Беларуси
На современном этапе в Республике Беларусь идет активный процесс формирования политической системы европейского типа. Свидетельством тому служит утверждение многопартийности, парламента, института президентской власти, принципа разделения властей, введение Конституционного суда, демократической по форме избирательной системы и т.д. Создаются определенные условия функционирования политических институтов, однако их работа пока еще не отмечается эффективностью. Важно также отметить, что участие масс в политике носит плохо организованный характер, политические события нередко происходят стихийно.
Что же не позволяет новым институтам власти и структурам политической системы эффективно работать? По мнению политологов, причина кроется в том, что в республике еще не созданы социокультурные предпосылки политики, отсутствует необходимая политическая культура и с этим нельзя не согласиться.
Политическая культура, складываясь под влиянием многогранной социальной и политической практики, дает знание законов и механизмов осуществления политики, формирует отношения человека к окружающей среде и политической жизни, способствует пониманию цели и содержания политики государства. Политическая культура способствует как единению, так и разъединению всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации. В этом заключается ее интегративная функция в обществе.
На функционирование политической системы слабое влияние оказывает политическое сознание, которое выражается в восприятии и осознании политических интересов и идей личностью, социальной группой, обществом в целом. Можно сказать, что на сегодняшний день в Республике Беларусь оно не стало активным началом в политике. А ведь политическое сознание людей должно опережать политическую практику, прогнозировать развитие событий. "Если же политическое сознание отражает социальную действительность в искаженном виде и если действующий субъект не считается с законами общественной жизни, а руководствуется только субъективными позициями и произвольными решениями, то это приведет к волюнтаризму.
|
Наши граждане, участвуя в выборах, не могут выбрать не только программу, отвечающую их интересам, но и определить свои интересы. Ими движут преимущественно политические инстинкты"[4].
Выход повышения уровня политического сознания и политической культуры политологи видят в расширении базы политического образования и просвещения.
Характеризуя политическую систему белорусского общества с правовой точки зрения, следует подчеркнуть, что в нее входят, во-первых, те структурные элементы, которые обладают властными полномочиями, и, во-вторых, те субъекты права, которые способны участвовать в определении содержания политики и в ее осуществлении. Под властью в этом случае мы понимаем непосредственную возможность структурного звена политической системы устанавливать общеобязательные нормы поведения и способствовать проведению их в жизнь.
Исходя из изложенных критериев и анализа действующего в настоящее время в Беларуси законодательства, в политическую систему нашей страны следует включать: суверенное государство Республики Беларусь, народ Республики Беларусь, нации и народности, проживающие на ее территории, органы государственной власти и управления любого уровня, население административно-территориальных единиц, общественные объединения и движения, граждан, трудовые коллективы[5].
|
Вполне очевидно, что возможности перечисленных субъектов в политической системе общества различные. Поэтому для эффективности функционирования политической системы следует обратить серьезное внимание на научную разработку принципов взаимодействия ее элементов.
Проблема постоянного совершенствования взаимодействия субъектов политической системы в демократических государствах существовала и существует постоянно. Для Беларуси, в которой противостояние в обществе весьма заметно, она во многом должна сводиться к определению юридической значимости общественного мнения, способов его выявления и нахождения уровней, на которых это мнение должно или учитываться, или обязательно реализовываться.
В качестве примера можно обратиться к практике проведения митингов и демонстраций, "урожай" на которых был особенным в последние годы. Как правило, на всех многочисленных митингах обсуждались наиболее острые проблемы современного состояния белорусского общества. Однако юридическая значимость этих обсуждений практически равна нулю. Дело в том, что законодательством республики не предусмотрена необходимость рассмотрения соответствующим властным органом, обсуждаемых на митинге вопросов, обращений и резолюций с последующим ответом на них гражданам Беларуси через средства массовой информации, юридически не предусмотрено приглашение и обязательное участие в митинге представителей органов, имеющих отношение к обсуждаемым вопросам. Последнее снижает уровень выявления общественного мнения (воли граждан) и учета его в политической деятельности. А это, как следствие, не способствует созданию условий для разрешения конфликтных ситуаций между законодательно закрепленным общественным интересом и реальной волей тех или иных общностей, отдельных граждан.
|
Для недемократических режимов характерно преобладание государственных интересов и ограничение прав и интересов граждан. Демократическое государство становится выразителем воли большинства, его цель — обеспечение прав и свобод граждан, создание условий для свободного и прогрессивного развития общества.
Однако в Беларуси, провозглашенной демократическим, социальным, правовым государством, практически нет механизмов, обеспечивающих выявление воли граждан, и поэтому любое решение государственных органов якобы отражает волю народа.
Известно, что демократия в Беларуси основана на непосредственных формах (референдум, выборы) и представительных (избрание депутатов). Практика же свидетельствует, что роль белорусских граждан, народа сводится лишь к формированию органов власти, "которые с момента избрания работают в полном отрыве от населения[6]". Таким образом, можно согласиться с мнением известного специалиста в области изучения проблем развития политической системы белорусского общества доктора юридических наук А.В. Матусевича, который утверждает, что в стране сложилась ситуация "параллельных миров": государство не выявляет волю людей и, как следствие, не руководствуется ею, однако демагогически и декларативно выступает от его имени.
В контексте сказанного следует особое внимание обращать на такой важнейший элемент политических отношений, как гражданин Республики Беларусь. В конечном итоге именно от позиции людей зависит результат любого решения, а негативное отношение всех граждан к органам власти невозможно преодолеть ни принуждением, ни обещанием. Более того, сила народа может быть чувствительной даже в его бездействии.
Аналогично обстоит дело и в части взаимодействия государства с другими элементами политической системы, в том числе с общественными объединениями.
Нельзя не согласиться с политологами, которые утверждают, что в ближайшее время судьба белорусской многопартийности будет определяться двумя основными факторами. Во-первых, часть партий, не имеющих под собой социальной базы, которые создавались "под личность", еще некоторое время будут существовать в зародышевом состоянии, однако с течением времени окончательно отомрут по причине ненадобности. Этот процесс уже просматривается сейчас. Второй путь — объединение.
Однако многопартийность в Беларуси все же имеет реальную почву. Она обусловлена, прежде всего, многоукладностью экономики, существованием и развитием различных форм собственности и связанными с ними различными экономическими интересами людей. Кроме того, значительно отличаются социальная, национальная и региональная структура общества, мировоззренческие позиции различных слоев и групп населения. Пытаться выразить все это многоголосие в политике одной партии — задача не из легких. Только многопартийность создает возможность для плюрализма и борьбы мнений, что способствует выработке демократических, обоснованных решений и соответствующих акций.
Нормы законодательства, созданные в последние годы, в основном обеспечили независимость государственных органов от общественных объединений и движений, не создав механизма постоянного взаимодействия с ними.
Отсюда становится ясно, что проблемы с организацией, преобразованием, объединениями и расколами в партийной среде будут сохраняться до того времени, пока такое положение будет выгодно государству, пока оно будет подчинять деятельность партий собственной регламентации, а не естественным законам развития демократического общества.
Не последнюю роль в этом играет и отношение к партиям государственной элиты.
К сожалению, как видим, в стране пока не все политики желают осознавать, что партии являются неотъемлемым и весьма важным субъектом политической системы государства. Партии призваны выступать посредником между различными группами и социальными слоями граждан, быть механизмом общественного демократического управления государством. Только в этом случае стихийная борьба за государственную власть и ее использование получит законный характер и станет упорядоченной и организованной.
Вместе с тем в Конституции закреплено положение о том, что "демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений", "политические партии, другие общественные объединения... способствуют выявлению и высказыванию политической воли граждан, участвуют в выборах". Однако реализация этих норм осуществлена не полностью. Важнейшей проблемой является создание механизмов социального партнерства, взаимодействия не только между ветвями власти, но и властей со всеми другими субъектами политической системы Беларуси.
Таким образом, анализ состояния политической системы Беларуси позволяет сделать некоторые выводы и обобщения.
Во-первых, воля общественных объединений в политической системе общества должна сводится к следующему: общественные объединения создаются по инициативе граждан и функционируют во взаимодействии с государством для обеспечения плюрализма мнений в политической системе, представляя их различные интересы и требования; участвовать в формировании органов государственной власти, в процедурах принятия управленческих решений; самостоятельно организовывать свою деятельность в формах, определенных законодательством.
Во-вторых, для осуществления своей роли общественным объединениям необходимо: право объединений участвовать на любом уровне государственных структур в рассмотрении вопросов, отражающих их уставные цели и задачи; обязательность официального рассмотрения предложений и обращений общественных организаций; право обращений общественных организаций в судебные органы, в том числе Конституционный суд; необходим институт недепутатского представительства в органах государственной власти от общественных организаций с правом совещательного голоса; право на любую информацию, исходя из содержания целей и задач объединений и др.
Решение в правовом порядке поставленных вопросов позволит в определенной степени перейти к рациональному сотрудничеству вместо конфронтации между государством и общественными организациями.
В истории политических систем особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические.
Политическая система белорусского общества, как и большинство других политических систем, формально исключила церковь из своего состава. Произошло отделение государства от церкви. Государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику.
Однако мы должны отметить, что Беларусь является многоконфессийным государством.
Следовательно, связь государства с религиозными организациями имеет определенную специфику. Религиозные организации не решают государственных функций, однако имеют право участвовать в общественной жизни и использовать наравне с другими общественными организациями средства массовой информации. Кроме этого, религиозные организации не должны участвовать в деятельности политических партий и других объединений, которые ставят политические цели, не оказывать им финансовой и другой поддержки.
В местах богослужений не разрешается использование государственной символики, проведение собраний и митингов, а также других мероприятий политического характера.
Заключение
Таким образом, даже схематическое рассмотрение некоторых аспектов развития политической системы белорусского общества позволяет сделать определенные наблюдения и обобщения.
Во-первых, сегодня нужна не констатация всеобщей политизации народных масс, быстро снижающегося жизненного уровня народа, формирования качественно нового уровня гласности, плюрализма, многопартийности и т.д., а нужны аналитические материалы, раскрывающие причины негативных процессов, происходящих в обществе, практические рекомендации по их преодолению, разрешению конфликтов и противоречий.
Во-вторых, важно отметить, что политическая система развивается, и доминирующие тенденции этого процесса должны быть направлены на формирование основ правового государства, становление гражданского общества, демократизацию всех звеньев политической системы, что частично нашло и должно в последующем найти отражение в республиканском законодательстве.
В-третьих, к факторам, сдерживающим процесс развития политической системы, следует отнести то, что в нашем обществе не выкристализовались главные политические силы в лице авторитетных политических партий; политического веса в обществе большинство из них не имеет.
В-четвертых, не сформировалась социальная основа демократии в лице среднего класса с его политической субкультурой, традициями и типом личности, не создано гражданское общество.
Только с учетом критического усвоения теоретического политико-правового наследия, политического, законотворческого опыта, традиций народа возможно становление и развитие политической системы, ее функционирование в новых исторических условиях.
Стабильность демократического функционирования политической системы белорусского общества может гарантироваться только в том случае, если она будет основана на политической культуре компромисса. Главное – найти общие подходы к решению вопросов, в том числе затрагивающих конфликтные ситуации.