Организационно-правовая форма предприятия представляет собой формальным образом установленную систему участия в предприятии для членов – учредителей и персонала. От формы зависит успех предприятия, который тождественен высокой конкурентоспособности.Конкурентоспособность предполагает высокую общую результативность организации как системы. Степень участия члена организации является ключевым пунктом ее внутренней среды, инициирующим те изменения, которые повышают производительность труда и результативность организации в целом. Например, снижение степени участия означает для члена организации бессмысленность дальнейшего пребывания в прежней роли(на своем рабочем месте), бессилие изменить организацию или работу к лучшему, изоляцию от коллег и целей организации.
Данное состояние (изоляция от коллег и целей предприятия) называется отчуждением. С ростом отчуждения снижается степень участия. Последствия этого процесса (по отношению к персоналу это проявляется в увольнениях, высокой текучести кадров, забастовкам, снижающейся производительности труда)разрушительны для организации. В этой ситуации даже самая хорошая техника и технология не способны спасти положение, требуются меры, побуждающие работников повысить степень участия и изменить отношение к труду.
Существует 4 основные организационно-правовые формы предприятий, которые может выбрать учредитель в соответствие с законодательством:- товарищество (простое и коммандитное);
(Коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Статья 81 ГК)
|
- общество (открытое, закрытое, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью);
- унитарное предприятие;
- производственный кооператив.
При выборе организационно-правовой формы предприятия его учредителями нужно решить следующие вопросы:
- форма участия имуществом или капиталом;
- форма участия в управлении предприятием;
- форма личного трудового участия (или неучастия).
Существуют также законодательные нормы, которые следует рассматривать как ограничения при выборе лучшей организационно-правовой формы. К ним относятся:
- размер уставного фонда;
- порядок оплаты уставного фонда;
- форма учредительских документов;
- порядок голосования;
- порядок входа-выхода;
- ответственность участников;
- отчуждение доли, пая, акций другому участнику или третьему лицу;
- форма органа управления юридического лица;
- название предприятия.
Выбор организационно-правовой формы неизбежен для создания юридического лица. Члены-учредители решают, какая организационно-правовая форма лучшим образом соответствует их социально-экономическим интересам. При этом возникает проблема выбора техники принятия управленческого решения. Самым простым является способ, при котором все члены-учредители обсуждают предложенные альтернативы, а затем открыто голосуют. На самом деле, суть проблемы выбора организационно-правовой формы состоит в том, чтобы эта форма открывала возможности для становления, роста и развития организации.
|
С одной стороны, менеджмент как право принимать решение проистекает из господствующих в нашем обществе отношений собственности, а правовладения, распоряжения и использования таких производственных факторов как земля, труд и капитал отражает структуру мотивации в части отношений собственности. С другой стороны, развитие менеджмента подчинено развитию собственности, а менеджмент собственника представляет собой подсистему в системе более высокого уровня, которой является система отношений собственности.
За годы реформ в систему отношений собственности были внесены новые для общественного устройства республики элементы, к которым, прежде, всего можно отнести право частной собственности. Ниже предлагается классификация, которая отражает общественную практику последних лет (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация субъектов собственности по степени разделения отношений собственности и степени обобществления собственности.
В данной классификации используются два ключевых для отношений собственности признака:
- степень разделения отношений собственности;
- степень обобществления собственности.
Распределение по первому признаку выполнено как комбинирование отношений владения, распоряжения и использования. Второй признак – низкая, средняя и высокая степень обобществления собственности. В итоге была получена классификация субъектов, объективно выступающих вкачестве представителей системы хозяйствования, в которойвыделяются частная, государственная и смешанная формы собственности.А также шесть групп участников системы хозяйствования, четыре из которых присутствуют здесь как юридические лица и могут выбрать одну из двенадцатиформ участия капиталом или комбинацию из нескольких форм, а также две группы участников, представляющие собой менеджеров и наемный персонал.
|
Очевидно, что в организационно-правовом аспекте существует различие между коллективными формами ведения дела и смешанной формой собственности.
Классификация показывает направления модернизации структуру экономики и управления, помогает осмыслить новые возможности по ее развитию, что исключительно важно с точки зрения выбора целей и средств преобразования национальной экономики и создания правовых основ процесса ее модернизации.
В практическом смысле членам-учредителям следует решить следующие вопросы:
- какую цель они преследуют, выбирая ту или иную организационно-правовую форму;
- какие критерии (один или несколько) представляют эту цель;
- какова важность этих критериев (равноценны критерии) для случая со многими критериями;
- как выразить преимущество той или иной формы в количественном виде?
В отличие от одномерных (однокритериальных) задач многомерные (многокритериальные) задачи возникают в ситуации, когда или существует общая цель, выразить которую одним критерием трудно, или существуют различные точки зрения, которые неизбежно нужно учитывать.
Выбор организационно-правовой формы – это задача, общий алгоритм решения которой содержит следующие шаги:
1 Формирование списка суждений путем сбора высказываний экспертов, отражающих предпочтения различных лиц или их групп, по поводу их целей и представителей этих целей (критериев).
2 Упорядочение критериев:
2.1 Группирование критериев по степени их соответствия предпочтениям различных социальных групп.
2.2 Ранжирование этих групп критериев.
2.3 Ранжирование критериев внутри группы.
3 Назначение количественных значений веса относительной важности избранного набора критериев.
4 Ранжирование имеющихся альтернатив по каждому из избранных критериев.
5 Общая агрегированная оценка каждой альтернативы.
Соответствует ли проблеме выбранный набор целей и критериев? Чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить проверку критериев на:
- полноту (охват всех важнейших аспектов проблемы) – если они способны показать степень достижения общей (глобальной) цели;
- действенность – ясность смысла критериев для себя и оппонентов;
- неизбыточность – критерии должны быть определены так, чтобы не дублировать учет одних и тех же аспектов возможных последствий;
- минимальную размерность – набор критериев должен оставаться настолько малым, насколько это возможно.
Любое решение встречает или может встречать сопротивление со стороны лиц, которым оно не нравится по различным причинам. Например, недовольство исполнителей вызывают решения, которые требуют затрат дополнительных усилий. Решение может не нравиться,прежде всего, тем лицам, которым оно адресуется или которых оно задевает. На рисунке 2 выделены жирным шрифтом элементы процесса управления, критичные с точки зрения реализации решения.
Организационно-правовые формы предприятий представлены на рисунок 3.
Рисунок 2 – Модель процесса управления с выделенными жирнымшрифтом критическими факторами ее развития
Рисунок 3 –Организационно-правовые формы предприятий