В розоватой воде на пруду,




ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

" История личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать... Десятки тысяч ребят каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным, и их маленькие сердца стучат от желания

совершать фантастические подвиги, из которых потом родится желание совершать подвиги реальные. Это желание побуждается искусством ".

Л.Устинов.

Литературные композиции предназначены для сценической постановки с детьми среднего и старшего возраста. Эта форма творческой деятельности позволяет закрепить и эстетически-эмоционально представить полученные детьми представления по ключевым темам программы. Образовательный, публицистический и художественный материал, объединенный одной темой, дает возможность сделать акценты на самых важных моментах того или иного исторического события. Сочетание стихов с прозой создает динамичность постановки. Важную роль играет музыкальное оформление композиции, которая в сочетании со словом усиливает мысли и чувства.

Зрителями композиций становятся дети более младших возрастных групп. Для них просмотр - особое, яркое и запоминающееся познавательное занятие. Важно, что впоследствии они сами будут представлять ту же самую композицию для следующего поколения малышей. Они заранее выбирают для себя роль, предвкушают работу над ней, мечтают об участии в постановке. Вот почему целесообразно повторять основные композиции из года в год, не стремясь к постоянному поиску новизны. Безусловно, Вы можете варьировать материал, но следует иметь в виду, что яркость и свежесть впечатления самих детей обеспечивается уже потому, что каждая группа смотрит или участвует в каждой постановке в первый раз.

Подготовка композиции занимает 3 - 4 недели при условии интенсивной работы с детьми. Желательно, чтобы педагог прочитал детям все стихи, которые предложены в сценарии и каждый ребенок имел возможность самостоятельно выбрать то произведение, которое особенно понравилось лично ему.

Желательно учить все стихи и тексты со всеми детьми группы. Такой подход максимально способствует развитию каждого ребенка. Кроме того, в случае болезни кого-то из участников Вы легко сможете заменить его другим даже перед самым началом спектакля.

РЯБИНЫРОССИИ

Зал и сцена оформлены детскими работами - рисунками рябины, поделками, вышивкой, образцами хохломской росписи. По обеим сторонам сцены стоят маленькие столики, на которых портреты

С. А. Есенина и М. И. Цветаевой. Звучит напевная, светлая музыка. Под музыку выходят дети и рассаживаются на сцене полукругом. Воспитатель - ведущая выходит с двумя ветками рябины в руке и ставит одну в стакан на маленьком столике перед портретом С. Есенина, а вторую – перед портретом М. Цветаевой.

Ведущая:

Поставь рябиновую ветвь

на стол в стакане.

И в темноте дрожащий свет

не перестанет

струиться от ее плодов,

мерцать тревожно...

В. Широков.

Ведущая. Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный и красивый праздник - «Рябины России». С древних времен рябину на Руси любили и почитали как символ России. «Рябина! Судьбина русская» (М. Цветаева). Рябина всем вам хорошо знакома, вы про неё много знаете, на некоторых я даже вижу рябиновые бусы....А знаете ли вы, что в народе есть такое поверие: рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. Деревце это стройное, нежное, тонкое, но если задует сильный ветер, то ее гибкие ветви гнутся до самой земли, но не ломаются. О рябине слагают стихи, песни…

Звучит песня «Что стоишь, качаясь…». Выходят девочки в народных костюмах с элементами рябины, хоровод.

Ведущая. Весной, когда рябина цветет, белые шапки крупных соцветий накрывают ее вершины. Светлые летние ночи так и называют в народе - «рябиновые ночи» - душистые, росистые. Без затмения синеет небо, «заря с зарею сходится». Больше двух месяцев по всей России, от юга до заполярных лесов, благоухает цветами рябина, венчая весну. А вот когда появляются первые желтые листья, созревают ее ягоды. Горькие ягоды рябины после того, как их ударит первый мороз, становятся слаще и вкуснее. Из них варят варенье, делают сироп, используют для лечения. И всю долгую, трудную, холодную зиму кормит рябина лесных птиц. Ее красные ягоды хорошо заметны на снегу.

Музыка та же, которая была в начале. Мальчик и девочка с веточками рябины в руках встают, подходят к портретам С. Есенина и М. Цветаевой и ставят свои веточки в стаканы.

Мальчик

Поставьрябиновую ветвь

На стол в стакане

И в темноте дрожащий свет

не перестанет

струиться от ее плодов,

мерцать тревожно...

О, как хотелось и для слов

того же!

Девочка

Пусть слово излучает свет,

во тьму не канет.

Поставь рябиновую ветвь

на стол в стакане.

(В.Широков)

Ведущая. Какое же это замечательное поэтическое время - время «рябиновых костров». Более ста лет тому назад в эту пору родились замечательные русские поэты Марина Ивановна Цветаева и Сергей Александрович Есенин. Подходит к портрету С. Есенина. Музыка. На музыке звучат стихи.

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком...

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь,

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть...

Дети, сидящие на сцене, выходят на середину, рассказывают о поэтах, читают стихи. После каждого выступления звучит музыка, она и отделяет одно выступление от другого и объединяет всю композицию одной музыкальной темой. Музыкальной темой может быть мелодия песни «Отговорила роща…».

Ребенок. Сергей Есенин родился в селе Константиново недалеко от города Рязани. Его детство прошло в доме деда. Заботилась о нем бабушка. Есенин вспоминал: «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ».

Мальчик

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам и пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки

И садимся в два ряда

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

Музыка.

Ребенок. Среди своих сверстников и товарищей по уличным забавам Сергей был неутомимым выдумщиком и заводилой и драчуном и забиякой.

Мальчик

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь разбитый рот:

«Ничего, я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет».

Музыка.

Ребенок. Читать Сергей начал с 5 лет. Стихи писать - с 8 лет. Красота родного края, песни матери и сказки бабушки, духовные стихи странников - все это способствовало рождению в его душе поэтических образов.

Девочка

Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Музыка.

Мальчик

Закружиласьлиства золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Музыка.

Девочка

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Музыка.

Мальчик

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу:» Не надо рая,

Дайте родину мою».

Музыка.

Ребенок.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Музыка.

Ведущая (под музыку).

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю горькие слова...

И если ветер, листья разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком...

Прозвучали стихи Есенина. Возможен еще один хоровод

Девочка

Когда смолкает пенье

В преддверьи холодов

И наступает время

Рябиновых плодов -

Вдали с осенним клином

Прощальный тает крик...

Боярыня рябина

Рубинами горит.

Чем будут ливни злее

Хлестать и вкривь и вкось -

Тем слаще и алее

Рябиновая гроздь.

Ел. Наумова.

Ведущая. (подходя к портрету М. Цветаевой). Это стихотворение Елены Наумовой посвящено замечательному русскому поэту Марине Ивановне Цветаевой.

Музыка. Четыре девочки выходят на середину сцены рассказывают о М.Цветаевой

Девочка. Марина Ивановна Цветаева. Родилась в Москве. Отец - профессор Московского университета, известный филолог, основатель Музея изобразительных искусств. Мама - прекрасная пианистка, любила стихи, хорошо знала литературу.

Первые стихи Марина начала писать с 6 лет и не только по-русски, но и по-немецки, и по – французски.

Девочка

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся как брызги из фонтана,

Как искры из ракет...

 

 

Девочка

Август - астры,

Август - звезды,

Август - грозди

Винограда и рябины,

Август - месяц звездных ливней!

Девочка

Красною кистью рябина зажглась,

Падали листья. Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть. Музыка.

Ведущая. Дорогие ребята! Сегодняшнее знакомство с поэзией Марины Цветаевой и Сергея Есенина для вас - первое. В жизни вы еще не раз встретитесь с прекрасными стихами этих поэтов и познакомитесь с их судьбой. А осенью, если вам встретится красная рябина - пусть в вашей памяти всплывут строчки стихов о ней и имена великих русских поэтов, родившихся в пору «рябиновых костров» и воспевших это необыкновенное дерево - Сергея Есенина и Марины Цветаевой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: