V. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
По данной дисциплине для контроля усвоения материала предусмотрено выполнение контрольных работ: студенты очной и очно-заочной форм обучения выполняют 3 контрольные работы в соответствии с содержанием трех основных разделов курса; студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу, задания в которой касаются всех трех разделов.
Контрольная работа № 1
Задание № 1.
Определите, к какому типу измерений и к какой шкале относятся следующие данные:
a) Числа, кодирующие тип темперамента человека.
b) Академический ранг (ассистент, доцент, профессор) как мера продвижения по службе.
c) Числа, показывающие выраженность экстра-интраверсии, нейротизма, психотизма, полученные по методике PEN Г. и С. Айзенк.
d) Метрическая система измерения расстояний.
e) Номера историй болезни.
f) Латентный период решения перцептивной задачи.
Задание № 2.
В результате исследования понимания прочитанного у учащихся 7-х, 8-х и 9-х классов были получены следующие распределения тестовых оценок:
Интервал оценок Хi | 7 класс (N=29) | 8 класс (N=37) | 9 класс (N=36) |
fi | fi | fi | |
200-219 | — | — | |
180-199 | |||
160-179 | |||
140-159 | |||
120-139 | |||
100-119 | |||
80-99 | |||
60-79 | — | ||
40-59 | — | — | |
20-39 | — |
Необходимо:
1. Определить меры положения для каждого распределения.
2. Построив по приведенным данным: а) полигон частот дифференциального распределения, б) полигон частот интегрального распределения — решить, какой из двух типов графиков нагляднее отражает различия между распределениями.
|
Задание № 3.
Следующие данные представляют собой оценки 75 взрослых людей в тесте на определение коэффициента интеллекта Стенфорда-Бине:
141, 104, 101, 130, 148, 92, 87, 115, 91, 96, 100, 133, 124, 92, 123, 132, 118, 98, 101, 107, 97, 124, 118, 146, 107, 110, 111, 138, 121, 129, 106, 135, 97, 108, 108, 107, 110, 101, 129, 105, 105, 110, 116, 113, 123, 83, 127, 112, 114, 105, 127, 114, 113, 106, 139, 95, 105, 95, 105, 106, 109, 102, 102, 102, 89, 108, 92, 131, 86, 134, 104, 94, 121, 107, 103.
Вам необходимо:
a) Построить сгруппированное распределение частот для 75 оценок.
b) Найти параметры распределения.
c) Определить 50-й процентиль.
d) Построить полигон частот дифференциального распределения.
Задание № 4.
a) Изобразите на одном графике 2 полигона относительных частот дифференциального распределения по следующим групповым распределениям оценок речевых способностей для 903 мужчин и 547 женщин — студентов первого курса университета:
Интервал оценок по SAT-V | Мужчины | Женщины | ||
Частота fi | Относительная частота pi | Частота fi | Относительная частота pi | |
750-800 | 0,001 | 0,008 | ||
700-749 | 0,030 | 0,051 | ||
650-699 | 0,070 | 0,102 | ||
600-649 | 0,153 | 0,155 | ||
550-599 | 0,193 | 0,214 | ||
500-549 | 0,224 | 0,234 | ||
450-499 | 0,189 | 0,157 | ||
400-449 | 0,106 | 0,059 | ||
350-399 | 0,028 | 0,016 | ||
300-349 | 0,004 | 0,002 | ||
250-299 | 0,001 | 0,002 | ||
200-249 | 0,001 | 0,000 | ||
1,000 | 1,000 |
b) Постройте на другом графике 2 полигона относительных частот интегрального распределения эмпирического распределения.
Контрольная работа № 2
Задание № 1
Ниже приводится ряд характеристик людей, измеренных различными способами.
A. Пол.
B. Возраст, измеренный в годах и месяцах.
|
C. Рост, измеренный в см.
D. Политическая принадлежность (градации: консерватор, демократ, трудно сказать).
E. Тревожность (измерена с помощью опросника Тейлора, выражена в баллах).
F. Интеллект (измерен с помощью шкалы Векслера, выражен в IQ — стандартизованные оценки).
Необходимо указать одну или более количественных мер, пригодных для установления связи между двумя указанными ниже переменными:
1) А и С — между полом и ростом;
2) Е и F — между тревожностью и интеллектом;
3) А и Е — между полом и тревожностью;
4) В и С — между возрастом и ростом;
5) А и D — между полом и политической принадлежностью;
6) D и F — между политической принадлежностью и интеллектом.
Задание № 2
Установить, существует ли связь дисциплины учащихся и их успеваемости.
Было обследовано 150 школьников средних классов. Эксперты (педагоги, работающие в этих классах) оценивали дисциплину и успеваемость учеников по трем градациям: отличная, средняя и плохая дисциплина; хорошая, посредственная и плохая успеваемость. Сводные данные представлены в таблице:
Дисциплина | Успеваемость | ||
Плохая | Посредственная | Хорошая | |
Плохая | — | ||
Средняя | |||
Отличная | — |
Задание № 3
В жюри, которое оценивало результаты конкурса профессионального мастерства выпускников профессионального училища (парикмахеров), вошло 5 человек. Последнего тура конкурса достигло 7 выпускников, который закончился со следующими результатами:
Члены жюри | Участники конкурса | ||||||
Примечание: Каждый эксперт распределял участников конкурса по мастерству. Цифра 1 означает 1-е место, цифра 7 — последнее.
|
Определите степень согласованности мнений членов жюри.
Задание № 4
Выборка объемом 30 человек, разбитая на две равные группы по признаку пола, прошла функциональную диагностику мозговой активности, в результате которой у 13 женщин и 4 мужчин было выявлено доминирование правого полушария, а у 2 женщин и 11 мужчин — доминирование левого полушария. Проверьте гипотезу о связи функциональной асимметрии головного мозга с полом.
Задание № 5
Установите степень совпадения оценок интеллектуального потенциала, полученных разными методиками у одних и тех же испытуемых. В исследовании были использованы следующие методики: краткий отборочный тест (КОТ) — интегральный показатель, измеренный в баллах; тест Равенна — стандартизованная оценка невербального интеллекта, IQ.
Первичные данные приведены в таблице.
№№ | КОТ | RAVEN | №№ | КОТ | RAVEN | №№ | КОТ | RAVEN | ||
Контрольная работа № 3
Задание № 1
В группе слушателей ФПК по педагогике и психологии назрел конфликт между иногородними слушателями и слушателями, проживающими в Санкт-Петербурге, где проходило занятия. В курсе психологического практикума по групповой психологии иногородним слушателям было предложено принять на себя роль петербуржцев и участвовать в споре на их стороне. 7 слушателей были протагонистами — активными игроками, перевоплотившимися в петербуржцев, а 7 других суфлировали им, подсказывая реплики и ссылки на те или иные факты. После этого сеанса психодраматической замены ролей участникам был задан вопрос: "Если принять за 100% психологическую дистанцию между Вами и петербуржцами до дискуссии, то на сколько процентов она сократилась или увеличилась после дискуссии?
Результаты представлены в таблице. Все показатели имеют отрицательный знак, что свидетельствует о сокращении дистанции. Могут ли эти данные использоваться как подтверждение идеи Морено о том, что принятие на себя роли оппонента способствует сближению с ним?
Показатели сокращения психологической дистанции (в %)
после социодраматической замены ролей в группе протагонистов (n1 = 7) и суфлеров (n = 7)
№ испытуемых | Группа 1: протагонисты | Группа 2: суфлеры |
Задание № 2
В исследовании Скаковского изучалась проблема психологических барьеров при обращении в службу знакомств у мужчин и у женщин. В эксперименте участвовало 17 мужчин и 23 женщины в возрасте от 17 до 45 лет (средний возраст 32,5 года). Испытуемые должны были отметить на отрезке точку, соответствующую интенсивности внутреннего сопротивления, которое им пришлось преодолеть, чтобы обратиться в службу знакомств. Длина отрезка, отражающая максимально возможное сопротивление, составляла 100 мм. В таблице приведены показатели интенсивности сопротивления, выраженные в миллиметрах.
Можно ли утверждать, что мужчинам приходится преодолевать субъективно более мощное сопротивление?
Показатели интенсивности внутреннего сопротивления при обращении в службу знакомств (ИВС, в мм)
Мужчины №п/п | ИВС | Женщины № п/п | ИВС |
Задание № 3
В выборке из 28 мужчин-руководителей подразделений крупного промышленного предприятия Санкт-Петербурга перед началом курса тренинга партнерского общения проводилось обследование с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (форма А). В таблице приведены индивидуальные значения испытуемых по фактору N, отражающему житейскую искушенность и проницательность.
Данные представлены в "сырых" баллах и сгруппированы по четырем возрастным группам. Можно ли утверждать, что есть определенная тенденция изменения значений фактора N при переходе от группы к группе?