Летию со дня рождения посвящается.
Андреевский кавалер –
Граф Сергей Григорьевич Строганов.
В Москве 28 октября (10 ноября) 1794 года в русской дворянской семье Барона, Александра Григорьевича Строганова (1698-1754), генерал-поручика, посла в Швеции, Италии и Турции, происходившего из знаменитого рода графов Строгановых – выходцев из разбогатевших поморских крестьян, ставших купцами и промышленниками Урала и Сибири, появился на свет старший сын, граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) будущий выдающийся государственный деятель, историк искусства, археолог, коллекционер и известный меценат, потомок Аникея Феодоровича Строганова (1497-1570), Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715), объединившего все владения Строгановых и его сына Александра Григорьевича Строганова и Сергея Григорьевича (1707-1756) – двух из трех братьев Строгановых, возведенных в 1722 году Государем Императором Петром I Алексеевичем (1682-1725) в “баронское Российской империи достоинство”.
Позднее графы Строгановы внесены были в V часть родословных книг в губерниях Пермской, Вологодской, Нижегородской, Вятской и Санкт-Петербургской.
Начало образования.
Пятнадцати лет от роду барон Сергей Григорьевич Строганов поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения, по окончании которого в 1811 году определен был на военную службу и произведен в офицеры Русской Императорской Армии.
Участник трех войн.
Барон участвовал в Отечественной войне 1812 года, отличившись в Бородинской битве, а также в заграничных походах Русской Императорской Армии в 1813-1814 гг., дойдя до Парижа. Более полутора лет барон провел в столице Франции, осматривая дворцы и музеи, изучая коллекции произведений искусства, посещая различные ученые и особенно художественные учреждения. Впоследствии барон участвовал и в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг.
|
Семья и состояние.
В 1815 году барон Сергей Григорьевич Строганов браковенчался со своей двоюродной племянницей Натальей Павловной, представительницей графской ветви Строгановых и так унаследовал ее графский титул.
В высокородном союзе на свет появилось четверо сыновей, старший из которых Александр Сергеевич (1818-1864) окончил в 1840 году юридический факультет Московского университета, стал полковником Лейб-Гвардии Преображенского полка, флигель-адъютантом, егермейстером Императорского Двора, путешественником, нумизматом и историком.
В наследство от отца и тестя граф Сергей Григорьевич Строганов получил огромные земельные наделы в полтора миллиона десятин с 95 тысячами крепостных!
На ниве просвещения.
Граф Сергей Григорьевич Строганов являлся одним из крупнейших деятелей русского просвещения.
В 1825 году граф на свои личные средства основал бесплатную Строгановскую школу рисования, в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные дети горожан и крепостные. В 1843 году школа стала государственной, а в 1860 году получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные зодчие и художники. С 1945 года большевики в свойственной только им одержимой страсти к переименованию переделали Училище графа С. Г. Строганова в Московское высшее художественно-промышленное училище.
|
С восшествием на престол Государя Императора Николая I Павловича (1796-1855), названного Русским народом Незабвенным и Подвиголюбивым граф тотчас Высочайше назначен был состоять флигель-адъютантом у Особы Его Императорского Величества.
Со второго (15) мая 1826 года граф призван был Императором состоять одним из членов учрежденного Высочайшим Рескриптом Комитета устройства учебных заведений.
В мае 1826 года в связи с готовившейся казнью декабристов и предстоящим Святым Таинством Венчания на Царство и Миропомазания Императорской Фамилии Государя Николая I Павловича и Императрицы Александры Феодоровны (1798-1860) граф Сергей Григорьевич Строганов послан был в Московский Императорский Университет с ревизией, получив секретное предписание – обратить внимание на “вредный образ мыслей”, господствовавший между студентами Университета и особенно воспитанниками Благородного пансиона, на систему преподавания наук в университете и “благонамеренность самих наставников”.
Присутствуя на вступительной лекции профессора, филолога, будущего академика Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Ивана Ивановича Давыдова (1794-1863) “О возможности философии как науки”, граф Сергей Григорьевич Строганов нашел ее вредной и стал инициатором не только изъятия печатных экземпляров названной лекции, с последующим запрещением преподавания профессору Давыдову, но и рекомендовал временно закрыть кафедру философии. Так преподавание философии в Московском Императорском Университете прекращено было почти на 20 лет, и лишь в 1845 году по инициативе самого графа Сергея Григорьевича Строганова преподавание философии представлено было адъюнкту Михаилу Никитичу Каткову (1818-1887), будущему публицисту и издателю газет «Русский Вестник» (с 1856 г.) и «Московские ведомости» (в 1851-1855, 1863-1887 гг.), основателю Императорского Катковского лицея, основанного им в память о Цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче (1843-1865), существовавшем в 1868-1917 гг.
|
Найдя в Московском Императорском Университете не мало “беспорядков”, граф Сергей Григорьевич Строганов добился устранения того же профессора Давыдова с должности инспектора Благородного пансиона, а профессора Ф. А. Денисова – с должности, предложив распространить на Московский Императорский Университет строгую инструкцию, подготовленную ранее для Виленского Университета по наблюдению за студентами, что нашло отражение во “временных правилах” внутреннего распорядка Московского Императорского Университета, утвержденных в августе 1826 года.
В 1820-е гг. в Комитете по устройству учебных заведений граф Сергей Григорьевич Строганов вместе с Министром народного просвещения и Президентом Императорской Академии наук Александром Семеновичем Шишковым (1754-1841), возглавлявшем Комитет, и графом Михаилом Михайловичем Сперанским (1772-1839) составили т. н. “славянский триумвират”. Граф Строганов выступал против тех мероприятий, которые впоследствии, став попечителем Московского учебного округа, считал необходимым всячески поддерживать.
Так, в 1827 году граф резко выступил против предложения ректора Дерптского Университета Иоахима Фридриха фон Паррота (1791-1841), поддержанного самим Государем Николаем I Павловичем, об учреждении Профессорского института в г. Дерпт для двухгодичной стажировки молодых специалистов из числа лучших выпускников – будущих претендентов на профессорские кафедры – перед отправкой за границу. Несмотря на мнение графа, большинство Комитета провело эту идею в жизнь. Впоследствии же граф Строганов сам деятельно заботился об улучшении образовательного уровня профессуры Московского Императорского Университета и делал ставку на молодых людей, получивших образование за границей.
Участвуя в подготовке устава низших и средних учебных заведений 1828 года, граф Сергей Григорьевич Строганов высказывался за усиление влияния местной администрации на ход учебного процесса. Так по его инициативе учреждены были в каждом губернском городе советы “для усовершенствования училищной части” во главе с губернатором. В то же время. граф Сергей Григорьевич Строганов не принадлежал к реакционному крылу комитета, выступив на одном из заседаний против предложения пиетиста графа К. А. Ливена, сменившего в 1828 году Шишкова на посту Министра народного просвещения, об издании специального руководства для учителей по дидактике догматически-религиозного характера, заявив, что оно напоминает “язык того времени, когда под покровом религии скрывалось гонение на просвещение и науки”. В этот раз Государь Император признал справедливость доводов графа Строганова.
В вопросах же об устройстве новых учебных заведений – в частности, Белорусского Университета или Лицея в г. Орш, возобновления при Московском Императорском Университете Благородного пансиона, граф Сергей Григорьевич Строганов занимал осторожную позицию.
Когда возник проект создать Новороссийский учебный округ, граф вместе с М. М. Сперанским высказался против столь обширного учебного региона, в результате чего был образован Одесский учебный округ, куда вошли не все губернии Новороссии, а лишь Херсонская и Таврическая и часть Бессарабсккой области.
Через рассмотрения графа Сергея Григорьевича Строганова прошли почти все вопросы народного просвещения, требовавшие законодательного разрешения, а 25 сентября (8 октября) 1829 года граф назначен был одним из четырех членов образованной из состава Комитета Особой комиссии для редактирования нового Университетского устава.
Вместе с графом К. А. Ливен, а также бывшим в 1818-1821 гг. первым ректором Санкт-Петербургского Императорского Университета Михаилом Андреевичем Балугъянским (1769-1847), академиком Андреем Карловичем Шторхом (1766-1835), директором Императорского Морского кадетского корпуса адмиралом, учредителем Русского Императорского географического общества Иваном Федоровичем Крузенштерном (1770-1846), экс-попечителем Харьковского учебного округа А. А. Перовским, графом М. Ю. Виельгорским и графом Сергеем Семеновичем Уваровым (1786-1855), граф Сергей Григорьевич Строганов подписал “Проект Устава Императорских Университетов Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского и Казанского” от 15 (28) августа 1832 года (ОПИ ГИМ.Ф.17. Оп.1. Ед.хр.305).
При подготовке устава именно граф Сергей Григорьевич Строганов, как свидетельствует его конфиденциальное письмо графу Уварову, хранящееся в архиве последнего, выступил инициатором запрещения преподавания естественного права в Московском Императорском Университете – одного из основных предметов нравственно-политического факультета 1804 года.
Более того, граф Сергей Григорьевич Строганов просил графа Уварова рекомендовать профессорам юридического факультета “неофициальным порядком” раскрывать “абсурдность теорий, на которых зиждется наука естественного права»! (ОПИ ГИМ. Ф.17. Оп.1. Ед.хр.81. ЛЛ.80-81). В конечном итоге, Уставом 1835 года естественное право было исключено из учебных программ юридического факультета. В то же время граф Строганов выступал против пресловутого п. 80 Устава, предоставлявшего право Министру не только утверждать, но и самому назначать профессоров Императорских Университетов. Как известно, именно этот пункт, принятый по настоянию графа Уварова, был одним из наиболее негативных ограничений университетской автономии того времени.
В свете нового Устава 1835 года особую роль приобретала личность попечителя.
Граф Сергей Григорьевич Строганов, как никто другой, подходил для этой должности в престольном граде Москва.
Человек в материальном отношении независимый, равнодушный к служебной карьере, европейски просвещенный, граф Строганов прослыл “идеальным попечителем”, а время управления им округом и Императорским Университетом – “строгановской эпохой”.
Кандидатура графа Строганова на пост попечителя Московского учебного округа обсуждалась еще в 1830 году, после ухода с этого поста А. А. Писарева (), но тогда попечителем Высочайше назначен был Князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1869), будущий член Государственного Совета и действительный тайный советник 1-го класса и Андреевский кавалер.
Военный губернатор.
В 1831-1834 гг. граф Сергей Григорьевич Строганов исполнял обязанности военного губернатора в Риге и Минске.
Попечитель Московского учебного округа.
Высочайшее назначение графа попечителем Московского учебного округа состоялось 19 июня (2 июля) 1835 года, накануне введения нового Университетского устава, утвержденного Государем Николаем I Павловичем 14 (27) июля того же года.
Одной из главных заслуг графа Строганова в области управления Московским Императорским Университетом традиционно считается привлечение на кафедры высококвалифицированных молодых специалистов, прошедших, как правило, заграничную стажировку, вооруженных передовой методикой. При этом, вопреки бытующей в историографии точке зрения о постоянном конфликте между графом Строгановым и Министром народного просвещения графом С. С. Уваровым, переписка между ними, хранящаяся в фонде графов Уваровых в ОПИ ГИМ и графов Строгановых в РГАДА, показывает, что в период введения Университетского устава Министр и попечитель действовали согласованно, обсуждая детально каждую позицию, внимательно подбирая молодых профессоров, руководствуясь прежде всего оценкой их научного и педагогического потенциала.
В результате ключевые позиции в Московском Императорском Университете заняли профессора новой формации, такие как Т. Н. Грановский, Д. Л. Крюков, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, П. Г. Редкин, Н. И. Крылов, О. М. Бодянский, К. Ф. Рулье, Я. А. Линовский, М. Ф. Спасский, Ф. И. Иноземцев, А. С. Филомафитский и др. На некоторые кафедры, как например, греческой и римской словесности и древностей, определялись по три преподавателя – профессор и два адъюнкта, или даже два профессора и адъюнкт. Наличие двух профессоров на кафедре российской словесности – И. И. Давыдова и С. П. Шевырева – позволило читать дополнительный курс истории всемирной литературы.
Реорганизатор кафедр.
Безусловно, благодарным и полезным явилось решение определить Михаила Петровича Погодина (1800-1875), ставшего в 1841 году академиком Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, на впервые образованную кафедру Российской истории, что позволило на освобожденную им кафедру всеобщей истории пригласить великолепного оратора и общественного деятеля Тимофея Никитича Грановского (1813-1855), кандидатура которого была единодушно одобрена и графом Уваровым, и графом Строгановым.
Как член “славянского триумвирата” в Комитете устройства учебных заведений, граф Сергей Григорьевич Строганов приложил немалые усилия в реорганизации созданной еще в 1811 годы кафедры славяно-русской словесности в кафедру истории и литературы славянских наречий и в поиске достойного ученого, способного ее возглавить. Именно граф послал в Министерство народного просвещения план пятилетней командировки известного филолога и историка Осипа Максимовича Бодянского (1808-1877) “по славянским странам”, по возвращении из которой последний стал заведовать этой кафедрой, став одним из первых славистов в Российской Империи и в 1854 году – членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Императорской Академии наук.
Кардинальная реорганизация юридического факультета позволила в скором времени обносить его профессорский состав “учениками Сперанского”, вернувшимися из университетов Германии, оснащенными методикой новейшей юридической школы. Речь идет о П. Г. Редкине и Н. И. Крылове, с именами которых было связано превращение юридического факультета в один из наиболее популярных в Московском Императорском Университете 1840-х гг.