Уровень организации внимания




Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения

Скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребенок владеет синтетическим способом чтения (читает целым словом), но все равно читает медленно. Почему это происходит?

 

Природный темп деятельности

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение.

Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Это можно сделать с помощью специального психологического теста, для проведения которого потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер и расчерченный лист бумаги.

Очень важно:

1).В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 х 4 см, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 х 12 см).

2).Объяснить ребенку в каком порядке их заполнять. Если он не знает цифр, направление можно показать стрелкой.

При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

Перед ребенком кладут лист с пронумерованными квадратами и просят постучать по квадратом карандашом в указанном порядке, заполняя квадрат точками.

Подсчет результатов:

16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (при условии, что способ чтения – целым словом). Заставлять читать быстрее – значит, травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16 – 20 точек – нормальный средний темп работы.

20 точек и больше – ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Полученный показатель – 16 точек и выше свидетельствует о том, что медленная скорость чтения обусловлена не врожденным темпом деятельности, а другими причинами, при устранении которых ребенок будет читать быстрее.

Полученный в квадратах узор тоже о многом расскажет: если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других редеют, и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 и более, то ребенок склонен к быстрому утомлению.

Регрессии

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

При таком чтении глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Определить присутствуют ли регрессии в чтении ребенка можно с помощью наблюдения.

Причины регрессий:

1). Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. На первых этапах, когда ребенок только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако, некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

2). Кажущиеся трудности текста.

Если в процессе наблюдения взрослому кажется, что причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, - следует предложить ребенку прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны, либо заменить текст (подобрать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

3). Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания – необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал или его что-то беспокоит. Ребенку следует дать время на отдых.

Последние две причины – временные и достаточно легко снимаются. В то время как первая причина – сила привычки – явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления потребуются регулярные занятия с использованием специального упражнения: «Чтения с окошечком ».

Понадобится лист бумаги размером 10 х 15 см. С правого края прямоугольника вырезается небольшое отверстие – «окошечко », по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога (примерно 3 – 4 буквы). Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено, из-за того что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

Антиципация

Антиципация – это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее (смысловая догадка). Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет чтение.

Для того, чтобы определить владеет ли ребенок приемом антиципации, можно предложить ребенку прочитать текст с пропусками (с «дырками»). При этом следует зафиксировать потраченное на чтение время, отметить, как долго ребенок думает над окончанием слова. Затем, снова предлагается тот же текст, но уже без пропусков. Время, которое понадобилось ребенку для чтения 1 и 2 вариантов текста следует сравнить. Разрыв в 15 – 20 сек., говорит о том, что ребенок успешно пользуется смысловой догадкой: он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется дочитывать слово до конца.

Если слов, над которыми ребенок долго задумывался, оказалось много – необходимо поработать над развитием антиципации.

Артикуляция

Само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение (дизартрия, либо ее стертая форма). Речи их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве такие дети долго не могут научиться правильно произносить отдельные звуки. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик.

Для того, чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения ребенку предлагают прочитать два различных текста приблизительно одинакового уровня сложности (1- про себя, 2 - вслух). В обоих случаях по истечении 30 сек. подсчитывается количество слов. Если разделить количество слов, прочитанных про себя на три части, то вслух ребенок за это же время успеет прочитать только две части.

Требуется укрепление мышц артикуляторного аппарата, систематическая работа над отработкой четкости звуков.

Малое поле зрения

При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только на двух – трех местах на строке. Для увеличения скорости чтения следует уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно учитывать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, не допускать регрессий.

Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое переферическое зрение. Один, глядя прямо перед собой, может видеть боковым зрением то, что находится в пространстве слева и справа, не переводя взгляда. Восприятие другого человека может быть гораздо уже.

Для определения оперативного поля зрения можно выполнить тест «Числовая пирамида»:

Перед ребенком кладется лист с числовой пирамидой. Он должен глядя в центр первой строки (центр строки помечают любым знаком), не отводя взгляда, назвать цифры, находящиеся справа и слева от центра. Такая же работа выполняется со следующими строчками до возникновения ошибок в ответах. Размер индивидуального оперативного поля ребенка легко измерить линейкой по предыдущей строке (от центра до числа).

Если на этом расстоянии можно поместить меньше 6 знаков (букв, цифр), - размер оперативного поля недостаточный, за одну остановку ребенок воспринимает только часть рядом стоящего слова, при чтении взор должен неоднократно останавливаться на строке. Необходима работа над увеличением оперативного поля зрения.

Размер в 6 – 8 знаков свидетельствует о достаточном размере оперативного поля.

Если число знаков 10 и более, то размер оперативного поля более чем достаточен для обеспечения высокого темпа чтения.

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы.

Снижению концентрации и устойчивости внимания в процессе чтения способствует большой объем и непривлекательность содержания текста, книги. Поэтому при подборе материала для чтения следует соотносить объем книги и ее содержание с уровнем техники чтения ребенка и его интересами.

Для определения объема и концентрации внимания можно использовать методику «Корректурная проба», либо ее модификации.

На листе (в тексте либо на заранее приготовленном бланке) следует отметить 2 буквы: 1 – обвести, 2 – зачеркнуть. Просматривая каждую строчку слева направо, ребенок должен по образцу вычеркнуть и обвести указанные буквы. На выполнение задания отводится 5 минут.

Если за это время ребенок просмотрел 400 знаков, допустив 5 и менее ошибок, то объем его внимания и концентрация в пределах нормы.

При снижении количества знаков и увеличении числа ошибок свойства внимания следует развивать.

Память

Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный.

Для определения уровня развития слуховой памяти ребенку предлагается запомнить на слух и повторить слова, прочитанные взрослым (не менее 10). Слова читаются 3 раза, каждый раз взрослый заново отмечает в списке названные ребенком слова.

Аналогичным образом определяется уровень развития зрительной памяти (слова записаны на бумаге, ребенок самостоятельно их просматривает, читает про себя, а затем вслух называет те, которые запомнил).

Если с первого раза ребенок вспомнил не менее 6 слов, после трех прочтений выучил 9-10 слов и при повторах воспроизводит не меньше слов, чем до этого – у ребенка хорошая память.

Если же ребенок после первого раза вспомнил 5 слов и меньше, после повторений выучил менее 9 слов и при каждом повторе запоминал меньше слов, чем до этого – развитию памяти следует уделить особое внимание.

Развитие речи

Примерно у 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеются те или иные недостатки в развитии устной речи (от незначительных – до общего недоразвития речи как целостной системы). В большинстве случаев по разным причинам они возникают в процессе самого речевого развития.

Уже в дошкольном возрасте у таких детей отмечается ограниченность словарного запаса, неточность лексических представлений, трудности в словообразовании и словоизменении, согласовании различных частей речи.

Еще в дошкольном возрасте с этими детьми следует начинать целенаправленную работу по развитию речи (желательно обратиться к специалисту – логопеду дошкольного учреждения).

Такие занятия будут полезны и ребенку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребенок. Такая взаимосвязь речевого развития чтения обуславливается участием механизмов речи в механизме процесса чтения и наоборот.

Мотивация

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребенка открыть мир книг – мотивация.

Кнут или пряник?

Формирование у ребенка любви к чтению – деятельный процесс, требующий определенных эмоциональных затрат со стороны взрослых и соблюдения определенных правил при организации занятий чтением.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: