МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»
для студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело
На тему: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез»
Автор:
Преподаватель
ГАПОУ СО «БМК»
УД Анатомия и
физиология человека
Ямскова Е.С.
2020 год
ПАМЯТКА
«Как работать на практическом занятии»
Уважаемые студенты, для успешной
работы на практическом занятии вам рекомендуется:
o Отключить ваши мобильные телефоны.
o Соблюдать тишину, не мешать работать другим студентам.
o Внимательно слушать преподавателя.
o Бережно относиться к методическим пособиям, планшетам, муляжам.
o Правильно и аккуратно оформлять результаты своей работы в тетрадях.
o Грамотно излагать свои мысли.
o Отвечать на вопросы преподавателя по содержанию и результатам выполняемой работы.
o Своевременно консультироваться у преподавателя по неясным вопросам.
МОТИВАЦИЯ
Одним из наиболее значимых составляющих жизнедеятельности человека является пищеварение, ведь именно в ходе этого процесса в организм поступают необходимые белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и прочие полезные ингредиенты — своеобразные «кирпичики», на которых базируются все физиологические реакции. Именно поэтому правильная работа пищеварительной системы человека служит основой полноценного жизнеобеспечения: в ходе основных процессов, протекающих в ЖКТ, каждая клетка насыщается питательными веществами, которые впоследствии преобразуются в энергию или расходуются на метаболические нужды. Кроме того, система пищеварения отвечает ещё и за водно-электролитический баланс, регулируя норму поступления жидкости из продуктов питания.
Как устроен этот сложный механизм и каким путём проходит пища по желудочно-кишечному тракту, превращаясь из привычных и хорошо знакомых блюд в миллионы молекул, полезных и не очень? Основы физиологии и анатомии пищеварительной системы организма помогут разобраться в ключевых моментах этого процесса, оценить значимость каждого этапа пищеварения и переосмыслить принципы правильного питания, которое служит залогом здоровья и полноценной работы ЖКТ.
Сама пищеварительная система условно подразделяется на 3 ключевых отдела: передний, средний и задний. Процессы переваривания пищи начинаются ещё в переднем отделе, представленном ротовой полостью, глоткой и пищеводом — здесь крупные куски измельчаются, смягчаются за счёт поступающей слюнной жидкости и проталкиваются к желудку. Химическая обработка продуктов питания приходится на средний отдел, включающий желудок, кишечник (толстый и тонкий), а также ферментативные органы — печень и поджелудочную железу. Именно на этом участке ЖКТ предусмотрен оптимальный баланс микрофлоры и pH, благодаря которому всасываются основные питательные компоненты и формируются остаточные массы, так называемый балласт, который впоследствии выделяется через каудальный отдел прямой кишки. Именно здесь, в заднем отделе ЖКТ, и заканчивается пищеварительная цепочка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие № 9
На 2 семестр
Предмет: Анатомия и физиология человека
Преподаватель: Ямскова Е.С.
Отделение: 34.02.01 Сестринское дело
Курс II Группа ________
Тема занятия: «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез»
Цель занятия: воспитание сознательной дисциплины, внимания формирование общих и профессиональных компетенций.
Учебная: изучение основ анатомии и физиологии пищеварительной системы
Студент должен знать:
o Функции пищеварительной̆ системы
o Особенности строения полых и паренхиматозных органов
o Топография печени
o Доли печени
o Структурно-функциональная единица печени
o Функции печени
o Роль желчи в процессе пищеварения
o Топография поджелудочной железы
o Гистологическое строение поджелудочной железы
o Структурно-функциональная единица поджелудочной железы
o Функции поджелудочной железы в процессе пищеварения
o Топография слюнных желез
o Крупные слюнные железы
o Функции слюнных желез
o Роль слюны в процессе пищеварения
Уметь владеть навыком:
o Применять латинскую терминологию;
o Демонстрировать по атласу и препаратам анатомическое строение полости рта и глотки;
o Распознавать отличительные особенности полых и паренхиматозных органов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание № 1
Составьте сравнительную таблицу используя конспект лекции
Название железы | Топография | Выделяемый секрет | Функции |
Слюнные железы | |||
Поджелудочная железа | |||
Печень |
Задание № 2
Ситуационные задачи
№ 1 Известно, что на висцеральной поверхности правой доли печени выделяют квадратную и хвостатую доли. Как располагаются эти доли по отношению к воротам печени?
№ 2 Патологоанатомы простым приемом проверяют проходимость внепеченочных желчных протоков. Как можно это сделать?
№ 3 У печени имеется несколько долей. Причем разное число их можно увидеть с висцеральной и диафрагмальной поверхностей. Какие доли печени видны на указанных поверхностях?
№ 4 Преподаватель попросил назвать морфофункциональную единицу печени. Студент ответил: «Сегмент». Правилен ли такой ответ?
№ 5 На вопрос преподавателя: «Что находится в центре каждой дольки?» студент ответил: «Центральная вена». Прав ли он?
№ 6 У больного камень желчного пузыря расположен в пузырном протоке. Будет ли поступать желчь в 12перстную кишку?
№ 7 Камень желчного пузыря расположен в общем желчном протоке. Будет ли поступать желчь в 12перстную кишку?
№ 8 Поджелудочная железа является железой внешней и внутренней секреции. Чем представлена в железе внутрисекреторная часть, и какие гормоны она выделяет?
№ 9 При операции по показаниям был перевязан добавочный проток поджелудочной железы. Изменится ли существенно процесс пищеварения?
№ 10 Каждый орган в брюшной полости, в том числе и печень, занимает определенное положение. Большое значение в этом имеют связки органа. Какие связки печени можно увидеть при вскрытии трупа?
Задание № 3
Выполните задания во внеаудиторной тетради указанные в конце лекции №11- реферат можно представить в электронном виде, все остальное пишем от руки!