ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТА




С. Д. Гришин. С. В. Чекалин Космический транспорт будущего

 

НОВОЕ В ЖИЗНИ, НАУКЕ, ТЕХНИКЕ

ПОДПИСНАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ
КОСМОНАВТИКА, АСТРОНОМИЯ


11/1983

Издается ежемесячно с 1971 г.

С. Д. Гришин,
доктор технических наук

С. В. Чекалин,
кандидат технических наук

КОСМИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО


в приложении этого номера:
НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ КОСМОНАВТИКИ

Издательство «Знание» Москва 1983

 


ББК 39.62
Г 82

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Перспективы освоения космоса и задачи транспорта Ошибка! Не указано имя файла. 5

Пути совершенствования ТКС Ошибка! Не указано имя файла. 15

Транспортные средства в индустриальном космосе Ошибка! Не указано имя файла. 27

ТКС и межпланетные полеты Ошибка! Не указано имя файла. 48

Рекомендуемая литература Ошибка! Не указано имя файла. 59

НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ КОСМОНАВТИКИ Ошибка! Не указано имя файла. 60

Гришин С. Д., Чекалин С. В.

Космический транспорт будущего. – М.: Знание, 1983. – 64 с, ил. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия», № 11).

11 к.

В брошюре рассказывается о перспективах освоения космоса и основных задачах, которые предстоит решать в будущем космическому транспорту, о проблемах и технических трудностях, с которыми сталкиваются инженеры и ученые при эксплуатации существующих и определении облика перспективных транспортных космических систем, о новых физических принципах, на основе которых можно ожидать создание более эффективных средств транспортировки в космосе.

Брошюра рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся современными проблемами космонавтики.

 

3607000000. ББК 39.62 Не указано имя файла. 6Т6

© Издательство «Знание», 1983 г.

ВВЕДЕНИЕ

Успехи, достигнутые современной космонавтикой в решении прикладных задач, наглядно показывают важность космического направления в развитии земной цивилизации. Сейчас трудно себе представить, как обходились бы без помощи космических средств такие области хозяйственной и научной деятельности человечества, как радио и телевидение, служба погоды и мореплавание, геология и геодезия, гидрология и океанография, сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Космос служит людям и приносит немалую практическую пользу.

Можно ожидать, что в будущем с помощью космической техники будут решены еще более важные проблемы человеческой цивилизации, связанные с энергетическими и экологическими ограничениями в ее развитии. Речь идет о развертывании на околоземных орбитах спутниковых солнечных электростанций (ССЭ) и об индустриальном использовании космоса. Первое позволит за счет утилизации солнечной энергии существенно сократить расходование топливно-энергетических ресурсов нашей планеты, а второе – вынести хотя бы часть промышленного производства за пределы Земли, где вопросы удаления отходов производства и сброса тепла решаются без каких-либо экологических ограничений.

В дальнейшем можно планировать и добычу вне Земли сырья для космической промышленности, например за счет создания горнорудных и горнообогатительных производств на Луне. В реализации этой масштабной программы последовательного и форсированного освоения космоса, основные этапы которой впервые сформулировал К. Э. Циолковский, важная роль принадлежит транспортным космическим системам (ТКС) будущего.

Каковы же основные концепции их развития?

Если на начальном этапе создаваемые транспортные средства (ракеты-носители и космические корабли) в основном обеспечивали решение отдельных прикладных задач и демонстрировали новые возможности ракетно-космической техники, то теперь перед ними стоят более глобальные и практически важные цели, направленные на эффективное и рентабельное использование космоса для нужд человечества. Поворот космонавтики «лицом» к Земле, вызванный насущными проблемами развития человечества и достигнутыми успехами в космических исследованиях, характеризуется возрастающим объемом транспортных перевозок и потребностью в расширении проводимых в космосе операций.

Изменяются требования к транспортным космическим системам. Более важными становятся универсальность применения ТКС, высокая производительность по темпу пусков и величине реализуемого грузопотока и относительно низкая удельная стоимость транспортировки. В связи с масштабностью применения транспортных средств в эпоху индустриализации космоса особое внимание должно уделяться проблеме экологии. Реализация интенсивных грузопотоков между поверхностью Земли и околоземными орбитами в будущем, а также обеспечение доставки лунного сырья к основным центрам космической промышленности не должны приводить к загрязнению окружающей среды и нарушению экологического равновесия. Это обстоятельство следует в первую очередь учитывать при рассмотрении ТКС для обеспечения дальнейшего освоения космоса.

В настоящее время вопрос о возможных направлениях развития ТКС остается открытым: публикуются многочисленные проекты ТКС будущего и нет устоявшейся точки зрения на их развитие. Большая часть проектов в рамках краткосрочного прогнозирования посвящена совершенствованию транспортных систем на базе жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В зарубежной печати, например, встречаются проекты полностью многоразовых одноступенчатых систем, однако реализация таких проектов сталкивается с рядом трудностей вследствие ограничения энергетических возможностей ТКС на базе ЖРД. Для использования в космическом пространстве рассматриваются проекты ТКС и на базе ядерных ракетных и электроракетных двигателей, более эффективных по своей энергетике.

Для всех перечисленных средств транспортировки в космосе характерен один общий принцип создания силы тяги – за счет истечения рабочего вещества. Причем предполагается, что масса рабочего вещества и энергия, необходимая для его разгона, запасаются или производятся на борту носителя. Наряду с этим принципом в плане долгосрочного прогнозирования широко исследуются и другие, более перспективные принципы создания ТКС будущего: использование внешних, т. е. не запасаемых на борту, ресурсов энергии; получение тягового усилия за счет сил магнитного или электростатического взаимодействия летательного аппарата с внешними полями; применение термоядерных источников энергии с использованием внешней среды в качестве рабочего тела и т. д. Эти исследования стали возможными за счет имеющихся достижений и дальнейшего прогресса в смежных областях науки и техники: космической, ядерной и термоядерной энергетике, лазерной технике, электротехнике, физике плазмы, квантовой электронике.

Предлагаемая брошюра ставит своей целью на основе материалов, опубликованных в открытой отечественной и зарубежной печати, ознакомить читателей, интересующихся проблемами космонавтики, с возможными путями развития космического транспорта, как пилотируемого, так и грузового и гибридного видов. В ней приводятся некоторые проекты перспективных транспортных систем нового типа, применение которых может оказаться возможным в эпоху промышленного освоения околоземного космоса или при организации в будущем дальних полетов в Солнечной системе и межпланетных экспедиций.

ПЕРСПЕКТИВЫОСВОЕНИЯ КОСМОСА И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТА

Запуск искусственных спутников Земли. Самой первой операцией ТКС был запуск искусственного спутника Земли (ИСЗ). Первый спутник не решал прикладных задач, но сама по себе операция выведения ИСЗ и его полет по орбите вокруг Земли явились для того времени величайшим достижением науки и техники. Когда же 23 апреля 1965 г. в Советском Союзе был запущен первый спутник связи «Молния-1», жители Владивостока впервые смогли смотреть парад и демонстрацию на Красной площади одновременно с москвичами. За очень короткий срок в нашей стране была развернута и введена в действие первая в мире эксплуатационная спутниковая система связи («Орбита»), которая предоставила возможность десяткам миллионов жителей Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии пользоваться благами космической связи и ретрансляции.

25 июня 1966 г. был запущен первый советский метеорологический ИСЗ, а через год создана космическая метеорологическая система «Метеор», включающая в свой состав пункты приема, обработки и распространения информации. Применение метеорологических спутников существенно повысило эффективность прогноза погоды для народного хозяйства. Широкое применение нашло использование ИСЗ и для навигации судов промыслового, транспортного и научного флота. Сегодня в нашей стране эффективно эксплуатируются спутниковые системы телефонной и телеграфной связи, передачи телевизионных и радиовещательных программ, матриц центральных газет. По снимкам с орбиты ведется разведка полезных ископаемых, составляются проекты орошения и обводнения, прогноз урожая, намечаются варианты трасс проектируемых дорог, линий электропередач, нефте- и газопроводов, в частности, уточнен проект прокладки одного из железнодорожных туннелей на трассе БАМ.

Аналогичные спутниковые системы получили развитие в США и разрабатываются в других странах. В настоящее время успешно эксплуатируются международные спутниковые системы связи «Интерспутник» и «Интелсат», услугами которых пользуются более 120 стран на всех континентах мира. С участием СССР ведутся работы по созданию международной глобальной спутниковой системы морской связи «Инмарсат» и спутниковой системы «Коспас–Сарсат» для поиска аварийных судов и самолетов.

Каковы же перспективы развития спутниковых систем в околоземном космосе с точки зрения их транспортного обеспечения?

Космические орбитальные средства постоянно совершенствуются. Унифицируются бортовые системы, растет гарантийный срок работы бортового оборудования ИСЗ, увеличиваются размеры антенн и мощность передатчиков, спутники оснащаются микроэлектронными процессорами и сложными цепями коммутации сигналов. Одновременно растет высота рабочих орбит ИСЗ. В последнее время все большее распространение получают космические системы с использованием стационарных ИСЗ, запускаемых на круговую экваториальную орбиту (с наклонением около 0°) высотой около 36 тыс. км.

Широкая зона обзора земной поверхности и возможность непрерывного наблюдения и непрерывной передачи или приема информации с Земли стационарными ИСЗ сокращают число спутников в системе. Вместе с тем выведение стационарных ИСЗ требует более мощных многоступенчатых ракет-носителей, и потому неудивительно, что до 1981 г. запуск таких ИСЗ (если не считать экспериментальных) проводился только с помощью советских и американских ракет. Но величина грузопотока на геостационарную орбиту по мере ее освоения все возрастает. Если масса первых связных ИСЗ, выведенных на геостационарную орбиту, составляла десятки килограммов, то масса перспективных стационарных ИСЗ, по оценкам специалистов, исчисляется уже тоннами.

Так, например, по оценке некоторых зарубежных специалистов, масса ИСЗ контроля за сетью линий электропередач и нефте- и газопроводами (ретрансляция показаний датчиков на линиях) будет составлять 4,5 т, ИСЗ перспективной системы телевещания – 6,35 т, ИСЗ системы ретрансляции почтовых отправлений («электронная почта») – 9,1 т. За счет комплексного характера исследований одним ИСЗ (на базе унифицированной космической платформы) масса стационарных ИСЗ еще более возрастет.

Увеличивается и число запусков стационарных ИСЗ. Сейчас на геостационарную орбиту запущено несколько десятков ИСЗ, в том числе до 30 советских. На период 1980 – 1990 гг. только зарубежных стационарных ИСЗ намечено запустить около 200. Таким образом, при эксплуатации перспективных ИСЗ систем информационного назначения величина ожидаемого грузопотока будет исчисляться сотнями тонн в год (что приемлемо для ТКС на базе ЖРД), а транспортные операции будут проводиться в основном по трассе «Земля – геостационарная орбита» с использованием низкой околоземной орбиты как перевалочной базы для ракет-носителей и межорбитальных транспортных средств.

От пилотируемых станций до космических поселений. Если запуск первого ИСЗ положил начало исследованию космоса с помощью автоматических аппаратов, то первый космический полет человека, также осуществленный Советским Союзом, определил второе важнейшее направление освоения космоса – с помощью пилотируемых средств. Оно получило свое логическое развитие в программе долговременных орбитальных станций – «магистральном пути человека в космос».

Отличительными особенностями орбитальной космической станции (ОКС) как космического объекта являются наличие человека на борту, длительность функционирования на орбите и достаточно широкий круг решаемых народнохозяйственных и научных задач. Присутствие человека на борту ОКС существенно повышает эффективность научных исследований и экспериментов, он же проводит наладочные, ремонтно-профилактические и другие работы по обслуживанию станции.

Принципиально возможны различные варианты построения ОКС: сборка ее на Земле и вывод целиком на орбиту с использованием принципа стыковки только для операций снабжения; сборка ОКС на орбите из отдельных элементов, доставляемых с Земли, с помощью специальной монтажной бригады космонавтов и т. д. Но по всей видимости, практическое применение в ближайшем будущем получит комбинированный способ, основанный на так называемой поблочной сборке на орбите. Космические станции будут собираться посредством стыковки различных функциональных модулей, включая жилые, энергетические, исследовательские. По мере выполнения задач отдельные исследовательские модули будут заменяться новыми. ТКС будут обеспечивать доставку модулей на орбиту, а также регулярные грузопассажирские рейсы по снабжению станций.

На современном этапе в Советском Союзе эксплуатируются ОКС «Салют» с экипажем 2 – 5 человек (масса станции с одним пристыкованным кораблем – 25,6 т), их модификация и оснащение научно-исследовательским оборудованием проводятся в соответствии с обновляющимися программами исследований. О достижениях в области пилотируемых полетов говорят следующие данные. Полет ОКС «Салют-6» продолжался около 5 лет, в течение которых было выполнено 5 основных экспедиций и 11 экспедиций посещения, осуществлено 35 стыковок пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, три выхода космонавтов в открытый космос. Продолжительность полета одного из экипажей составила 185 сут, а на ОКС «Салют-7», запущенной 19 апреля 1982 г., время пребывания уже первого экипажа достигло 211 сут.

В перспективе, с ростом масштаба решаемых задач в космосе, появятся ОКС, которые будут выполнять роль промежуточной станции для транспортной связи в околоземном космосе и для полетов на Луну; ОКС для проведения сборочных работ в космосе – «космические верфи»; ОКС-поселения, обслуживающие промышленные орбитальные комплексы, и т. д. Такие станции будут рассчитаны на функционирование в течение десятилетий с экипажем в несколько десятков и сотен человек и иметь в своем составе мощные солнечные или атомные электростанции.

Существуют и более грандиозные проекты по организации космических поселений, о которых впервые высказался К. Э. Циолковский. На современном этапе один из таких проектов предложил профессор Принстонского университета О'Нейл. В этом проекте рассмотрено несколько моделей космических поселений: первая модель рассчитана на 10 тыс. человек, вторая – на 200 тыс. человек и т. д. Конструкция поселения состоит из двух соединенных тросами цилиндров, которые вращаются в противоположных направлениях вдоль продольных осей, создавая искусственную тяжесть. В цилиндрах, отстоящих друг от друга на 90 км, предусмотрены прозрачные отсеки, с помощью которых регулируется приток солнечной энергии и имитируется привычный суточный цикл. Внутри цилиндров – жилые постройки, газоны.

Строительство первой модели можно охарактеризовать следующими цифрами: число строителей – 2 тыс. человек, общая масса постройки – 500 тыс. т. Из этой массы только 10 тыс. т (необходимое оборудование, инструменты) предполагается доставить с Земли, остальная масса конструкции изготовляется на ОКС из сырья, доставляемого с Луны. Затем первая модель послужит индустриальной базой для строительства второй модели и т. д. Конечно, такие проекты вряд ли когда-нибудь будут реализованы во всех этих деталях, но их рассмотрение приводит к необходимости комплексных проработок, стимулируя тем самым исследования в смежных областях космонавтики, в частности в космической энергетике, космическом производстве и, конечно, космическом транспорте.

Солнечные электростанции на орбите. Одной из глобальных задач для космического транспорта будущего может оказаться программа развертывания околоземной системы спутниковых солнечных электростанций (ССЭ). Идея создания ССЭ в последнее время приобретает все больший авторитет среди перспективных космических задач крупного масштаба. Потребность в этом направлении работ диктуется, прежде всего стремлением решить энергетическую проблему Земли при сохранении экологического равновесия на нашей планете. Хотя запасы нефти, угля и газа на Земле еще велики, но все же они конечны. В то же время мировое потребление энергии составляет 3 • 10–2Дж в год, т. е. всего лишь около 0,01% той энергии, которую Земля получает от Солнца.

Остается только удивляться гениальной прозорливости К. Э. Циолковского, который писал: «...почти вся энергия Солнца пропадает в настоящее время бесполезной для человечества... Что странного в идее воспользоваться этой энергией!»

Потребление энергии на Земле постоянно растет – в развитых странах оно удваивается каждые 10 – 15 лет. Если допустить, что все человечество потребляло бы на душу населения столько энергии, сколько расходуется в развитых странах, то мировое потребление энергии утроилось бы. Но уже при производстве в наземных условиях такого количества энергии за счет сжигания топлива возникает опасность необратимых воздействий на климат планеты («тепловое загрязнение»).

Утилизация солнечной энергии в космическом пространстве имеет принципиальные преимущества по сравнению с ее улавливанием наземными установками прежде всего за счет повышенного уровня потока солнечной энергии и возможностей непрерывного процесса производства энергии. Вследствие этого ССЭ по сравнению с наземными установками за 24 ч могут собрать в 6 – 15 раз больше солнечной энергии.

