В №35 Епархиальных Ведомостей Инородческий (противомусульманский) Епарх. Миссионер протоиерей Миропольский, отрекомендовавшись не специалистом в беседах со старообрядцами и сектантами, высказывает желание в корне изменить способ противораскольнических и противосектанских и с этой целью рекомендует новый методы и темы этих бесед.
Какие же коренные изменения в этом деле рекомендует автор?
По его мнению, не надо беседовать с расколосектантами о тех вопросах, из которых они отделяются от церкви, а нужно проповедовать «о том что составляет сущность православного христианства, в чем должна состоять истинная жизнь человека, составляющая путь к блаженному житию».
Далее удивившись, что «неужели наши «проповедники» не могут выяснить старообрядцам и сектантам, что сложение перстов есть измышление человеческое (автор допускает ошибку, так как сектанты перстов никак не складывают, а только складывают руки на животе), автор говорит – «Спасение и блаженство достигается жизнью сообразно жизни Христа – Спасителя» и делает вывод – «а потому наши рассуждения на собеседованиях должны относиться преимущественно к тому, в чем должна состоять и чем отличаться жизнь христианина от жизни язычников.
После такого вывода автор продолжает высказывать свое удивление и говорит: «неужели нет возможности выяснить старообрядцам значение «алилуии» и что излюбленные ими отцы церкви были не полным совершенством и не были свободными от грубого самолюбия и даже ревности не по разуму», «что ни от перстов, ни от алилуии жизнь раскольников не улучшилась, а исполнена зла и самолюбия», «А потому» автор рекомендует «оставить споры о сложении перстов по старопечатным книгам некоторых не вполне совершенных отцов и начать руководствоваться в исправлении жизни нашей непосредственно Св. Евангелием Иисуса Спасителя».
|
На следующих страницах автор, повторяясь в своих суждениях, не щадит красок для характеристики старообрядцев. Они, по его словам, оказываются «все по жизни своей скверны; всегда злы и в высшей степени самолюбивы», «о домостроительстве Божием ничего не знают и даже «веруют не в Иисуса – Спасителя и Учителя любви», а в кого – то другого. Миссионерам проповедникам рекомендует последовать Божественному Миссионеру Христу, Который призывал к улучшению жизни «не спорами а проповеданием покаяния, сокрушения сердца и возбуждения в нем любви – покайтеся и веруйте во Евангелие», а не в писания отцов, часто затемняющих это учение многословием и несовершенством мышления по вопросу об обрядах»…
Между тем «миссионеры и начетчики», по словам о. протоиерея, обыкновенно возят с собою для споров целые воза книг, но у них почти никогда не бывает Евангелия.
В заключение автор советует завести безприходных проповедников во всех заводах, так как там духовенство, по его мнению, занято только требоисправлением и не имеет времени учить прихожан.
Я не буду разбирать, насколько основательны взгляды и рассуждения автора о том, в чем сущность христианства, так как ответ на это каждый интересующийся может получить из православного Катехизиса, а последний, без сомнения, хорошо знает всякий грамотный мирянин. Перейду же прямо к вопросу относительно миссии.
Прежде всего, о. Миропольский напрасно обвиняет миссионеров в том, что они почти никогда не возят на беседы Евангелия. Это – несогласно с действительностью. Миссионеры всегда возят с собою не одно Евангелие, а и всю Библию. Противосектанские миссионеры и беседы ведут только по Библии.
|
Далее напрасно о. протоиерей говорит про старообрядцев, что «они не верят в Иисуса – Спасителя Учителя любви». Св. Синод наш пишет старообрядцам, что они в того же Спасителя веруют, в Которого и мы (увещание, л. 36-й).
Совершенно неосновательно утверждение о. Миропольского о старообрядцах, что «все они по жизни скверны,… всегда злы и в высшей степени самолюбивы». Среди старообрядцев, как и среди православных и инославных, есть люди – и злые и добрые. (Деян. 10, 25). Когда проезжаешь по раскольничьим селениям, то видишь, что раскольники в большинстве люди более состоятельные, чем их православные соседи, а познакомившись ближе, узнаешь, что среди них сильно развита благотворительность и взаимная поддержка. Не отвергают старообрядцы необходимость жить по заповедям Божиим. Наоборот безпоповцы твердят, что они только жизнью христианской и получат спасение: что заслужишь, то и получишь». Они признают необходимость любви к врагам. Некоторые из них правда, к православным относятся неприязненно, но эта неприязнь, есть следствие того, что они считают нас за еретиков и, строго следуя некоторым правилам церковным, не хотят с нами, ни есть, ни пить, ни Богу молиться. Ну! А православные – не смеются над старообрядцами? Не дразнят жидов?
Кто больше любит и ненавидит вопрос трудный для разрешения и совершенно бесполезный.
|
Если же вы заведете с сектантом разговор о жизни христианской, то от него услышите – «мы святы, мы не грешим. Вот у вас пьянство, воровство, прелюбодейства и всякие безобразия. Мы таких от себя гоним. Идите своих учите.» Злых учить любви, разумеется, необходимо. Но для того, чтобы старообрядцев и сектантов привлечь в церковь, миссионер идет к ним не с уроками в злобе, а указывает на общую нашу греховность. Выясняет необходимость благодати для нашего очищения, освящения и спасения и отсутствие благодати у старообрядцев и сектантов (вопросы о церкви, таинствах и др.). Расколо-сектанты в этих вопросах должны признаться, что они находятся в беспомощном состоянии – безблагодатном, греховном и потому погибают, а отсюда естественно вытекает вопрос – где найти церковь и пребывающую в ней благодать? И собрание нечестивых тоже называется церковию (Пс. 25, 5). Начинается со старообрядцами разбор – еретическая ли наша церковь или православная? Миссионер должен объяснить – в чем состоит вера, изменяемость обрядов о перстах, алилуии, клятвах и проч. При разъяснении этих вопросов уясняется, что для спасения важнее вера и жизнь по вере, а не обряды. Последние только выражения нашей сердечной веры. В частности – о перстах объясняется, что перстосложение установлено не Христом, а церковию; было в разное время различное; тем или другим образом сложенными перстами – мы показываем свою сердечную веру, а если и правильно – по вашему сложить персты да вера в сердце неправильная, то спасения от перстов не получишь. Это поясняется разделениями между старообрядцами. Это поясняется разделениями между старообрядцами. Они при одних обрядах делятся между собою и проклинают друг друга.
О. Миропольский как будто и склоняется к тому, что со старообрядцами необходимо беседовать о предметах их разномыслия с церковью и в частности об обрядах. Он восклицает: «Неужели наши проповедники» не могут выяснить старообрядцам, что сложение перстов есть дело человеческое.
«неужели нет возможности выяснить, что сугубить или трегубить аллилуйя не составляет преступления?» Разумеется, миссионерами все это выясняется, должен быть добавить автор, а старообрядцы все таки и три персты и аллилуйю трегубую считают ересью. Для исправления такого невежества их автор предлагает миссионерам, вместо разъяснения старообрядцам ложности их мнения, говорить им о любви, об исправлении жизни, о заповедях блаженства, проповедовать им евангелие и тем исполнить свое название «проповедники». На такую проповедь не один старообрядец не пойдет, потому что они все это т. е. нравственное учение Спасителя считают для себя обязательным. Эти проповеди ведутся во всех храмах епархии, начиная с архиерейской церкви. А был ли на них хоть один старообрядец? Они тогда только пойдут на беседу, когда вы будете беседовать с ними на предметы их разномыслия, или уяснять им эти вопросы, если они не вступят в беседу. В таком случае к чему же миссионерам добавлено название «проповедник?». Это название введено после Киевского Миссионерского Съезда. Там был горячий спор о том, как вести дело миссии. Д. И. Боголюбов споры с сектантами назвал «логомахией» и приглашал миссионерам проповедовать православным на темы бесед с сектантами с той целью, чтобы православные были не только тверды в православии, но и сектантов вразумляли. Многие из миссионеров во главе с Московским миссионером Айвазовым возмущались против речей Боголюбова, но все были согласны с тем, что нужно беседовать не только с расколо сектантами о предметах их разномыслия, а и с православными, организуя из них кружки ревнителей православия (органическая миссия). Таким образом, по мнению Съезда, миссионер должен быть не только собеседником, а и проповедовать на миссионерские темы среди православных и расколо сектантов, когда те не вступают в беседу.
Как же вести проповедь среди расколо-сектантва? Практика выработала две формы устной проповеди Одна – беседы публичные и частные с самими расколо-сектантами; другая – научение самих православных обличению расколо-сектантства. Кроме того распространение соответственных книг и брошюр.
О. Миропольский утверждает, что споры ни к чему не могут привести, и как пример проповеди указывает на Божественного Миссионера Христа. Пример для всех проповедников, как миссионеров, так и пастырей безусловно обязательный. Что же? Христос разве только о любви говорил? Разве не отвечал на вопросы противившихся ему евреев? Разве не грозил им огнем геенским? Прочтите в Евангелии как часто книжники и фарисеи – то сами обращались к Нему с разными вопросами, «лаяще нань», то подсылали «лаятелей» (Лук. 20, 20), «искушая его» (Марк. 10, 2), стараясь «уловить Его» (Марк 12, 13). Спаситель отвечал на их вопросы по писанию и сам задавал им вопросы, требуя у них ответа (Лук. 2, 46; 20, 1 – 8). В грозных, обличительных речах против книжников и фарисеев Спаситель называл их далеко не лестными именами и угрожал им наказанием и огнем геенским (Мф. 23 гл. и др.).
Первые благовестники Христова Евангелия святые Апостолы, не ограничивались проповедью о любви. Ап. Павел, куда не приходил, везде, «по своему обыкновению» обращался с проповедью сначала к евреям, «открывая и доказывая им из писаний», которым верили евреи, что Иисус Христос есть обетованный спаситель (Деян. 17, 3) и то «по субботам», то «ежедневно разбирая писания точно ли это так». Причем эти рассуждения – беседы велись не только в синагоге, но и на площади (17, 17).
«глупых состязаний и родословий и споров и распрей о законе (Моисеевом – обрядовом) Ап. Павел советует удаляться, как бесполезных и суетных 9Тит. 3, 9), но без внимания их не оставлял. Сам «состязался» по вопросу об обрезании; после постановления апостольского собора (Деян. 15 гл.) писал, что «если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Тол. 5, 2) и называл таких «псами, злыми деятелями» (Филип. 3, 2), а между тем евреям делал уступки в этом отношении (Деян. 16 гл.)
Так поступают ныне и миссионеры – проповедники. Они по писанию разъясняют старообрядцам и православным, что не следует спорить об обрядовых вопросах, о том – как писать имя спасителя и т. п., что обряды как установления церковные, могут быть отменяемы, и вновь допускаемы, спасительны они только в союзе с церковью, а без этого союза лиц, соблюдающих обряды, «Христос ничтоже пользует», хотя бы они хвалились не только точным исполнением обрядов, а и любовью и милостынями и добродетелями.
Наконец, по какому писанию вести беседы? О. протоиерей возмущается, что раскольники и сектанты иногда не дают нам говорить «от своего мышления», а требуют – «покажи нам от писаний». Он рекомендует беседовать только по Евангелию, обзывая огулом творения св. отцов и все толстые старопечатные книги писаниями несовершенных людей, затемняющих Евангелие.
Прежде всего, следует запомнить, что автор и предлагает миссионерам именно то, чего добиваются сектанты. Только они толкуют не по одному Евангелию, а принимают и остальные канонические книги Библии. Вот это самодовольство в толковании Священного Писания, принятое протестантством и нашими сектантами, всегда и порождало ереси и разделения. Священное Писание (Библия) есть меч обоюду острый. В нем, по учению православной церкви, только меньшая часть божественного откровения (смотр. Первые страницы Катехизиса), а большая часть его в священном предании, записанном святыми отцами и учителями церкви. Поэтому на шестом вселенском соборе, пр. 19, постановлено, чтобы не только мы – священники, а и епископы толковали слово Божие не от себя, а «якоже святи отцы достигоша». Кроме творения святых отцов миссионеры в беседах со старообрядцами ссылаются еще на старопечатные книги, в которых есть немало ошибок. Так поступают миссионеры потому, что старообрядцы считают эти книги святыми, как изданные церковью до отделения от нее старообрядцев. Поэтому же и мы не можем отвергать и хулить эти книги. Но чем они отличаются от Свящ. Писания, это всегда указывается. Противомусульманские миссионеры в своих беседах пользуются и кораном.
В правилах об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам, утвержденных св. Синодом от 25 мая 1888 года, § 15-м указывается миссионеру «прежде и более всего обратить внимание» именно на те темы, на которые и более всего ведутся миссионерами беседы. А остальные темы уже намечаются, смотря по составу собеседников. Напр. Суслов и к◦ оказались злы, то и побеседуй с ними о любви.
Правда, что раскольники на беседах не сознаются в своих убеждениях, но все обратившиеся из раскола как начетчики так и рядовые старообрядцы говорят, что сомнения в их вероучении западают у них на беседах и слова миссионера, как молот стучат по голове и дома и везде, требуя ответа или послушания им. Часто несколько лет такой колеблющийся борется с собой и наконец приходит к церкви Христовой. Следует помнить слова Спасителя, что никто же может прийти ко Мне, аще не отец, пославый Мя, привлечет его.
В заключении о. Миропольский говорит о назначении особых «проповедников» для заводов, так как там духовенство занято требами и будто бы не имеет времени учить народ. Это уже другой вопрос. Катихизаторы существуют в Японии. В Греции тоже есть особые проповедники. Нужны ли они нам и, если нужны, то как их устроить, об этом надо разсуждать в особой статье. Времени у духовенства мало не в одних заводах. Заводские священники учат народ не меньше других и сельских и городских.
Ищите новых путей для проповеди, жизнь требует их, но не хулите испытанных старых.
Екатеринбургский противораскольничий Епархиальный Миссионер – проповедник свящ. Ал. Здравомыслов[1].
[1] ЕЕВ. 1912. – №41. – С. 980-987.