имени Героя Советского Союза В.А. Русакова




Второй цикл семинаров по медиабразованию

И духовно-нравственному воспитанию

Для преподавателей Тверского региона

Год

 

Духовно – нравственный компонент

В преподавании литературы

Суслова Наталья Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МОУ Неклюдовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.А. Русакова

Тверская область, Кимрский район,

Неклюдовское с/п, д. Ново-Ивановская


 

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится более актуальной. Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем,,связанных с преодолением духовного кризиса в обществе.

В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа -научить ребенка различать что" хорошо", а что" плохо", «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления. Этот процесс маленького человека ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь.

Особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература.

Её уроки жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, добываются знания о мире, о жизни в нём, о себе. Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника,- открывать школьникам мир.

(Слайд 3)

Обратимся к Словарю С. И. Ожегова. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Духовный- относящийся к области духа (нравственности)

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

(Слайд4)

Духовно-нравственное воспитание - процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) (Слайд 5)

Приведу несколько примеров. Курс литературы 5-8 классов по программе В. Я. Коровиной начинается с изучения произведений устного народного творчества. Изучая русские народные сказки, пятиклассники размышляют над тем, чему учат сказки, анализируют поступки героев.Например, у Василисы Премудрой дети отметили такие качества, как ум" хитрей-мудрей отца своего уродилась", трудолюбие (всё сама делала), мягкость, доброту, терпение, любовь и уважение к мужу " Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка спать: утро вечера мудренее. Читая сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», дети осознают понятия: храбрость, мужество,чувство долга, любовь к Родине. а на уроке внеклассного чтения сами выступают в роли сказочника.

(Слайды 6-7)

Анализируя «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, дети видят, что злая царица «Всех румяней и белее», что она красива, но у неё злая, чёрная душа. Дети понимают, если человек откликается на чужую боль, его сердце чуткое и отзывчивое, то он по- настоящему красив. Вот такой удивительной силой обладает душевная красота! Так с первых уроков литературы у учеников начинает формироваться понятие «духовный мир человека" (Слайд 8).

В 6 классе ученики знакомятся с самой главной книгой - Библией, узнают о Ветхом и Новом Завете, о Евангелии, о том, как родился Христос, о чудесном празднике Рождества и рождественских традициях. Прочитав " Притчу о блудном сыне ", шестиклассники задумываются о том, как можно простить младшего сына, начинают осознавать, что отцовская любовь выше справедливости, которой придерживался старший сын, что такое раскаяние и покаяние. К сожалению, из учебников литературы 6 класса этот материал исключён, но я переношу эту тему на внеклассные занятия.

(Слайд 9)

На уроках добра, посвящённых изучению рассказа В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой", рассказа В. Г. Распутина " Уроки французского" прежде всего дети учатся добру, доброму отношению к людям.

"Конь с розовой гривой" Милосердие, добро, прощение. Бабушка прощает внука, видя его раскаяние, даже покупает ему заветный пряник. Герой запомнил этот случай навсегда.

"Уроки французского". Доброта, смелость, милосердие, чуткость, щедрость. Учительница Лидия Михайловна не только помогла мальчику выжить в трудные послевоенные годы, но и открыла ему новый мир, где есть доброта, отзывчивость, любовь

(Слайд10).

В 7 классе ученики знакомятся с жанром поучения, а прочитав и обдумав "Поучение" Владимира Мономаха, приходят к выводу, что все эти советы важны и в наше время. Привлекает внимание и образ автора: Владимир Мономах- князь-дипломат, пример высокой нравственности и образованности

(. Слайд1 1).

"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Разговор о Петре и Февронии в классе мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу.

.(Слайд12)

А. П. Платонов "Юшка". Размышляя над судьбой главного героя рассказа, непохожего на других, внешне непривлекательного человека, ученики осознают такие понятия, как милосердие, добро, сострадание, приходят к выводу, что красота может быть внешней и внутренней.

(Слайд 13)

В 8 м классе ученики знакомятся с жизнью и подвигами князя Александра Невского. Храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живший по христианским заповедям, человек высокой духовности, подлинный защитник Русской земли.

(Слайд 14)

Повесть Пушкина «Капитанская дочка» утверждает идеалы гуманности, чести и долга. Знакомясь с судьбой Петра Гринева, ученики задумываются над такими понятиями, как честь, долг, смелость, благородство, милосердие.

(Слайды 15-16)

В 9 классе изучая «Слово о полку Игореве», обращаю внимание на патриотизм автора, также важно отметить: честолюбие, потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие потери...

В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной...

 

Источники:

• Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000г.

• Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998г.

• coolreferat.com

• https://yandex.ru/search/?lr=14&msid=1513771060.85298.22890.5134&text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5%20%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B5%20%20%D0%BF%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

•: Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/8/216

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: