Сё:до искусство японской каллиграфии




 

«Путь каллиграфии» (Сёдо) из Китая далее был продолжен в Японию. «В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец». Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Но этот вид изобразительного искусства, помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.

В самом простом понимании каллиграфия – это искусство красиво писать. Мастер бамбуковой кистью создает тушью на рисовой бумаге произведение искусства. Оно воплощает гармонию и красоту. В восточной каллиграфии нет ничего случайного: для каждой линии и точки важно начало, направление, форма и окончание, важен баланс между элементами, и даже пустое пространство говорит о многом. Иероглифы гармоничны, пропорциональны, сбалансированы.

Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Каждая линия имеет смысл, каждое движение кисти каллиграфа создает нечто прекрасное. Жители Востока верят, что иероглиф имеет также сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе энергетический заряд. Рассматривая каллиграфическую работу, думайте об успехе, свете, любимых, радости, творчестве – обо всем, что делает вас счастливым, и счастье обязательно войдет в вашу жизнь.

Каллиграфия выполняется с помощью некоторых приспособлений. Традиционный набор для каллиграфии состоит из:

Ситадзики - черный коврик, который необходим для создания хорошей и удобной поверхности.

Бунтин — металлическая тяжелая палочка для закрепления бумаги.

Ханси — специальная тонкая бумага для каллиграфии.

Фудэ - кисточки. Кисточки могут быть разной толщины для написания различных элементов, например, скромный автограф автора пишется более тонкой кисточкой kofude, чем основные элементы вашей работы.

Судзури - металлический сосуд для чернил, он должен быть тяжелым, потому что сначала выполняет роль “ступки”, в которой толчется материал для чернил.

Суми — черная твердая основа для чернил, которую следует растолочь перед использованием, но, конечно же, покупные чернила (сёдо:еки) также используются, но это уже не то

Мидзусаси - сосуд для воды, чтобы разбавлять чернила, когда это нужно.

В написании японских иероглифов очень важен порядок начертания линий, как правило, основной принцип — это слева-направо, сверху-вниз. Т.е. любой иероглиф начинается с верхнего правого угла и заканчивается нижним левым. И англоязычные и русскоязычные ресурсы, которые позволяют изучить и поупражняться в порядке написания черт.

Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано.

Искусство японской каллиграфии требует максимальной сосредоточенности и спонтанности исполнения. Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. В дзэн она является и средством медитации, путём познания и своего рода учебным пособием. С XV века термин «бокусэки» («след туши»), которым называли всю японскую каллиграфию, использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению Каллиграфия имеет три основных стиля: Каиcо (кайшо, kaisho) – устав. Все иероглифы выглядят четкими и "квадратными", с углами. Все линии прописываются уверенно и четко, одна линия за другой. Гоисо (гоишо, gyosho) – в этом стиле допускается некая размытость, полукурсив. Линии тут более закругленные и плавные. Наконец, третий стиль – сосо (сошо, sosho) – курсив. Это стремительные, быстрые, летящие линии, в несколько движений рисуется весь иероглиф или даже целая надпись. есть еще кана (kana), которую мы видим чаще всего (за пределами Японии) – струящиеся как вода вертикальные строки, где есть и иероглифы кандзи и хирагана. Кана не является с одной стороны канонической каллиграфией, но и не может ею не быть., ее вообще выделяют отдельно, поскольку использовали-то ее в основном поэты да художники для записей стихов и песен. Тут важна уже некая общая картина, которая допускает широкие вольности в рисовании символов. Кстати, если вы попросите японца взять да прочитать древние стихи, он может и отказаться. И не потому, что он такой вредный, а потому что не в состоянии прочитать. Да и профессиональные каллиграфы нередко не умеют писать каной. Но оценить красоту линий могут, вероятно, все. Кстати, кана – не единственное отклонение от стиля. Многочисленные пьесы для японских театров писались тоже такой скорописью. Причудливо закрученные, растянутые в ширину, очень маленькие по высоте – так выглядели варианты каллиграфии для – пьес дзёрури и кабуки

Большинство людей, которых по-настоящему захватывает Япония, (не просто, как загадочная страна, но как совокупность всех ипостасей прекрасного, собранного на восточных островах) не на шутку пугаются, осознавая необходимость изучения иероглифов. Однако занятие это невероятно интересное. Написание каждого иероглифа, это своего рода творческий процесс, который затягивает тем больше, чем дольше вы им занимаетесь. Когда вы будете писать текст на японском языке, Вы, сами того не замечая, с головой погрузитесь в этот процесс, а по окончании Вас будет ждать изумительной красоты текст, написанный (внимание!) Вашей рукой. Чтобы дойти до заветного результата, необходимо начать с малого. Для начала, японские азбуки "хирагана" и "катакана". С их помощью вы сможете читать иероглифы. Следующий шаг - это несложные символы, обозначающие основные элементы, из которых в последующем Вы научитесь писать очень сложные и красивые иероглифы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: