Взаимосвязь темперамента и поведения




Врожденные особенности темперамента проявляются у чело­века в таких психических процессах, которые зависят от воспита­ния, от социальной среды и от способности управлять своими реак­циями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может опреде­ляться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Напри­мер, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мас­тера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тре­нировки и обучения. Но при этом пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

Учитывая свойства темпера­мента конкретного человека, можно с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Тем­перамент накладывает свой отпечаток на способы общения, опреде­ляя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов.

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он по­чти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на жела­ние пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей, как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбуждает.

Флегматик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Флегматик любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбля­ется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большого количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаимности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебюти­рует чаще с взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые люди.

Но, пожалуй, наиболее зримо влияние темперамента обнаруживает себя в так называемом индивидуаль­ном стиле поведения и деятельности. В самом широком смыслепод стилем понимают сочета­ние способов и приемов, с помощью которых решается или осу­ществляется конкретная деяте-льность. Каждая деятельность предъявляет свои требования к ее субъекту, а приспособление психи-ческих функций и свойств индивида, его моторных актов к этим требованиям всегда своеобразно и индивидуально. Вот такой пример. Две ткачихи-многостаночницы обслуживают примерно одинако-вое количество станков. Но одна — холерик, и всю смену беспорядочно бегает от станка к станку. За смену она отмотает тысячи шагов. Другая — флегматик. Этой бегать — значит навязывать себе противоестественный ритм. Она при­спосабливается иначе. Находит несколько стратегических то­чек обозрения и кратчайшим путем перемещается с одной по­зиции на другую. За смену она находит немногим больше 1000 метров. И так везде. Если понаблюдать в этом аспекте поведение людей, то можно найти немало разительных кар­тин динамики человеческой жизни в одной и той же ситуации.

Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко служит источником постоянного раздражения. Например, темперамент ребенка отличен от темпе-ра­мента матери. Допустим, мать — сангвинического темперамента, быс­трая, подвижная, экспрессив-ная, а дочь - флегматик. Весьма вероят­но, что мать будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости своего ребенка, бесполезно нерви­руя его и не отдавая себе отчета в том, что дочь унаследовала темпе­рамент отца, у которого эти же качества она воспринимает в поло­жительном свете как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Необходимо помнить, что моральные качества личности не за­висят от темперамента и могут в значительной степени компенсиро­вать проявление его отрицательных черт.

Знание возможной реакции индивида (исходя из его темперамен­та) позволяет опираться на по-ложительные черты темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегмати­ка лучше противопоставить активность, эмоциональность, печаль меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом. Психологи доста­точно часто отмечали, что при подготовке справок сангвиники, как правило, часто пишут черно-вики сокращенно или их вовсе не пи­шут, холерики нередко из-за невнимательности делают элемен-тарные ошибки, флегматики могут не заметить течения времени и опоз­дать с завершением работы.

Таким образом, знание индивидуально-психологических особен­ностей работника помогает правильно выбрать форму поведения с ним.

Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики про­являют меньшую сопротивляе-мость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регла­ментированы и не допускают включения индивидуальных приемов. Регламентация приводит их к быстрому утомлению, и поэтому они предпочитают выполнять действия, которые можно произво-льно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных дей­ствий. Изменение способов или типа работы, создавая оптималь­ные условия для функционирования их нервной системы, предох­раняя ее от перегрузки, позволяет этим людям длительное время работать эффективно без перерыва и с малым числом совершае­мых ошибок. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопротивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятно, что рабочие инструкции желательно формулировать для людей с раз­ным темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее ин­струкции подробные, детальные, для других — обобщенные и со­держащие минимальное число вспомогательных указаний.

Деятель­ность холерика полезно контролировать как можно чаще, в работе с ним недопустимы рез­кость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отри­цательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения резуль­татов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые тре­бовали бы от него сосредоточенности и напряжения, необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематичес­ки поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную де­ятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на дру­гую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совер­шенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за прояв­ленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку сле­дует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее не­гативное действие. Для некоторых личностей ситуация экзамена мо­жет оказаться стрессовой. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение. Излишняя поспешность сангвиника или нео­правданная порывистость холерика в этой ситуации могут приво­дить их к недостаточно обдуманным ответам. Здесь желательно мно­гократно уточнять, что именно они хотели сказать. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом че­ловек реализует свои действия, однако содержательная сторона этих действий от него не зависит. Темперамент проявляется в осо­бенностях психических процессов, он влияет на скорость воспоми­нания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.


Темперамент в большой мере определяет способности человека к различным видам деятельности. Однако особенно важно, заканчивая рассмотрение такой ха­рактеристики личности, как темперамент, напомнить слова Б. М. Теплова: "Основное не в том, что при сильной нервной системе легко разрешаются любые задачи, а в том, что сильная нервная система лучше разрешает одни задачи, а слабая — другие, в том, что к разре­шению одной и той же задачи слабая и сильная нервная системы должны идти различным путем" [Теплов Б.М., С. 13-14].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: