Часть 2
Выполните задания на повторение. Задание выполняете в рабочей тетради. Не забывайте ставить дату выполнения домашнего задания. |
Прочитайте текст и выполните задание 29. |
ВИТАМИНЫГРУППЫА И D
Витамины – биологически активные органические соединения разной химической природы, жизненно необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
Жирорастворимый витамин D содержится в животном масле, желтке яиц, молоке, печени; особенно им богат рыбий жир. Витамин может образовываться в коже при ультрафиолетовом облучении. Он участвует в регуляции обмена кальция и фосфора. Детям витамин D крайне необходим, при его недостатке развивается рахит. Вначале нарушаются функции нервной системы – дети становятся беспокойными, напряженными и пугливыми. На следующей стадии поражается костная система – задерживается прорезывание зубов, размягчаются и деформируются кости черепа, конечностей, слабеют мышцы. Суточная потребность в витамине D составляет 0,02 мг. Избыток витамина способствует развитию атеросклероза.
Витамин А входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза. Его много в томатах, моркови, тыкве, хурме, животных продуктах, особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Витамин А растворяется только в жирах, поэтому овощи, содержащие витамин А, следует употреблять с маслом. Суточная потребность в витамине – 1,5 – 2,0 мг. При избытке витамина происходит отложение солей в суставах, тогда как при недостатке нарушается темновая адаптация – нормальное зрение днем и плохое в сумерках («куриная слепота»), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых витамин А способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребности организма в течение 2 лет.
|
29. Используя содержание текста «Витамины группы А и D», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково биологическое значение витаминов?
2) Какие продукты питания в своем составе содержат наибольшее количество витамина А?
3) Почему зимой концентрация витамина D в организме меньше, чем летом?
Используя содержание текста «Витамины группы А И D», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково биологическое значение витаминов?
2) Какие продукты питания в своем составе содержат наибольшее количество витамина А?
3) Почему зимой концентрация витамина D в организме меньше, чем летом?
30. Пользуясь таблицей 1 «Относительное содержание химических элементов», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Относительное содержание химических элементов
Таблица 1.
Элемент | Содержание (%) | |||
Вселенная | Растения | Солнце | Животные | |
Водород (H) | ||||
Азот (N) | 0,33 | 0,28 | 0,33 | 3,0 |
Углерод (C) | 0,33 | 3,0 | 0,33 | |
Магний (Mg) | 0,33 | 0,03 | 0,33 | 0,05 |
Кислород (O) | 0,3 | 0,25 | ||
Железо (Fe) | 0,01 | 0,15 | 0,004 | 0,25 |
Гелий (Ge) | - | - |
1) У каких приведенных в таблице объектов (групп объектов) наблюдается химического состава?
2) Доля какого вещества достигает в живых организмах максимальной величины?
3) В состав какой белковой молекулы входят ионы железа?
Рассмотрите таблицы 2 – 4 и выполните задания 31 и 32 |
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Сэндвич с мясной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, говядина) | ||||
Сэндвич с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) | ||||
Сэндвич с куриной котлетой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) | ||||
Омлет с ветчиной | ||||
Салат овощной | ||||
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) | ||||
Картофель по-деревенски | ||||
Маленькая порция картофеля фри | ||||
Мороженое с шоколадным наполнителем | ||||
Вафельный рожок | ||||
Сладкий сильногазированный напиток | ||||
Апельсиновый сок | ||||
Чай без сахара | ||||
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
Таблица 3
|
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки (г/кг) | Жиры (г/кг) | Углеводы (г) | Энергетическая потребность (ккал) |
7–10 | 2,3 | 1,7 | ||
11–15 | 2,0 | 1,7 | ||
16 и старше | 1,9 | 1,0 |
Таблица 4
Калорийность при четырёхразовом питании
(от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин | |||
14% | 18% | 50% | 18% | |||
31. | 17-летняя Полина в каникулы посетила Нижний Новгород. | |||||
После посещения Нижегородской ярмарки она решила поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя дынные таблиц 2,3,4, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Полина питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с минимальным содержанием жиров меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Полин обязательно закажет апельсиновый сок.
|
В ответе укажите: калорийность ужина; заказанные блюда; которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество жиров в нем.
32. | Какая растительная пища является хорошим источником белка? |
Почему подросткам не рекомендуется исключать из рациона пищу животного происхождения?