Формы организации физического воспитания детей школьного возраста.
1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).
2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.
3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (прогулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в общелагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады[19].
4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.
5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).
6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).
К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:
1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);
2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30-35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;
|
3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:
- силовая (атлетическая) гимнастика;
- оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);
- стретчинг, калланетика и др.;
4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;
5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;
6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;
7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.
Методика уроков физической культуры в I – IV классах.
Каждый урок физической культуры строится по определенному плану и имеет общую структуру. Типовой урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть 5-10 мин.
Задачи: организовать учащихся и подготовить их организм к предстоящей физической нагрузке.
Содержание: построения, перестроения, упражнения на внимание, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие и подготовительные упражнения. Нагрузка в этой части по интенсивности небольшая, однако плотность, как правило, наибольшая, ввиду того, что упражнения выполняются всеми учениками без значительных пауз.
|
Основная часть 25-30 мин
Задачи: обучить новому материалу, закрепить и проверить пройденный.
Содержание: общеразвивающие упражнения и подготовительные упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и перелазание, игры. В этой части решаются основные задачи урока. Нагрузка на организм постепенно усиливается. Плотность по сравнению с вводной частью уменьшается.
Заключительная часть 3-5 мин.
Задачи: привести организм в более спокойное состояние и под-готовить учащихся для дальнейших занятий, подвести итоги.
Содержание; ходьба, упражнения на внимание и расслабление, спокойные игры, В конце урока дается задание на дом. Занятия заканчиваются организованным уходом учащихся из зала (или с площадки)
В практике работы школ различаются несколько типов уроков:
а)вводные уроки;
б)уроки изучения нового материала и повторения пройденного;
в)уроки закрепления и совершенствования;
Вводные уроки
проводятся в начале учебного года, перед новым разделом программы, например перед первым занятием, по лыжной подготовке, и если есть необходимость, в начале каждой четверти.
На первом вводном уроке преподаватель знакомится с детьми, а ученики с изучаемым предметом, местами занятий, правилами поведения в спортивном зале и на площадке, формой одежды на занятиях, правилами личной гигиены.