Проектный облик ССЭ, обычно рассматриваемой как размещаемой на геостационарной орбите, в настоящее время в основном определен. Она представляет собой развернутую крупногабаритную конструкцию, основным элементом которой служат солнечные батареи. Вырабатываемый электрический ток преобразуется в высокочастотное излучение (СВЧ-излучение), передаваемое на Землю, где происходит обратное преобразование СВЧ-излучения в электрический ток требуемых параметров. По своим масштабам ССЭ – грандиозное сооружение. Использование фотоэлектрического способа непосредственного преобразования лучистой энергии Солнца в электрическую на основе полупроводниковых солнечных элементов с коэффициентом полезного действия до 10 – 20% приводит к необходимости улавливания большего количества лучистой энергии и соответственно к большим площадям солнечных батарей.

При полезной мощности ССЭ в 5 ГВт размеры солнечных коллекторов составляют 5 × 10 км, т. е. их площадь равна 50 км2, а масса ССЭ на рабочей орбите оценивается от 20 до 60 тыс. т в зависимости от конструктивного совершенства энергоустановки и системы направленной передачи энергии из космоса на Землю. Если доставка элементов такой ССЭ на геостационарную орбиту осуществлять с помощью ТКС на базе ЖРД, то суммарная масса на опорной околоземной орбите вместе с топливом для межорбитальной транспортировки составит 100 – 300 тыс. т. По некоторым расчетам, для сборки ССЭ в космосе с применением автоматизированных методов потребуется около 500 человек в течение 6 – 12 мес.

Космические условия для сборки во многих отношениях являются идеальными. Нагрузки на элементы конструкции в невесомости незначительные, из-за отсутствия атмосферы устраняется влияние ветровых нагрузок, неблагоприятных метеорологических условий, работа может вестись непрерывно. Принципиально возможны два варианта сборки ССЭ: на опорной околоземной орбите (например, высотой 500 км) или же непосредственно на геостационарной орбите. На низкой орбите целесообразнее собирать небольшие элементы конструкции с последующей транспортировкой их на геостационарную орбиту, при этом они сами могут обеспечить необходимое электропитание. По мнению специалистов, уже в первые десятилетия будущего века возможно развертывание в космосе штатной ССЭ для электроснабжения с Земли с передаваемой мощностью до 5 ГВт.

Вопрос «Насколько это необходимо делать?» упирается в экономические показатели ССЭ. При современном уровне технологии удельные затраты на производство электроэнергии с помощью ССЭ еще значительно превышают стоимость одного киловатта энергии, получаемой на тепловой или атомной электростанции. Требуется лишь найти способы существенного снижения массы космической электростанции при сохранении той же полезной мощности, а также на качественно новых принципах решить транспортные задачи. К последним относятся обеспечение доставки грузов на опорную околоземную орбиту с минимальной стоимостью и минимальным ущербом для окружающей среды и организация оптимального перевода этих грузов на геостационарную орбиту.

Прогнозы в области смежных отраслей ракетно-космической техники позволяют надеяться на снижение массы и стоимости ССЭ. Так, за последние 20 лет удельная масса солнечных батарей снизилась в 18 раз, а стоимость –- в 20 раз. А ведь именно стоимость солнечных батарей и затраты на их транспортировку составляют большую часть стоимости ССЭ. Ожидается их дальнейшее удешевление – по некоторым оценкам, стоимость одного киловатта энергии солнечных батарей к 1985 г. должна быть снижена в 10 раз по сравнению с уровнем 1980 г. При переходе на тонкопленочные батареи их массу в перспективе можно снизить в 50 раз.

Что касается транспортных средств, то при производстве в космосе электроэнергии, соизмеримой с масштабами ее мирового производства, потребуется вывести на орбиты вокруг Земли многие миллионы тонн конструкции. По всей видимости, потребуется переход от традиционных термохимических способов создания тяги (ЖРД) к новой более эффективной энергетике для ТКС будущего.

Транспортные задачи космического производства. В будущем намечаются три основных направления в развитии космического производства: производство в космосе новых материалов с улучшенными характеристиками, а также веществ, получение которых на Земле невозможно; вынос особо вредных для окружающей среды видов производств в околоземный космос с целью сохранения биосферы Земли и избежания «теплового загрязнения»; создание в космосе производства строительных материалов и элементов для развертывания крупногабаритных конструкций (например, ССЭ, больших орбитальных антенн и т. д.). Соответственно этим направлениям формируются и задачи для космического транспорта.

Производство новых материалов в космосе предусматривает использование специальных условий орбитального полета в технологических процессах: длительную невесомость, окружающий глубокий вакуум, высокие и низкие температуры и космическую радиацию. Основные функции ТКС сводятся к операциям снабжения: доставка на орбитальные станции исходного сырья и возвращение на Землю продуктов космического производства. В ближайшие же десятилетия из-за высокой стоимости космических полетов выгодно будет производить в космосе лишь уникальные дорогостоящие продукты, годовая потребность в которых сравнительно невелика (от нескольких сотен килограммов до нескольких десятков тонн).

Так, рассматривается возможность производства в космосе кристаллов граната, применяемых в элементах памяти ЭВМ, с целью улучшения их характеристик. Согласно оценкам зарубежных специалистов потребности в этих кристаллах будут характеризоваться стоимостью более 1 млрд. долл. И если космическое производство будет покрывать часть этих потребностей, то это даст ощутимую экономию средств. Когда же удастся организовать в космосе производство некоторых материалов (например, новых сверхпроводящих сплавов с повышенной критической температурой или высококачественного стекла), то это буквально революционизирует новые отрасли техники.

Большого внимания заслуживают эксперименты, направленные на организацию производства в космосе новых или улучшенных медико-биологических и фармацевтических препаратов. По оценкам зарубежных специалистов, к 2000 г. в космосе будет производиться в год до 30 т биологических препаратов (ферменты, вакцины, и т. п.) общей стоимостью порядка 17 млрд. долл.

Наряду с производством новых материалов будущее промышленное освоение космоса вызвано всеобщей озабоченностью ученых изменениями экологической обстановки на Земле, происходящими под влиянием хозяйственной деятельности человека. В первую очередь, когда стоимость космических перевозок намного уменьшится, в космос целесообразно будет вынести те виды производства, которые представляют опасность для человечества. Предполагается, что вредные отходы производств за пределами планеты вольются в естественное течение космических процессов (радиационных, магнитных и др.) и не будут «засорять» космическое пространство. Иначе говоря, вынесение отходов в космос есть по сути дела помещение их в родную стихию. Однако вопрос этот требует дальнейшего всестороннего изучения.

Развитие космического производства предусматривает в перспективе использование не только внешних источников энергии (главным образом солнечной), но и внеземного сырья, например полезных ископаемых Луны и материалов астероидов. Потребность в этом связана прежде всего с решением масштабных задач в околоземном космосе (развертывание на геостационарной орбите ССЭ, крупных орбитальных комплексов и т. п.) и диктуется соображениями экономического и экологического характера. В этом случае отпадает необходимость в выведении с Земли больших полезных грузов, но требуется создание специальных космических комплексов по добыче и переработке, например, лунного сырья, и эффективные средства для его транспортировки.

Из лунных пород, как показало изучение их состава, могут быть получены металлы, металлокерамика, волокнистые и кристаллические композиционные материалы, ситаллы и специальные стекла, порошкообразные строительные материалы, а также кислород, который может использоваться для ТКС в системах жизнеобеспечения и в качестве топливного компонента (окислителя).

Представление о масштабах космических производственных комплексов и о транспортных потребностях можно получить из оценок, опубликованных в проектах создания ССЭ. Так, в случае производства панелей и солнечных батарей на орбите (их масса составляет 50% массы ССЭ) для развертывания демонстрационной ССЭ мощностью 30 МВт на геостационарной орбите требуется экспериментальный завод с четырьмя поточными линиями (каждая массой по 100 т и производительностью 1200 м2 в сутки при общем количестве обслуживающего персонала 50 человек). Для развертывания системы из ССЭ мощностью по 5 ГВт потребуется полноразмерный орбитальный завод с 16 поточными линиями (каждая массой по 200 т и производительностью 8500 м2 в сутки) при численности персонала 210 человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: