуратура РФ представляет собой федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РФ.

Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:

прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

прокуратуры городов, районов.

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РФ, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Во всех субъектах Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Так, надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская

природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной прокуратуры входят:

прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

В системе органов прокуратуры Российской Федерации имеются один научно-исследовательский институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации [1, 10, 11].

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих пер<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: