3.1 История становления Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
Решением Государственной Думы от 1 июля 1909 года1 Нальчикская Горская школа была преобразована в Реальное училище. Стал вопрос о строительстве для него нового здания. 13 июля 1911 года в Нальчике состоялась торжественная закладка здания реального училища. Заранее извещенные подполковником Клишбиевым, из Владикавказа на торжества приехали почетные гости: начальник Терской области и наказной атаман Терского казачьего войска генерал-лейтенант Александр Степанович Михеев и попечитель Кавказского учебного округа Николай Федорович Рудольф. В 12 часов дня участники торжества собрались под специально устроенным и украшенным флагами и зеленью навесом на месте постройки. Перед началом молебна законоучитель реального училища М. Жуков обратился к присутствующим со следующей речью: «Я не могу умолчать о главных виновниках закладки этого грандиозного здания, кабардинском и горском народе, которые отпустили такую почтенную сумму на постройку его.
Долгие годы копят они деньги, лелея заветную мечту построить на них здание средне учебного заведения: ведь много у них было за это время и других нужд, однако ни на одну из них не тронули они своего капитала, как ни было это соблазнительно, а берегли его для нужд просвещения. Тот народ, который не щадит средства на образование, не может оставаться позади, а должен выдвинуться вперед и идти наравне с другими».
Во время торжественного акта закладки здания реального училища, после молитвы, произнесенной на арабском языке «мусульманским вероучителем» Тагиром Бекмурзовичем Шадовым, попечитель Кавказского учебного округа Рудольф прочитал всем собравшимся «памятку».
|
В ней говорилось, что в царствование императора Николая II, в управление Кавказом наместника графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, в управление Кавказским учебным округом Николая Федоровича Рудольфа и Терской областью генерала Александра Степановича Михеева,
«При подполковнике Нальчикского округа Султанбеке Касаевиче Клишбиеве и при первом директоре училища Дмитрии Дмитриевиче Мучкапском тринадцатого июля тысяча девятьсот одиннадцатого года заложено здание сие главный корпус Нальчикского реального училища». Средства на его постройку, говорилось далее в памятке, «были даны кабардинским народом и горцами. Пяти обществ Нальчикского округа». 20 октября 1913 года состоялось торжественное освящение и открытие нового здания Кабардино-Горского имени императора Александра III реального училища [20].
По данным «Кавказского календаря» на 1917 год в училище к 1 января обучались 257 человек. Русских — 106, горцев — 91, других национальностей — 46. По социальному составу контингент учащихся делился следующим образом: дети чиновников занимали 35 мест, священнослужителей — 6, мещан — 27, почетных граждан и купцов — 6, 71 — дети крестьян. Число желающих обучаться превосходило число вакантных мест [42].
В училище преподавались математика, физика, естествознание, история, география, немецкий и французский языки, рисование, черчение, гимнастика и пение. Педагогический состав реального училища имени императора Александра III по Состояния на 1911 год был следующим: директор Дмитрий Дмитриевич Мучкапский, законоучитель-священник Михаил Жуков, мусульманский вероучитель Тагир Шадов. Преподаватели-предметники: Фердинанд Францевич Бетанов, Леон Ксаверьевич Нановский, Александра Михайловна Краснопольская, Антонина Вячеславовна Гордынская, учитель подготовительных классов Константин Иванович Ахтырский, учитель рисования Михаил Иванович Осипенко, воспитатель Николай Иванович Перевозовский, учитель пения Евгений Николаевич Дюков [42].
|
Преподаватель — художник Петр Францевич Краузе, живший в Нальчике с 1912 по 1937 год, вел в училище, а затем в ЛУГе рисование и художественное черчение. В конце девятнадцатого–начале двадцатого веков была подготовлена группа учителей из представителей местной интеллигенции, которая старалась по-новому организовать народное просвещение в Кабарде и Балкарии.
Среди этих деятелей значатся Т. Кашежев, З. Керефов, К. Кудашев, И. Кармов.
Рисунок 16. Выпускники реального училища 1917г
Открытие Кабардино-Балкарского педагогического института состоялось 15 сентября 1932 года. На трех факультетах: биологическом, физико-математическом и литературном обучалось 100 студентов.
На 15 января 1933 года в качестве преподавателей работали 13 человек, в том числе два профессора и два доцента. В виду отсутствия помещений здание института находилось в г. Пятигорске.
Весной 1937 года в живописном предместье Нальчика – Затишье – было закончено строительство учебного корпуса Кабардино-Балкарского государственного педагогического и учительского институтов.
«Здание пединститута – это шедевр архитектуры, внутреннего уюта помещений и удобной планировки для учебного процесса. Поднявшись по ступеням парадного входа, вы оказываетесь под навесом полукруглого портика с колонами перед входом в здание, далее следует просторный вестибюль с красивыми хромированными вешалками для верхней одежды за дубовым барьером справа, а слева расположены двери в большой актовый зал со сценой и съемным экраном для фильмов. С противоположной стороны от здания пединститута, несколько в отдалении, но по той же фасадной линии, размещались одно за другим три здания: дом преподавателей института, стyденческое общежитие и здание педучилища.
|
Перед ними простирались поля с кукурузой, правее – пшеничные поля. А дальше равнина подходила к зеленому предгорью, за которым во всем своем величии и красоте взору открывался скалистый и белоснежный кавказский хребет – его центральная часть – между Казбеком и Эльбрусом. Много я потом видел и гор, и равнин, но этот вид остался для меня самым дорогим и незабываемым.» Кос Ю.Ю.
Рисунок 17. Педагогический институт
В мае 1938-го в 27 лет Темирканов Х.С. стал директором Кабардино-Балкарского педагогического института (ныне – Кабардино-Балкарский госуниверситет). Учебный корпус института, студенческое общежитие и жилой дом для преподавателей были только что отстроены в районе Затишья в Нальчике (с момента создания в 1932 году вуз временно располагался в Пятигорске). Темирканову пришлось решать проблемы по формированию педагогических кадров, оснащению оборудованием и учебной литературой, финансово-хозяйственные вопросы. Как руководитель он внес большой вклад в становление и развитие вуза, ставшего не только образовательным, но и культурным, научным центром республики.
5 апреля 1957 года Совет Министров СССР принял постановление об открытии Кабардино-Балкарского государственного университета на базе функционирующего педагогического института. 1 сентября 1957 года Кабардино-Балкарский государственный университет начал свою работу. 4 факультета (историко-филологический, физико-математический, строительный и сельскохозяйственный) на 21 кафедре готовили не только преподавателей школ, но и инженеров-строителей, а также ученых-агрономов. 12 октября 1957 года состоялось торжественное собрание, посвященное открытию Кабардино-Балкарского государственного университета, которое стало большим событием в истории республики. Кабардино-Балкарский государственный университет был первым университетом в национальных автономиях Северного Кавказа. На торжественном собрании с докладом об открытии университета и перспективах развития выступил первый ректор Хатута Мутович Бербеков.
Рисунок 18. Торжественное собрание, посвященное открытию Кабардино-Балкарского государственного университета.
В 1957-1958 учебном году в университете обучалось около 3100 человек, в т.ч. 1666 студентов по дневной форме обучения. На первый курс было принято 569 человек. Из общего числа студентов на историко-филологическом факультете обучалось 729, физико-математическом – 508, инженерно-строительном – 50 и сельскохозяйственном – 379 человек (стационар). Студенческая семья состояла из представителей почти 20 национальностей, в т.ч. 817 русских, 617 кабардинцев, 87 балкарцев.
Обучением и воспитанием студентов занимался квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, насчитывавший в своих рядах 170 человек, в том числе 3 докторов наук и около 40 кандидатов наук.
Вся последующая деятельность вуза была с потребностями страны и республики, открывались новые специальности, направления подготовки, кафедры, факультеты и институты. Покорение целины Студенты Кабардин0-Балкарского государственного университета не оставались в стороне от жизни молодежи СССР. Поднятие целинных и залежных земель – одна из славных историй университета. Несколько лет подряд выезжали бригады добровольцев в Казахстан. И там, где гулял ветер стали колосится зерновые культуры[8].
3.2 Экскурсия по Кабардино-Балкарскому государственному университету им. Х.М. Бербекова
Совместно со студентами 2-го курса специальности туризм была разработана экскурсия по Кабардино-Балкарскому государственному университету им. Х.М. Бербекова.
План экскурсии:
· История КБГУ
· Памятник Бербекова Х.М
· Памятник к ВОВ
· Темиркановский зал
· Рассказ про нынешнего ректора и ректорат
· Институты:
· Институт физики и математики
· Институт химии и биологии
· Институт информатики, электроники и робототехники
· Институт права, экономики и финансов
· Социально-гуманитарный институт
· Медицинский факультет
· Музей КБГУ
3.2.1 Музей истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова
Музей истории КБГУ имеет несколько залов и расположен на 3 этаже ректората КБГУ. Основные задачи Музея истории КБГУ Освещение учебной, научной и общественной деятельности КБГУ в целях формирование культурной, нравственно-эстетической и гражданско-патриотической личности студента путём воспитания активной гражданской позиции, развития у студентов чувства гордости за свою будущую специальность, за вуз, в котором он обучается, за Кабардино-Балкарскую Республику.
Рисунок 19. Экскурсия для студентов кафедры экономики и менеджмента в туризме КБГУ.
Развитие интереса к истории и традициям КБГУ, его настоящей деятельности, перспективам развития, а также организация досуга на тематических выставках и в рамках мероприятий музейных проектов. Передача духовно-нравственного опыта от поколения к поколению, преумножение культурных ценностей КБГУ. Комплектование, изучение, научное описание и хранение предметов и документов по истории КБГУ, обеспечение учета и сохранности музейных материалов. Популяризация деятельности КБГУ и формирование позитивного имиджа КБГУ в определенных целевых группах и обществе в целом, как ведущего вуза региона. Создание экспозиций и тематических выставок. Совершенствование музейных форм и методов научно-просветительной работы. Профориентационная работа со школьниками, обучающимися в колледжах, выпускниками общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений. Формирование корпоративной культуры в среде работников и обучающихся в КБГУ.
В музее можно поближе познакомиться с историей нашего университета, экскурсию для нас провела ученый секретарь КБГУ Ашинова Ирина Викторовна.
3.2.2 НОЦ "Ботанический сад КБГУ"
Ботанический сад (рис. 20) Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова не имеет аналогов в мире. Уникальность географического положения обусловило его ценность, как в научной, так и образовательной деятельности [34].
Рисунок 20. Ботанический сад КБГУ.
Ботанический сад расположен на Центральном Кавказе, где на стыке пространственного пути миграций сложилась уникальная фауна и флора со своей структурой сообщества. Здесь, на ограниченном пространстве встречаются представители субтропической, умеренной и северной флоры. На наш взгляд, с учетом проводимых в Ботаническом саду исследований по биоразнообразию и экологии горных территорий, мониторингу особо ранимых горных экосистем, нет равных в СКФО России. На сегодняшний день накоплены материалы по флоре Кабардино – Балкарского высокогорного заповедника, Скалистому хребту и юрской депрессии, дендрофлоре, водно-болотной флоре, лихенофлоре и бриофлоре республики, макромицетам, флоре близлежащих территорий (Предкавказье, Закавказье).
Ботанические сады всегда, в той или иной мере, участвовали в сохранении биоразнообразия растений. В силу своей специфики ботанических садов, это направление находится, согласно Конвенции о биологическом разнообразии (1993), всецело в их компетентности и на их ответственности. Многие из видов, не обеспеченных мерами охраны в природе, выращиваются в ботанических садах, и их культивируемые образцы представляют собой страховой фонд этих таксонов. Работы ботанических садов мира показали, что интродукция растений является эффективным, а часто и возможным единственным методом сохранения биологического разнообразия растений. Опасность исчезновения отдельных видов и экосистем еще никогда не была так велика, как сегодня, когда рост населения и последствия хозяйственной деятельности приводит к необратимым изменениям природы нашей планеты [34].
Охрана реликтовых, эндемичных, редких и исчезающих видов – один из путей сохранения биологического разнообразия, а интродукция раритетного генофонда – один из методов их сохранения. Важную роль в разработке научной основы для создания экологических резерватов, живых коллекций и банков семян играют ботанические сады. Проблема сохранения и обогащения редких видов растений остается весьма актуальной. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы — самая хрупкая и уязвимая составная часть биоразнообразия. Она связана с биологическими особенностями растений в конкретных условиях существования. По этой причине познание закономерностей существования растений в зависимости от условий среды имеет большое значение для решения ряда вопросов, в частности, экобиоморфологии, экологии и эволюции растительного мира. Восстановление редких и исчезающих видов растений способом увеличения численности сохраняемого объекта и расширение его ареала является в настоящее время необходимым компонентом работ по выполнению решений Международной конвенции о сохранении биоразнообразия.
3.2.3 Памятники и мемориалы на территории студенческого городка КБГУ
Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам на территории КБГУ.
Создание мемориала было поручено специалистам факультета инженеров-техников, а в группу разработчиков вошли университетские преподаватели черчения, художественного конструирования, рисования, архитектуры. Так, в результате коллективных усилий, родился общий проект памятника – в виде факела, опирающегося на кольца. Дальнейшие расчёты, конструирование и установка монумента происходили в очень сжатые сроки – полтора месяца. Интересные детали: работы велись круглосуточно, причём пример подавал лично ректор университета В.К. Тлостанов – ежедневно он приходил на стройку и смешивал бетон шуфельной лопатой. Сдача памятника произошла в канун Дня Победы – в ночь с 8 на 9 мая (рис. 21).
Рисунок 21. Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам на территории КБГУ.
В основе планировки – пятиугольник, символизирующий пятиконечную звезду. Кольца, перекрещивающиеся и словно скреплённые белым факелом – это символ тридцатилетия победы. Кроме того, три кольца олицетворяют мир и неразделимость между тремя основными народами Кабардино-Балкарской Республики – балкарцев, кабардинцев и русских. Монумент принимал участие в посвящённой 30-летнему юбилею победы выставке проектов молодых архитекторов [58].
В одном из скверов КБГУ в 1957 году был установлен памятник студентам, преподавателям и сотрудникам тогда еще Кабардино-Балкарского пединститута, погибшим в годы Великой Отечественной войны, (авторы — Ф. Яббаров, Л. Карданов, М. Орквасов, М. Ахматов). В центре ансамбля — вертикально стоящий факел с насаженными на него простыми геометрическими формами — тремя кольцами, сдвинутыми относительно оси. Устойчивость конструкции обеспечивают точно рассчитанные расстояния между кольцами. Горящий факел — главный элемент архитектурной композиции — продолжает «светить», даже пройдя через кольца, ассоциирующиеся с кругами ада — символом прошедшей войны. Он символизирует жизнь, сохраненную для будущих поколений ценой гибели огромного числа защитников Отечества. Центральная часть комплекса искусно связана тематически и композиционно с несколькими отдельно стоящими архитектурными элементами. На трех раскрытых книгах запечатлены имена погибших. Архитектурный элемент с надписью: «Памяти павших будем достойны» составляет с другими стелами целостную и законченную композицию. Все части ансамбля расположены таким образом, что очерчивают небольшое прямоугольное пространство, посыпанное розоватым гравием. Цвет гравия рифмуется с красным цветом «горящего» факела и с красными горизонтальными полосами, разрезающими кольца на три части. Цветовое решение — контрастное сопоставление красного и белого — тщательно продумано и увеличивает выразительность памятника. С помощью комбинации простых геометрических фигур авторы создают собственные знаки художественного языка. Архитектурная композиция из различных изобразительных и неизобразительных элементов приобретает глубокий символический смысл и образность. Смысл произведения не лежит на поверхности, а достигается через форму ассоциативно, заставляя зрителя мыслить, искать свое толкование увиденного. Памятник берет на себя значительную эстетическую нагрузку, выступая в роли художественного акцента на значительной по размерам территории. Он создает общую торжественно-траурную обстановку и благодаря строгой артикуляции фигур геометрического кода читается легко и ясно, оказывая на зрителей сильное эмоциональное воздействие.
Памятник у здания Медицинского колледжа КБГУ.
В здании современного Медицинского колледжа КБГУ, а также в здании современного Медицинского факультета КБГУ в годы войны находился один из военных госпиталей. Кроме того, велась активная подготовка медсестер, альпинистов, связистов и т.д. К 10 июля 1941 г. на работу в госпитали были привлечены 225 врачей, 745 медсестер и фельдшеров, работавших в республике. Всего же с лета 1941 года в Нальчике было развернуто 12 госпиталей, в которых одновременно находилось 13 тыс. раненых воинов. До осени 1942 г. через эти госпитали прошло около 60 тыс. человек. Другой памятник медикам — выпускникам медицинского училища, погибшим в годы Великой Отечественной войны — открыт 8 мая 1987 г. (авторы — скульптор А. Денисенко, архитектор К. Кадымов) у медицинского колледжа КБГУ. Над серо-зеленой поверхностью будто парит белая мраморная плита с именами погибших, а за нею, на белоснежных барельефах, профили медсестры и солдат (рис. 22) [47].
Рисунок 22. Памятник у здания Медицинского колледжа КБГУ.
Памятник первому ректору и основателю КБГУ
Хатута Мутович Бербеков родился 25 февраля 1926 г. в с. Догужоково (Аушигер). В 1931 году Хатута Бербеков заканчивает сельскую школу, и его направляют на учебу в Новочеркасск. С 1932 г. он продолжает образование в педагогическом техникуме г. Нальчика. В 1936 г. дирекция педтехникума рекомендует Х. Бербекова за отличную учебу и активную общественную работу для дальнейшей учебы в Ленинградский политико-просветительский институт им. Н.К. Крупской. В середине 1940 г. Х. Бербеков поступает в Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б) и успешно заканчивает ее в 1942 году. Летом этого же года его переводят на работу в Кабардино-Балкарию. С июля по сентябрь 1942 г. Х. Бербеков одновременно работает директором и преподавателем партийной школы обкома партии. В связи с временной оккупацией территории республики решением директивных органов его направили на работу в Грузию. С октября 1942 по февраль 1943 года он работает лектором Ткварчельского и Тбилисского горкомов партии. После освобождения КабардиноБалкарии от немецких захватчиков Х. Бербеков с февраля по август 1944 года занимает должность второго секретаря Нальчикского горкома партии. В августе 1944 г. Х. Бербекова переводят в Прималкинский райком партии, где избирают вторым секретарем. В феврале 1945 г. назначают председателем Республиканского радиокомитета при Совете Министров. В 1948 г. областная партийная организация, учитывая успешную партийно-государственную деятельность Х. Бербекова, назначила его заведующим организационно-инструкторским отделом обкома, впоследствии заведующим административным отделом, а в октябре 1950 г. - секретарем обкома партии. В начале 50-х годов ХХ века в исторической науке особое внимание уделялось вопросам объективного изучения вхождения народов Северного Кавказа в состав Российского государства. Были высказаны различные точки зрения о характере этих отношений, о хронологических рамках вхождения народов Северного Кавказа в состав России, о значении и последствиях этого акта. Х.М. Бербеков принимал живое участие в обсуждении актуальной проблемы. В июле 1952 г. состоялось совместное заседание кафедры истории СССР КГПИ и сектора истории научно-исследовательского института, на котором обсуждался вопрос «О прогрессивном значении присоединения Кабарды к России». На заседании выступил Х. Бербеков. Несмотря на большую загруженность партийными делами, с 1 апреля 1952 г. по 1 сентября 1954 г. он учился в аспирантуре Института истории АН СССР. 4 августа 1951 г. Х. Бербеков обратился с просьбой к ректору Академии общественных наук при ЦК ВКП (б) об утверждении темы кандидатской диссертации и прикреплении его на кафедре истории ВКП (б). В 1954 г. состоялась защита диссертации на тему «Образование и развитие кабардинской социалистической нации»[11].
В 1950-х годах в партийно-правительственных кругах в связи с юбилейными событиями, связанными с датой вхождения Кабарды в состав Российского государства, зародилась идея о преобразовании государственного педагогического института в университет. Документы свидетельствуют о том, что идея принадлежала Х. Бербекову. В его личных архивах сохранился бесценный документ. В нем записано: «О встречах и разговорах, беседах в 1956 г. с Н.С. Хрущевым, М.А. Сусловым, А.И. Микояном, П.Н. Поспеловым, К.Е. Ворошиловым, В.М. Молотовым, С.М. Буденным, А.А. Андреевым по вопросам: 1) о 400-летии добровольного присоединения Кабарды к России; 2) об организации государственного университета». В то время, когда национальная политика на Северном Кавказе оказалась надломленной, и федеральный центр с опаской относился к некоторым народам Северного Кавказа, беседы Х. Бербекова с деятелями партии и государства об организации высшего учебного заведения классического типа были рискованными и смелыми. По архивным материалам прослеживается, что он несколько раз встречался с секретарем ЦК ВКП (б), министром просвещения СССР и РСФСР по вопросу организации государственного университета в Кабардино-Балкарии. В 1957 г. многолетние усилия Совета Министров Кабардино-Балкарии и Х. Бербекова, направленные на открытие КабардиноБалкарского государственного университета, завершились успехом. Областной комитет партии и Совет Министров Кабардино-Балкарской АССР вышли с ходатайством в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с просьбой о назначении Х. Бербекова на должность ректора. Министр высшего образования СССР В. Елютин 10 июня 1957 г. подписал приказ, в котором указывалось: «Назначить кандидата исторических наук Бербекова Х.М. ректором Кабардино-Балкарского государственного университета». 14 мая 1958 г. Хатута Мутович был утвержден в ученом звании доцента по кафедре истории СССР. Именно с этого периода начался новый этап жизни и деятельности Х. Бербекова. На его плечи легли вопросы, связанные с развитием и становлением Кабардино-Балкарского государственного университета. Он пригласил в КБГУ ведущих преподавателей со всего Советского Союза, открыл аспирантуру по некоторым специальностям, направлял выпускников на учебу в ведущие вузы страны, расширил подготовку специалистов, создал новую материальную базу, ходатайствовал перед вышестоящими государственными органами СССР о функционировании диссертационных советов, установил научные связи. Среди приглашенных преподавателей были доктор технических и физико-математических наук, профессор, член Национального комитета СССР по теоретической и прикладной математике Феликс Исидорович Франкль, ведущий специалист по этнографии Тамара Табишевна Шикова. С 1960 г. она вела курсы лекций по истории СССР, этнологии и истории первобытного общества. Впоследствии Т Шикова руководила кафедрами истории СССР и всеобщей истории [48].
Рисунок 23. Памятник первому ректору и основателю КБГУ Х.М Бербекова
Дача Сталина
Дача, находящаяся на территории Кабардино-Балкарского госуниверситета, не сохранила имени того, кто ее построил и жил в ней с 1911 по 1917 год. Более того, само это имя – Михаила Матвеевича Дутикова, оказалось вычеркнуто из истории Нальчика. Вероятная причина этого в том, что ее владелец – потомственный почетный гражданин города Ростова, купец, глава большого Торгового дома бывал в наших краях наездами: дача служила для семьи Дутиковых своего рода летней резиденцией. Вихри Октябрьской революции лишили Михаила Матвеевича как собственности, в том числе и означенной дачи, так и гражданства: он выехал в Болгарию, где и скоропостижно скончался 2 марта 1923 года. Совсем ненадолго пережила его супруга – Елена Павловна Дутикова, умершая 14 февраля в Ницце и здесь же похороненная [36].
Для Кабардино-Балкарии же это удивительно красивое и функциональное здание (рис. 24), своего рода архитектурный шедевр, связано с именем Иосифа Виссарионовича Сталина, который жил в нем дважды, причем в первый свой приезд в 1921 году почти два с половиной месяца – с 27 мая по 8 августа.
Рисунок 24. Дача Сталина
Вот что сообщала газета «Красная Кабарда» 1 июня 1921 года: «В Нальчик прибыл народный комиссар по национальным делам тов. Сталин, который здесь с целью отдыха пробудет некоторое время. Ожидается его участие на предстоящем съезде Советов Нальчикского округа». IV окружной съезд Советов Кабарды прошел в намеченный срок (с 11 по 13 июня), но личного участия в нем Сталина не случилось. Делегатам пришлось довольствоваться письмом, написанным 12 июня будущим руководителем СССР с объяснением неявки – «Я, к большому моему сожалению, не могу принять участие в работе съезда ввиду обострения болезни». И приветствием, в котором, в частности, говорилось:
«Передайте членам съезда, что, несмотря на невозможность присутствовать на съезде, я душой с ними, с делегатами Кабарды, и желаю им полного успеха в нынешнюю трудную минуту, когда народы великой Советской Федерации переходят к хозяйственному строительству, а маленькая Кабарда, отдавая дань общей строительной работе, старается, кроме того, выделиться в автономную область и теснее связаться с Центральной Россией для успешной борьбы за свое хозяйственное преуспеяние. От всей души желаю вам, товарищи, дружной работы и новой победы на хозяйственном фронте». А вот что вспоминал впоследствии Илья Васильевич Гобедашвили (1897-1970), в 1921 году уполномоченный Терской областной чрезвычайной комиссии, но больше известный нальчанам как председатель горисполкома. на долю которого выпало поднимать из руин разрушенное фашистскими захватчиками народное хозяйство столицы республики. В газете «Кабардинская правда» от 3 августа 1946 года он поделился своими воспоминаниями: «Мне выпало счастье побывать у товарища Сталина на даче и поговорить с ним. Когда мы с товарищем кабардинцем пришли к нему, он был занят. Но, несмотря на это, Иосиф Виссарионович радушно нас встретил и пригласил к своему столу, на котором лежали книги, газеты и толстая незаконченная рукопись. Беседа продолжалось долго, во время нее Сталин интересовался положением в Кабарде. Иосиф Виссарионович также интересовался нацменьшинствами, проживающими в Кабарде, их дружбой и взаимоотношением с кабардинским народом. Выслушав нас, Иосиф Виссарионович пожелал нам, чтобы народы Кабарды как можно скорее ликвидировали остатки контрреволюционных банд и наладили мирную счастливую жизнь. Он высоко оценил значение и роль кавказских народов, в частности кабардинского, в борьбе за укрепление советской власти. Как сейчас помню я его слова о том, что кабардинский народ является представителем смелых, свободолюбивых и одним из гостеприимных народов Северного Кавказа, способным при любых трудностях и опасностях в братском содружестве с другими советскими народами построить у себя культурную и зажиточную жизнь. Прощаясь с нами, Иосиф Виссарионович просил передать свой братский привет красным джигитам».
А вот что запомнилось Никите Потявину, который приехал в Нальчик в 1919 году из Баку и проживал в Затишье: В «первых числах июня 1921 г. на мою дачу прибыли представители облисполкома, и за отсутствием в то время на Затишье водопровода (он был испорчен), просили одолжить одну бочку для воды для нужд дачи № 5.
Дача № 5 до провозглашения Советской власти в, Кабардино-Балкарией принадлежала ростовскому купцу Михаилу Матвеевичу Дутикову, который со своей женой во время разгона банд Деникина эвакуировался за границу, и впоследствии оба умерли в Болгарии. Для временного пользования мне действительно была выдана бочка. …Товарищ Сталин, часто гулял по дорожке, идущей от дачи мимо моего дома. Однажды в послеобеденное время я лично видел Иосифа Виссарионовича, прогуливавшимся по означенной дорожке, причем с ним никого не было».
Определенного рода моменты пребывания Сталина в Нальчике можно почерпнуть и из книги Г. И. Петрова «Соратники В. И. Ленина в Кабардино-Балкарии», выпущенной в 1970 году издательством «Эльбрус». Так, первый редактор «Красной Кабарды» сообщает, что Иосиф Виссарионыч «регулярно, три раза в неделю, посылал из Затишья за очередным номером газеты «Красная Кабарда»; часто беседовал с работниками, которые информировали его о первых шагах партийного и советского строительства в Кабардино-Балкарии.
Известна также запись разговора между И. В. Сталиным и Б. Э. Калмыковым, из чего явствует, что Иосиф Виссарионович считал выделение Кабарды в автономную область единственно целесообразным решением вопроса с точки зрения политической и хозяйственной выгоды РСФСР и отводил доводы противников этого шага. …И. В. Сталин одобрил посылку в Москву делегации кабардинского народа для решения вопроса об автономии в центральных органах партии и власти. Он предоставил делегации свой вагон и выехал в Москву вместе с ней». Об отъезде в номере от 10 августа сообщила газета «Красная Кабарда»: «8 августа выехал из Нальчика, направляясь в Москву, Народный Комиссар по национальным делам РСФСР-Сталин».
Пребывание И. В. Сталина в Нальчике в 1929 году было не столь продолжительным, как в первый раз – всего две недели в августе, но о нем известно куда больше и подробнее. Дело в том, что Архивный отдел МВД Кабардинской АССР к 25-летию Советской автономии Кабарды, осуществил работу по сбору воспоминаний тех, кто непосредственно соприкасался со Сталиным во время его пребывания в Нальчике.
3.2.4 Центры национальной культуры.
Научно-образовательный центр русского языка и культуры
Центр был открыт с целью распространения культурных ценностей и воспитания молодежи в духе уважения к традициям. Главная задача Центра – всестороннее развитие знаний о русском языке и культуре, популяризация русского языка и культуры, распространение филологических знаний среди школьников, студентов, учителей; организация деятельности по сохранению, изучению регионального культурного наследия, проведение литературных праздников и вечеров, посвященных классикам русской литературы, ознакомление школьников, учителей с особенностями изучения русского языка и литературы в Социально-гуманитарном институте КБГУ [50]. Научно-образовательный центр является площадкой для проведения различных встреч, научно-исследовательских конференций, обучающих семинаров, флешмобов, конкурсов педагогического мастерства, олимпиад, ассамблей, круглых столов. Так, научно-образовательный центр принимает участие в ряде мероприятий, проводимых в рамках Международной летней школы (рис. 25) «Корни дружбы наших народов – в нашей истории» (Пушкинский день России, День русского языка), также организовывает проведение празднования Масленицы, Дня славянской письменности и Дня филолога, Дня народных художественных промыслов. Центр проводит такие культурно-просветительские акции, как «Час высокой поэзии» (посвящена творчеству выдающихся российских поэтов) и «Эстафета памяти» (приурочена ко Дню Великой Победы).
Рисунок 25. Выставка центра Научно-образовательный центр русского языка и культуры
Учащиеся средних образовательных учреждений республики, а также студенты Кабардино-Балкарского государственного университета являются постоянными участниками данных мероприятий. Центром ведется и просветительская работа – регулярные сообщения и статьи о жизни и деятельности российских поэтов и писателей, о важных исторических и культурных датах можно найти на указанных страницах (юбилеи И. Бунина, А.Белого, А.Фета, А.Блока, Н.Гумилева; дни рождения Ф.Тютчева, В. Высоцкого, В.Даля, праздники – Международный день студента, День народного единства, День словарей и энциклопедий, Старый Новый год, День медицинского работника, День художественных промыслов, Международный день космонавтики, Красная горка, День весны и труда, Международный день перевода, Международный день художника и многие другие).
Для школьников и студентов регулярно проводятся ознакомительные экскурсии для изучения многогранной деятельности Центра. В Центре были организованы торжественные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, а также Дню филолога, Масленице. Проводятся образовательные семинары, например, –посвященный творчеству российского режиссера и сценариста Ю. Норштейна. Регулярно проводятся теплые встречи с российскими учеными и деятелями культуры с целью обмена опытом работы (кандидат социологических наук Арутюнова Е.М., журналист А. Ярошенко и др.). Центр стал идеальной площадкой для обогащения культуры и обсуждения различных проблем современных науки и образования. Помимо этого, ведется непрерывная работа по выявлению потенциальных абитуриентов кафедры русского языка и общего языкознания, проводятся разъяснительные беседы с учащимися старших классов республики и учителями образовательных учреждений о филологическом образовании в КБГУ, по налаживанию связей с образовательными и культурными организациями республики и России (ГНБ КБР им. Т.К. Мальбахова, КБРОО «Птицы счастья», Национальный культурный Центр «Сябры», Национальный музей КБР, Мемориальный дом-музей М.Вовчок, Литературный музей г. Нальчик, ГБУ РД «Республиканский центр русского языка и культуры», Гжельский государственный университет, Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Республиканский Фонд культуры им. В.Ворокова, структурные подразделения КБГУ и др.) для проведения совместных мероприятий и обмена опытом работы.