Введение
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.
Понятие и сущность политической системы Республики
Беларусь
Термин «политическая система» был введен в конституционное право болгарской конституцией 1971 г., которая закрепляла некоторые принципы «социалистической политической системы». Впоследствии этот термин был употреблен в конституциях Сальвадора 1983 г., Никарагуа 1987 г. и Эфиопии 1987 г. (последняя в настоящее время не действует). Конституция СССР 1977 г. содержала целую главу, посвященную политической системе. В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система» не употребляется, однако все они регулируют те или иные ее звенья, стороны, элементы: государство, политический режим, часто — политические партии, иногда политическую идеологию. Поэтому политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два десятилетия она стала объектом изучения как комплексный конституционно-правовой институт.
|
В конституционном законодательстве не содержится определения политической системы, а в современном обществоведении (преимущественно в политологии) имеются два подхода к этому понятию. Структурно-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом) истолковании, сформировавшемся на основе американской политической науки, рассматривает политическую систему как политическое поведение, процесс в рамках различных человеческих коллективов: партий, профсоюзов, фирм, клубов, городов и т.д. С этой точки зрения, в любом обществе существует множество политических (параполитических) систем, которые не обязательно связаны с государственной властью.
Институциональный подход, представленный, в частности, французской политологией (хотя в последние годы и на нее значительное влияние оказывает американский постбихевиоризм), исходит из существования в любом государственно-организованном обществе одной политической системы, которая связана с государственной властью. Наряду с такими институтами, как государство, партии и др., в понятие политической системы включается обычно политический режим, хотя одни французские политологи отождествляют систему с режимом, а другие истолковывают ее весьма широко, понимая под ней всю политическую (а иногда и не только политическую) жизнь. В отечественной литературе политическая система определяется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой (институциональный — партии, государство и др., нормативный — политические нормы, в том числе соответствующие отрасли и институты права, функциональный — политический режим, идеологический — политическая идеология) объединяются в диалектически противоречивое, но целостное образование «вторичными» политическими отношениями — между звеньями системы («первичные» политические отношения — это отношения между крупными социальными общностями данной страны). В конечном счете политическая система регулирует производство и распределение социальных благ между различными общностями и личностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
|
В конституциях стран содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашается власть народа. На деле основную роль в политической власти в развитых странах играет «средний класс», имеющий неплохие условия жизни и заинтересованный в политической стабильности, а реальные рычаги власти находятся в руках политической элиты общества. В ряде развивающихся стран политическая власть принадлежит более широкому слою населения, включающему зачатки формирующегося «среднего класса», или узкой группировке (политической элите), которая не связана давлением различных слоев населения и действует в своекорыстных интересах (некоторые страны Тропической Африки, Океании).
|
Государственная власть во всех странах осуществляется соответствующими органами государства. Они будут рассмотрены нами ниже.
В научной литературе существует множество классификаций политических систем. Выделяют социалистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистической и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. В демократических системах основным структурным принципом является плюрализм, а функциональным — ролевая автономия. Здесь существует многопартийность (нередко партий более сотни, а то и тысячи, например, в Японии, среди них — мельчайшие), причем разрешаются партии политической оппозиции (в конституциях иногда закреплен принцип соревновательности, например, в Чехии); признается разделение властей (вместе с принципами сдержек и противовесов и взаимодействия ветвей власти); действует несколько центров принятия решений; признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства; осуществляются основные права человека и гражданина; провозглашен и реализуется принцип юридического равенства; признаны и осуществляются идеи правового государства и законности; существует идеологический плюрализм; метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений; главными методами решения конфликтов служат компромисс и консенсус. Словом, в данной системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система, и различные слои населения, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, решения своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рычагов власти осуществляется путем свободных выборов.
В условиях авторитарной системы принципы плюрализма и ролевой автономии могут не отрицаться, но на деле они сведены к минимуму. Эти принципы распространяются только на небольшую часть общества. Однопартийность не введена, но разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций. Разрешенные партии — это не подлинная политическая оппозиция, а проправительственные партии, лояльная квазиоппозиция. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей, упомянутого иногда в конституции, на практике не существует: безраздельно доминирует исполнительная власть во главе с переизбираемым 5, 6, а то и 8 раз (Парагвай) президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важнейшие решения; в конституциях декларируются основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются (некоторые партии и издания запрещены); социально-экономические права не обеспечены/личные права граждан нарушаются всесильным административным аппаратом; при формировании разного рода органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты; существует официальная доминирующая идеология, закрепленная конституцией, хотя за уклонение от нее все же не карают в уголовном порядке; при урегулировании конфликтов компромиссы используются редко, основным методом разрешения противоречий является насилие (на Востоке доминирует принцип консенсуса, но это относится лишь к регулированию отношений в парламенте, в среде правящей верхушки и не применяется в отношении оппозиционной части населения).
Словом, при данной политической системе существуют лишь незначительные элементы демократии, да и то в текстах конституций, но не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытая система. Оппозиция фактически исключена из нее, ей трудно организовать мирное давление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а на массовые выступления государственная власть отвечает жестокими расправами. Но какие-то элементы оппозиции все же могут допускаться.
В условиях тоталитарной системы ликвидируется даже ограниченный плюрализм, не существует ролевой автономии звеньев политической системы. Создается единая, слитная тотальная организация, связывающая воедино государство, правящую партию, а иногда и другие разрешенные партии. Центром принятия всех общественно значимых решений является верхушка правящей, по существу, единственной легальной партии (иногда разрешены некоторые мелкие партии, но они признают руководящую роль правящей партии в обществе и государстве и являются ее своеобразными филиалами). В некоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной системы запрещаются все партии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). Запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный тоталитаризм. Общественные организации рассматриваются как «приводные ремни» партии, а государство — нередко как ее технический аппарат. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единства власти, которую возглавляет фюрер, дуче, каудильо, «пожизненный президент». Иногда он не провозглашен пожизненным и переизбирается, но фактически остается на месте до своей кончины, управляя страной, в частности, с помощью политбюро правящей партии. Бывает, что основные права человека и, в частности, гражданина непосредственно ограничиваются законом (например, в соответствии с расистской идеологией режима, как это было в ЮАР) или провозглашаются в конституциях, но фактически не осуществляются (расправы над диссидентами, помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы, карательная роль всесильных комитетов и министерств государственной безопасности и т.д.). Фактически господствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами, ибо для избрания предлагаются лишь кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитарной системы существует обязательная идеология (идея «арийской расы» при фашизме). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказание. Тоталитарная система — это замкнутая, закрытая система. Возможна только нелегальная, подпольная оппозиция, деятельность которой уголовно наказуема; она не может оказать мирное давление на государственную власть, ее лидеров изгоняют из страны и сажают в тюрьмы, психиатрические лечебницы.
Наряду с тремя основными разновидностями политических систем и внутри них существуют другие градации. В некоторых странах действуют полудемократические системы, в других тоталитарные системы существуют в условиях военных режимов (например, Гаити, Нигерия).
Государство, как политическая организация общества. Органы
Государственной власти
Каждый структурный элемент политической системы — это субъект общественных отношений, который в зависимости от их содержания занимает то или другое место в организации общества. Из-за отличия в содержании общественных отношений их субъекты — элементы политической системы — имеют различную компетенцию.
В юридической литературе установилось единое мнение о том, что государству принадлежит решающее место в политической системе общества. Однако в данном контексте государство следует рассматривать не как совокупность разрозненных властных органов, а как целостный политический институт.
Почему же государство выступает особым звеном в структуре политической системы общества? Почему его роль и место в этой системе нельзя отождествлять, например, с правящей партией или же с другой общественной организацией? По мнению исследователей, особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:
Во-первых, выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть — это главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Следовательно, государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. С деятельностью государства связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества.
Во-вторых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Разветвленная система юридических средств позволяет использовать различные методы принуждения и убеждения.
В-третьих, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого.
В-четвертых, государство обладает суверенитетом. Оно является официальным лицом, представителем всего народа внутри страны и на международной арене.
В-пятых, государство осуществляет творческую роль в развитии общества, является организующим началом определения национальной политики. Если государство перестает служить интересам общественного развития, общество имеет право внести соответствующие коррективы в практическую организацию своей государственности.
Однако история свидетельствует и о том, что занимая решающее место в политической системе общества, государство может поглотить не только эту систему, но и все общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарным, фашистским или авторитарным режимом. Поэтому чрезмерное усиление государственного вмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы, беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства.
Что же касается политических систем, основанных на классовом антагонизме, то в них наблюдается сращивание государства и политических организаций господствующих классов, которые действуют сообща. Им же противостоят их классовые и политические противники в лице своих организаций. Разумеется, между этими двумя полюсами имеются промежуточные слои, организации, занимающие нередко противоречивую позицию.
В заключение отметим, "что государство относится к числу собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими "вещественными придатками" в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти[1]".
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственно-властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Государственный орган — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом.
Для органа государства характерно то, что он является политической организацией, т.е. наделен государственной властью. Отсюда вытекает наиболее существенный признак государственного органа — наличие в его распоряжении полномочий государственно-властного характера. Содержание государственно-властных полномочий состоит, во первых, в издании от имени государства юридически обязательных актов, т.е. обязательных для исполнения теми, кому они адресованы; во-вторых, вправе государства на обеспечение реализации принимаемых актов путем применения от имени государства мер воспитания, убеждения и поощрения; в-третьих, в праве органов государства на осуществление от имени государства наблюдения (над вора) за исполнением требований юридических актов.
Характерным является то, что при осуществлении государственно-властных полномочий органы государства в целях защиты изданных ими правовых актов от нарушений в необходимых случаях применяют меры принуждения.
Таким образом, основные признаки органа государства выражаются в следующем:
а) орган государства это звено, часть государственного аппарата[2];
б) орган государства — организация, ячейка общества, коллектив, определенным образом организованный[3];
в) для органа государства характерно то, что он является организацией политической (наделенной государственной властью);
г) осуществляет от имени государства его задачи и функции;
д) обладает государственно-властными полномочиями;
е) имеет свою организованную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;
ж) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;
з) несет ответственность перед государством за свою деятельность.
В действующем законодательстве термины орган государственного управления и орган государства почти совпадают, однако, понятие органа государства более широкое в отличие от понятия: органа государственного управления.
Органы государственного управления (исполнительной власти), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Они осуществляют специфическую по-своему содержанию, формам и методам государственную деятельность — государственное управление, являясь, таким образом, также органом управления. Каждый орган государственного управления, как и любой другой государственный орган, имеет свою организационную структуру, т.е. систему построения его внутреннего, или рабочего, аппарата, определяемую задачами органа, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, с помощью которой определяются его предметы ведения и полномочия. Их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами права.
Все органы государственной власти обладают правосубъектностью, которая определяется уставом или положением о том или ином органе.
Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, уставах или положениях о том или ином органе.