Глава 1. Теория проектирования экскурсионных услуг




Проектирование экскурсии по университету: На примере Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

План

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3

Глава 1. Теория проектирования экскурсионных услуг……………...5

1.1. Экскурсия как объект проектирования …………………….5

1.2. Организация работы экскурсовода ……………………….…7

1.3. Экскурсионные услуги: их сущность и признаки ………….10

Глава 2. Анализ мировых практик………………………………………15

2.

2.1. Экскурсии по лучшим мировым университетам…………….19

2.2. Экскурсии по российским университетам……………………29

Глава 3. Проектирование экскурсионных услуг на примере «Кабардино-Балкарского государственного университета» им. Х.М Бербекова…….47

3.

3.1. История становления Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова……………………………….47

3.2. Экскурсия по Кабардино-Балкарскому государственному университету им. Х.М. Бербекова………………………………..53

Заключения …………………………………………………………………..79

Список литературы …………………………………………………………..83

 


 

Введение

Кабардино-Балкарский государственный университет является одним из крупнейших классических вузов Северо-Кавказского федерального округа: по количеству реализуемых образовательных программ разного уровня, в том числе высшего, среднего профессионального, дополнительного образования и программ профессиональной подготовки; по объемам научно-исследовательской работы, имущественного комплекса. Основные показатели вуза в сравнении с пороговыми значениями: образовательная деятельность – 60,67 (60); научно-исследовательская деятельность – 191,78 (51,28); международная деятельность – 2829,67 (1327,57). КБГУ уверенно входит в Топ-100 национальных рейтингов вузов России, а по отдельным показателям занимает лидирующие позиции среди вузов СКФО.
Актуальность: Студенческий экскурсионный туризм в КБГУ развит слабо несмотря на то, что университет готов бесплатно проводить экскурсии по своим музеям. Экскурсии в основном проводятся для студентов кафедры «Экономики и менеджмента в туризме» в рамках учебных дисциплин, остальные студенты не проинформированы и предпочитают выездные экскурсии за пределы университета. Также в самом университете есть перспективы для развития экскурсионного туризма по студенческому городку, студенты смогут познакомиться с историей ВУЗа, особенно это будет интересно для иногородних и иностранных студентов, которых обучается около 1000 человек.

Однако для продвижения и улучшения позиций требуется усиление мер по обеспечению качества проведению туристской экскурсии для студентов, повышению уровня информирования о музеях КБГУ, научно-исследовательской активности, дальнейшей интернационализации деятельности университета, это приведет к повышению репутации вуза. Так же давать наставления преподавателям по информированию студентов по местонахождении музеев, чтобы если студент захотел вовремя перерыва сходить туда.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Изучить экскурсию как объект проектирования

2. Понять организацию работы экскурсовода

3.Знать экскурсионные услуги: их сущность и признаки

4.Дать характеристику музея истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

5. Проанализировать НОЦ "Ботанический сад КБГУ"

6.Рассмотреть памятники и мемориалы на территории студенческого городка КБГУ

Объект исследования: Кабардино-Балкарский государственный университет

Предмет исследования: Проектирование экскурсии по университету: На примере Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М Бербекова

Целью данной работы является изучения проектирования экскурсии студентов КБГУ

Основой для написания данной исследовательской работы послужил сайт КБГУ kbsu.ru

 


 

Глава 1. Теория проектирования экскурсионных услуг

1.1. Экскурсия как объект проектирования

Структур обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы [9].

Обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приемами ее проведения [60].

При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т. е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу [19].

Например, история развития и строительства университета.

Использование приема «общего знакомого» повышает внимание группы, но для этого экскурсоводу необходимо иметь сведения о различных городах нашей страны. Поэтому в методическом кабинете бюро рекомендуется сделать карточки со сведениями о тех городах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов.

Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы; экскурсии в единое целое.

Например, в обзорной экскурсии экскурсоводу может использовать следующие приемы:

1. Описание и цитирование.

2. Экскурсионный анализ объекта

3. Прием реконструкции

4. Прием вопросов и ответов [59].

Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию; а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами) [26].

Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

Из других методических приемов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня Славы и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов.

Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учетом одной ведущей темы. Например, при показе историко-революционных памятников дается исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной [1].

Особенностью обзорной экскурсии является постоянное ее обновление, так как город развивается, в нем появляются новые промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, памятники, жилые районы. Материал о современности должен быть тесно связан с важнейшими событиями текущего дня.

Обзорные экскурсии – самые посещаемые в структуре экскурсионного обслуживания бюро занимают большой удельный вес. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых и школьников, учителей и тружеников сельского хозяйства, местного населения и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической разработки, отличающихся объемом материала, степенью его сложности и числом включенных объектов [27].

1.2 Организация работы экскурсовода

Роль экскурсовода к концу 1980-х гг. он уже рассматривался как основное звено экскурсионной деятельности, пропагандист достижений в разных областях жизни — культуре, науке, экономике и др. На него возложили обязанность содействовать своим мастерством воспитанию у участников экскурсий высоких нрав­ственных идеалов и формированию их эстетического вкуса, способствовать познанию окружающего мира. Так постепенно вырос престиж профессии экскурсовода [2].

Престиж профессии — это уважительное отношение, кото­рым пользуются и профессия, и специалисты. Престиж профес­сии экскурсовода связан с уникальностью данного вида деятельности, ее привлекательностью и оригинальностью, «присущими» ей интеллектуальным характером и значимостью. Именно эти черты являются основанием для высокой социальной оценки де­ятельности экскурсовода, понимания его роли. Работа экскурсовода отличается целым рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений [3].

Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид знаний, практических навыков и умений, высшая степень экскурсоводческого мастерства.

Профессия накладывает свой отпечаток на личность экскурсовода — устойчивость свойств и качеств, обусловленных его многосторонней деятельностью. Как личность экскурсовод должен обладать следующими характерными чертами:

· высоким интеллектом;

· ответственностью;

· активной жизненной позицией;

· яркой индивидуальностью;

· чувством собственного достоинства.

Основой формирования экскурсовода как личности является развитие его природных способностей, под которыми понимают­ся индивидуальные особенности личности, определяемые субъ­ективными условиями успешного осуществления конкретного рода деятельности. Общими условиями являются скорость, глу­бина и прочность овладения профессиональными методами и приемами. В освоении профессии экскурсовода важны следую­щие способности:

· конструктивные;

· организаторские;

· коммуникативные [2].

Конструктивные способности находят отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, в до­ступной форме изложить информацию текста экскурсии, не за­бывая о дифференцированном подходе к экскурсионному обслу­живанию.

Организаторские способности выражаются в сочетании экс­курсоводческого мастерства с умением управлять экскурсион­ной группой.

Коммуникативные способности позволяют экскурсоводу обес­печить полное взаимодействие и взаимопонимание со всеми, кто причастен к экскурсии (экскурсантами, водителями, работника­ми музеев, выставок и т.п.). Способность к общению — одно из необходимых человеческих качеств. Экскурсоводу, легко вступа­ющему в контакт и умеющему расположить к себе слушателей, проще завоевать симпатию экскурсантов. Экскурсия — это твор­ческий процесс, в котором не только уместна, но и необходима образная передача идей, мыслей и чувств, помогающая установ­лению взаимосвязей и сотрудничества людей. Этой же цели слу­жит воображение.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, явление либо событие, удерживая его в сознании, и на этой основе создавать новый об­раз в неожиданных сочетаниях и связях.

Различают следующие виды воображения:

Элиминация — соединение разъединенных в реальности качеств, свойств, предметов;

· гиперболизация — стилистический прием образного преуве­личения предмета и его свойств;

· заострение — подчеркивание каких-либо признаков предмета;

· схематизация — сглаживание различий предметов и выяв­ление черт сходства между ними;

· типизация — художественное обобщение через выделение существенного, повторяющегося в явлениях и воплощение его в конкретном образе [3].

По степени выраженности воображение бывает пассивным и активным. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, активное — это вооб­ражение творческое (создает образы, реализуемые в оригиналь­ных продуктах деятельности) и воссоздающее (способствует соз­данию экскурсантами тех или иных образов, соответствующих описанию экскурсовода).

Для экскурсовода как личности важна убежденность — уве­ренность в истинности знаний, сообщаемых экскурсантам, целе­направленное стремление убедить их в правильности своих взглядов, действий.

Экскурсовод должен уметь управлять эмоциями, причем не только своими, но и экскурсантов. Общ­ность сопереживания группы говорит о высоком профессиональ­ном мастерстве экскурсовода.

На протяжении всех этапов овладения профессией экскурсовод формируется как личность, приобретая и развивая необходи­мые качества:

· «интеллектуальные» — гибкость ума, наблюдательность;

· волевые — самообладание, решительность, настойчивость;

· «эмоциональные» — чуткость, страстность, сопереживание.

Эффективность экскурсии повышается, если ее проводит чело­век, которому свойственны радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность.

Индивидуальность экскурсовода подчеркивают присущие ему особенности речи, жесты, мимика, стиль изложения материала, излюбленные приемы и манера ведения экскурсии в целом.

1.3 Экскурсионные услуги: их сущность и признаки

Услуга - это любое действие или выгода, предоставляемая одной из сторон другой. Услуга может быть материальной и нематериальной, платной и бесплатной, личной и коллективной [3].

На протяжении своей жизни мы пользуемся чьими-то услугами и оказываем их сами: садимся обедать дома за накрытый стол, любуемся на посаженные кем-то цветы, передаем кому-то от кого-то привет и нр. Делая эго безвозмездно, мы реализуем свое социальное состояние - жизнь в обществе.

Вместе с тем существует множество предприятий, занимающихся оказанием услуг на коммерческой основе (например, услуги, включающие банковское дело, страхование, транспортные перевозки, услуги сферы туризма и др.). Для одних предприятий - это основная деятельность, для других - побочная. Но в конечном счете предприятие оказывает услуги: предлагает и продает или перепродает свои товары или не продает ничего материального, а предлагает свои консультации и обслуживание.

Как правило, к сфере услуг относят те предприятия, которые сами заявили о том, что оказание услуг является их основной деятельностью (рис. 1).

Услуга - явление всегда индивидуальное. Даже при «поточном» оказании услуг сохраняется направленность этой услуги на выполнение индивидуальных запросов клиента.

Рис. 1. Туроператорская деятельность по разработке и организации экскурсионного обслуживания

Приобретая путевку на групповую экскурсию по хорошо отлаженному фирмой маршруту, любой клиент получает и частично индивидуальное обслуживание в зависимости от личных склонностей, финансовых возможностей, других факторов. Турагент может подобрать оптимальную экскурсионную программу для каждого клиента в зависимости от времени, которым располагает клиент, его предпочтений по видам транспортных средств и уровню их комфортности, цены и т.д.

Экскурсионная услуга - услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов и экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий [43].

Экскурсия - услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки.

Экскурсионные услуги включают:

• услуги по организации и проведению экскурсий;

• услуги экскурсовода;

• услуги гида-переводчика;

• услуги сопровождающего.

Экскурсия - одна из основных услуг, относящихся к сфере туристского потребления. В экскурсионном учреждении экскурсия является основной услугой данного учреждения, результатом разработки экскурсионно-методической документации её исполнения.

Существует несколько определений экскурсии.

Экскурсия - туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов. Коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями.

Экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, а также определенная система действий по их передаче. Экскурсия в современном понимании - эго методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры и пр., в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними; тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Каждой экскурсии присущи определенные признаки. Б.В. Емельянов (1998) выделил семь обязательных признаков экскурсии:

1) продолжительность, но времени проведения - от одного академического часа (45 мин) до одних суток;

2) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

3) наличие экскурсовода, проверяющего экскурсию;

4) наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

5) передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

6) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;

7) активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего из нескольких человек, выходы из автобуса не обязательны, если объекты хорошо видны из окна автобуса.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

а) у автобусных:

· показ объектов при замедленном движении автобуса;

· показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него;

· показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса (при этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов);

б) у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

в) у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены термином «гидизм» (путевая информация), т.е. бессистемный осмотр и информация о достопримечательных местах, памятниках истории и культуры. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия [1].

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсии, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в развитии и воспитании человека [5].

Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности, обязательное использование при ее проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа объектов и рассказа о них при определяющей роли показа.

Основные функции экскурсии:

· информационно-познавательная,

· развлекательно-досуговая,

· эстетическая, коммуникативная.

 


 

Глава 2. Анализ мировых практик.

Университет как исторический и культурный центр развития образования с многообразием интересных объектов и памятников, отражающих развитие культуры, науки, архитектуры, предоставляют необычайно широкие возможности экскурсионного показа. Тематику экскурсий определяют характерные черты развития, его прошлое и настоящее [1].

Обзорные экскурсии можно разделить на три типа:

1. тематические;

2. обзорные одноплановые (исторические, архитектурные, литературные и т. д.);

3. обзорные многоплановые. Обзорная многоплановая экскурсия дает общее представление о объекте, затрагивает несколько подтем.

Обзорные экскурсии представляют наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время (обычно три часа) получить общее и цельное представление о объекте, увидеть достопримечательные места, узнать этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, исторически сложившейся индивидуальностью и своеобразием.

Все обзорные экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных – сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. В отдельную группу выделяются места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей, ученых, общественных деятелей. Естественно, что при показе этих объектов различные подтемы будут играть неодинаковую роль [2]

Например, города-столицы показываются как центры экономической, научной и культурной жизни; в промышленных центрах ведущими будут такие подтемы, как индустриализация страны и создание материально-технической базы, в городах-портах – международные экономические, культурные, спортивные, туристские связи нашей страны с другими странами; в городах-курортах основное внимание уделяется показу организации отдыха трудящихся, использовании природных богатств для укрепления их здоровья.

Большинство объектов может быть отнесено к нескольким типам по возможности экскурсионного показа, что определяет многообразие их экскурсионной пропаганды, например: Москва – столица России, город-герой, крупный экономический, научный, культурный центр страны, имеющий славные боевые и революционные традиции. Почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей, в частности в городах-героях она посвящена подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны [15].

Таким образом, при создании обзорной экскурсии отдается предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения. В обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектурный облик города; развитие города [25].

Определение тематики – один из важнейших вопросов в разработке обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным материалом.

В целом экскурсии, в которых отражается современность, подразделяются на три группы:

1) экскурсии, полностью посвященные показу современности;

2) экскурсии, в которые современный материал включен частично;

3) экскурсии, посвященные историческим событиям, архитектуре, искусству. Глубокому и всестороннему раскрытию современности способствует посещение и осмотр научных учреждений, современных объектов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества – закономерный процесс. Третья группа экскурсий, посвященных историческому прошлому, также способствует пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку [10].

В содержании экскурсии должен быть пропорционально распределен местный и общесоюзный материал.

Многоплановый характер обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом учреждении встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники.

Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать:

1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии;

2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т. е. главным критерием является степень их информационности;

3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута [7].

Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический [29].

На маршруте могут встречаться памятники, привлекающие внимание экскурсантов, но не имеющие отношения к теме. В таком случае о них необходимо дать справку, удовлетворив тем самым любопытство экскурсантов, и продолжить показ объектов, предусмотренных методической разработкой.

Многоплановый характер объектов городской обзорной экскурсии предъявляет особые требования и к комплектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколькими подтемами [56].

В обзорной экскурсии рекомендуется посещение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию определяется, какая подтема (подтемы) раскрывается в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не могут быть достаточно полно освещены при показе городских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как правило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на осмотр краеведческого музея в городской обзорной экскурсии, значительно меньше времени проведения специальных экскурсий по музею и составляет не более 30– 40 мин. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экскурсии, полностью из показа исключаются [26].

Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15–25 мин, так как они дают представление только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города.

Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскурсии показывал один и тот же экскурсовод, что помогает сохранить целостность экскурсии и логическую конструктивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии самостоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскурсии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста положительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В случае успешного ее проведения оформляется допуск экскурсовода бюро к проведению экскурсий по музею.

1.

2.

2.1. Экскурсии по лучшим мировым университетам

В знаковые университеты стоит отправиться не только за научными открытиями: и местный «климат», и уклад, отлаженный, как часовой механизм, подобных себе не находят. Пытливого туриста сюда манят не только регулярные публичные лекции или экскурсии в отдельные лаборатории и филиалы (часто самостоятельные институты), но и сама архитектоника студенческого городка. Комбинация из компактной, самодостаточной инфраструктуры вместе с ни на что не похожей атмосферой [18]. Обычно кампусы всецело отданы в распоряжение учащихся и преподавателей, но по выходным и на каникулах альма-матер принимают гостей. Список университетов, в которые стоит попасть, бесконечен, ниже приведены всемирно известные академические локации [53].

2.1.1. Болонский университет Болонья, Италия

Рисунок 2. Болонский университет Болонья, Италия

 

Из европейских Alma Mater Studiorum Болонский (рис. 2) – старейший (в арабском мире компанию ему составляет мечеть-университет Аль-Карауин) и, к тому же он работает беспрерывно с одиннадцатого века. Университет устраивает экскурсии по библиотеке и пускает в свой магазин. Туры с гидом придется ловить у туроператоров или опираться на карты. Для любопытных, но ленивых есть виртуальная экскурсия по месту, где учились Петрарка и Коперник.

Италия вообще несказанно богата на старинные университеты. Кроме Болоньи включи в маршрут Падуанский университет (обучает жаждущих знаний с 1222 года, есть туры с гидом), университет Мачераты (c 1290 года, можно заглянуть в музей) и Неаполитанский университет им. Фридриха II (с 1224 года; хвастает архитектурой) [33].

2.1.2. Сорбонна, Париж, Франция.

Рисунок 3. Сарбона.

 

В исторических зданиях Сорбонны (рис. 3), еще не разделенного на 13 частей Парижского университета и когда-то – богословского коллежа, сейчас действуют «дочерние» университеты Париж I, Париж III, Париж IV и Париж V, межуниверситетская библиотека, ректорат Парижской академии и еще несколько центров.
Экскурсия для 10-30 человек (в том числе – с ОВЗ) регулярно проходит в будние дни и одну из суббот месяца. 1,5 часовая экскурсия стоит? 9 без льгот,? 4 – для студентов и многодетных семей, а учащимся Сорбонны или университетов региона Иль-де-Франс – бесплатно [51].

 

2.1.3. Оксфордский университет (Оксфорд), Оксфорд, Великобритания

Рисунок 4. Оксфордский университет.

 

Оксфорд (рис. 4), британский университет, позаботился о радостях туриста. Университет уверенно держится в топе среди направлений по Соединенному королевству (благодаря франшизе о Гарри Поттере – многие коридоры Хогвартса снимали здесь) и явно делает все, чтобы там оставаться. Город легко пересечь пешком; если интересно пройтись по музеям и библиотекам – можно выбрать одну из экскурсий; увидеть кампусы пускают бесплатно или за £ 1-2 (кое-где нужна предварительная запись). И на десерт – целые Елисейские поля оксфордских магазинов [45].

 

2.1.4. Кембриджский университет (Кембридж), Кембридж, Великобритания

Рисунок 5. Кембриджский университет.

 

В Кембридже (рис. 5) тоже снимали много фильмов к примеру, «The Theory of Everything», 2014. круглый год можно увидеть 9 музеев и коллекций и – в конкретное время – попасть в любой из колледжей университета, и даже поесть со студентами в последнем, тридцать первом. С оплатой и регистрацией система аналогична Оксфорду: кое-где за вход взимается символическая сумма и требуется забронировать визит. Кембридж гостеприимно делится программой своих мероприятий, вытаскивает заплутавших в городке туристов с помощью сервиса для гостей и для них же предлагает актуальный гид [39].

2.1.5. Карлов университет, Прага, Чехия

 

Рисунок 6. Карлов университет.

 

По образу и подобию Сорбонны, в которой по легенде учился император Карл IV. Сейчас Карлов университет (рис. 6) гордится не только хорошими местами в мировых рейтингах (например, в «Шанхайском рейтинге»), но и своей архитектурой. Для прогулки с гидом по историческим зданиям университета надо связаться с организационным отделом и договориться о дате. Или включить университет в пражский маршрут [38].

2.1.6. Берлинский университет имени Гумбольдта, Берлин, Германия

 

Рисунок 7. Берлинский университет имени Гумбольдта

 

У университета фон Гумбольта (рис. 7) все в порядке и с рейтингами, и с количеством причастных к нему лауреатов Нобелевской премии (29 человек), и с инфраструктурой. Главный корпус – выглядит как дворец принца Генриха. Но главная гордость – максимально толерантная и либеральная идеология. Посмотреть на старейший берлинский вуз можно в рамках специальных регулярных экскурсий, среди которых особняком есть тур, рассчитанный на гостей немецкой столицы [32].

2.1.7. Гарвардский университет, Кембридж, США

 

Рисунок 8. Гарвардский университет

 

Имеется огромное количестве причин, чтобы посетить жемчужину Лиги плюща. Во-первых, Гарвард (рис. 8) – старейший университет США, во-вторых, он мелькал в биографиях 75 Нобелевских лауреатов; в-третьих, этот вуз занимает первое в своей стране место по числу выпускников-миллиардеров. Имеется перечень дат, когда проходят экскурсии, университетские музеи и, на всякий случай, виртуальный и аудио туры. Есть и для платформ iOS, и для Android [35].

2.1.8. Стэнфордский университет, Станфорд, США

 

Рисунок 9. Стэнфордский университет.

 

Среди частных университетов Стэнфорд (рис. 9) заслуженно держится одним из самых престижных и знаменитых в мире. По части туризма он заслужил бы пять звезд: в руки «самостоятельных» гостей, отважившихся на независимые прогулки, Стэнфордский университет вручает полную экипировку от карт до мест обеда или шопинга и предлагает виртуальный тур. Вместе с этим гость может рассчитывать на экскурсию, которую проводят студенты: а посмотреть там стоит многое – музеи, галереи, холлы, спортивные центры и даже обзорная площадка [52].

2.1.9. Йельский университет, Нью-Хевен, США

 

Рисунок 10. Йельский университет

 

К приему гостей Йель (рис. 10) готовится тщательно. В доступе у туриста – не только mp3-тур по университету, но и своего рода тематические экскурсии: наряду с довольно стандартными есть программа для детей («Охота за сокровищами архитектуры»), отдельно – подборка активностей для девушек, связанных с ролью и жизнью женщин в Йеле. Из совсем необычного есть ферма, на которую тоже проходят экскурсии [37].

2.1.10. Принстонский университет, Принстон, США

 

Рисунок 11. Принстонский университет

 

Предельную гостеприимность североамериканских университетов не роняет и Принстон (рис. 11): для визита распланировано все, что может понадобиться, включая транспортное сообщение с ближайшими городами. Туры по кампусу под руководством студентов (а у Института инженерии и прикладных наук – своя программа) и календарь мероприятий имеются в открытом доступе [49].

 

2.2. Экскурсии по российским университетам

Проведение экскурсий по кампусам университетов набирает популярность в России. В работе рассмотрены экскурсии по Белгородскому и Марийскому государственным университетам.

2.2.1. Экскурсия «БелГУ – Вчера, Сегодня, Завтра»

Вид экскурсии: обзорная

Продолжительность: 35 минут

Состав экскурсантов: группа из 24 человек

Цель: Познакомить экскурсантов с историей Белгородского университета, показать основные объекты университета и его развитие.

Подтемы экскурсии: 1) Главный фонтан 2) Храм Архангела Гавриила;3) новый корпус и новые постройки.

Объекты показа: Главный фонтан; храм Архангела Гавриила; корпуса 15,17; общежитие №4; МКЦ;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: