Святая обязанность христианской школы – дать строго определенное воспитание, ясно понимаемое христианское мировоззрение, христианскую нравственность. Школа обязана достигнуть того, чтобы истина бытия и вечная правда Божия так сроднились с умом воспитанников, чтобы они приобрели привычку мыслить по-христиански и привычку христианского настроения духа.
Школа обязана дать ясные, определенные ответы на вопросы: что есть истина, что есть правда Божия, во что верить, как честно согласовать жизнь с верою.
Русская школа должна вселять в юношей могучий русский дух, любовь к великой и Святой Руси, стремление к сохранению русского сокровища – Православия, страстную любовь к истории своего народа и непоколебимый патриотизм.
Одержимость бесами
В наше время беснующихся гораздо больше, чем было даже во времена языческие. Но не потому ли их не замечают, что человеческий глаз привык уже лицезреть порок, преступность и безнравственность?
С другой стороны, люди, не допускающие существования злых духов поднебесных, не умеют различать и находить беснующихся.
Надо прежде всего понимать, что такое беснование. Требуются знания, и нет другого пути к познанию духовной области, как внимательное изучение евангельских повествований и каждого слова Откровения.
В Святом Евангелии указывается на весьма различные формы беснования. Были свирепые, были немые, глухие, параличные, безумствующие, кидающиеся в огонь и в воду, издававшие дикие крики, подражавшие крикам животных.
В наше время замечаются, кроме перечисленных, еще и другие формы беснования, соответствующие современному просвещению народов и иным
условиям их жизни. Есть пьянствующие до безумия, предающиеся всяким формам разврата и разгула, страдающие всевозможными маниями, до самых позорных, промышляющие убийствами, злобные молчальники, дикие фанатики, колдуны, изощряющиеся в хуле на Бога и в отрицаниях всего духовного, и прочее.
|
Следовательно, беснование не есть болезнь, имеющая известные симптомы..., определенную форму, в которой страдает какой-либо отдельный орган и можно было бы определить центр заболевания. Это не есть нервная болезнь... или даже душевная болезнь, сумасшествие.
При бесновании замечается расстройство всех органов, всего организма, так как это болезнь духа, духовное страдание...
Если бы заболевающие страдали только одним из органов или одной нервной системой, то было бы возможным оказывать им медицинскую помощь... Но этим-то и отличаются духовные болезни от душевных и телесных, что на них лекарства решительно не имеют никакого влияния. Христос и пояснил Своим ученикам, что беснование лечится только молитвою и постом (Мф. 17:21).
Самое наименование болезни – «беснование» – доказывает, что никто не нашел другого определения ее, как указанием причины заболевания. Человек своими поступками и действиями начинает походить на беса. И это определение совершенно точное. Беснование происходит ни от чего иного, как от присутствия в человеческом сердце сатанинского духа, диавольской силы, духа злобного, лукавого, лживого, преступного, развращенного, порочного, хульного, враждебного Господу Иисусу Христу, Его Церкви и всему христианскому.
Одержимые (Злом)
Человек, одержимый злым духом, весь изменяется, лишается своего прежнего облика, выражения глаз и лица, отличительных христианских качеств и становится неузнаваемым, необычайно злым, раздражительным, злобным, мстительным, ненавистным ко всему доброму и в особенности к нравственной чистоте других, к проявлениям добродетели, благочестия и делается вместе с тем скрытным и пугливым. У образованных и воспитанных людей внешние проявления беснования скрадываются, но зато внутреннее их состояние еще болезненнее.
|
Ненависть бесноватого ко всему духовному, церковному и благодатному свидетельствует о происхождении и качествах духа, пребывающего в человеке.
Что дух злобы вселяется только с одной целью, чтобы погубить душу человеческую, в этом не может быть сомнения, поэтому многие одержимые
кончают самоубийством, бросаются в огонь и в воду или умирают скоропостижно от безнравственной жизни.
Где наши беснующиеся?! Они теперь и в городах, и в селах, и в деревнях, во всех слоях общества и народа, среди богатых и бедных, между учеными и неучами, в подвалах и в роскошных палатах, в училищах и в местах увеселений, не только на улицах и площадях, но даже и в книгах, газетах, картинках и во всякой печати.
Прочтите у Достоевского «Бесы» – и узнаете типы, взятые из современной жизни.
Раскройте газеты – и увидите в них целые столбцы ежедневных сообщений о самых чудовищных преступлениях, убийствах и грабежах, совершенных в припадках злобы, мести и заблуждения.
Какое изощрение во лжи, клевете и обмане с целью возбудить и без того беснующихся против полезных и влиятельных деятелей! Сколько ежедневных жертв этого беснования, покончивших жизнь самоубийством!
|
Все это перемешано с оскорбительными и кощунственными статьями, направленными против христианства, православия, благочестия и приверженности народа к своим святыням.
Зайдите в суд и послушайте речи знаменитых адвокатов, защитников порока, преступлений и изуверства, стремящихся изо всех сил извратить правосудие.
На лекциях и политических собраниях вслушайтесь в требования представителей социализма, равноправия и революции, потерявших всякое представление о справедливости, правде и христианских основах жизни, – и вы содрогнетесь!
Рассмотрите витрины книжных лавок, газетные киоски и входы в театры и вы поймете, как использована свобода беснующимися, порешившими изобрести средства к сильнейшему проявлению в людях животном чувственности, низменных инстинктов и стремления к разврату.
Мало ли теперь бродящих по улицам, вблизи домов, озлобленных неудачников, недоучек и полунищих..., смотрящих на вас с ненавистью и враждою и ищущих только повода к насилию и преступлению?
Сколько всюду пресыщенных жизнью, разорившихся в страстях, с окрашенными лицами и обесцвеченными глазами, не имеющими в себе ничего святого, готовых из-за нескольких рублей предать и обезчестить кого угодно!
Не мы ли все являемся свидетелями крайнего упадка народной и общественной нравственности, разрушающейся семейной жизни, извращения отношения детей к родителям, покушений детей на жизнь отца или матери – поругания всего того, что всегда считалось у христиан священным, неприкосновенным, почетным, геройским, славным и необходимым, – ниспровержение религиозных основ, государственных устоев и христианских установлений и, наконец, – открытой борьбы тайных организаций против Бога и служения диаволу? Разве это не древнее, языческое беснование?
Отлучение от церкви
Всякое действие в Православной Церкви основывается только на повелениях, заповедях и установлениях Самого Господа Иисуса Христа и на апостольских правилах и постановлениях, утвержденных при основе Христианской Церкви.
Потому наша Церковь и именуется Православною, что ничего не имеет самочинного, а во всем действует правильно и славит Господа непогрешительно, как научил апостолов Дух Святой.
Беседуя с апостолами о людях, оказывающих неповиновение Церкви, Иисус Христос сказал; Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15–17).
Следовательно, Иисус Христос установил церковный суд над теми из членов христианской Церкви, которые оказывают неповиновение. При этом он должен состоять из следующих действий: сперва надо обличить виновного наедине, если не поможет, повторить обвинение при двух или трех свидетелях, если и тогда не исправится – поведать Церкви, всему собранию верующих, но если не послушается всей Церкви, то следует виновного совершенно отвергнуть, отлучить от общения с Церковью, или предать анафеме.
Чтобы подтвердить права апостольские и священнические в христианской Церкви, Господь затем добавил Своим ученикам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).
Из этих слов Сына Божия совершенно ясно, что... на пастырях Церкви лежит прямая обязанность судить и связывать некоторых людей, то есть отлучать от Церкви и всех преимуществ ее. Если для спасения людей необходимо, чтобы они были христианами, то, естественно, должен существовать церковный суд, ибо Святая Церковь обязана оберегать чистоту христианской веры со всею строгостью, чтобы спасти заблудших от вечной погибели и привести их к покаянию.
Анафема есть последний предостерегательный глас Церкви к заблудшим, но глас предостережения, как бы ни был громок, не есть ли глас любви?
Изводя на позор заблудших, Церковь этим самым отнимает прелесть особенной обольщающей мудрости и заблуждений, поражая их именем Божиим. Она отнимает надежду на безопасность, но не лишает путей к покаянию, и двери милосердия, столько раз для них напрасно отверзавшиеся, «еще могут быть снова отверсты» (митр. Филарет).
И не жестокости и строгости церковного закона подобает удивляться, а злобе, вражде и адской силе тех грешников, которые не повинуются суду Божию, не покоряются Церкви Христовой и продолжают враждовать, несмотря на увещания, обличения, суд и, наконец, отвержение Церковью. Таким людям не может быть доступно представление о чувстве любви. Богоотступники горды, как сам враг человечества, которого не спасла любовь Божия, они себя ставят выше Христовой Церкви, и поневоле их остается только отвергнуть и предать анафеме!
Кого отлучает Церковь? Отрицающих бытие Божие, утверждающих, что мир сам случайно создался, без промысла Божия, отрицающих свойства Божии, вочеловечение Сына Божия, смерть и воскресение Его, извращающих важнейшие догматы веры, отрицающих безсмертие души, кончину века, Страшный Суд и Святые Таинства Церкви, святые предания, постановления Вселенских Соборов, святые иконы. Отлучаются люди, произносящие хулу на Святого Духа!
Отшельники
Отшельники удаляются от мира не только потому, что узнают цену его и не хотят принадлежать миру, но чаще потому, что пустыня призывает их, и тихий, хотя печальный голос ее для них стократ вожделеннее, нежели пустые радости мира.
Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в уединении с Ним. Конечно, немногие достигают этого совершенства, потому оно и невозможно без отшельничества. Монастыри – для многих, а пустыня – только для некоторых, и естественно, что путь к отшельничеству пролегает чрез монастырь.
Очищение сердца
Несправедливо и вредно... развивать только рассудок, оставляя без внимания сердце. Наоборот, наибольшее внимание должно быть обращено на сердце, ибо в сердце – жизнь, и она полна грехов. Следовательно, на очищение этого источника испорченной и порочной жизни подобает направить главные заботы.
Кто не нуждается в том, чтобы в сердце зажегся ясный, чистый, яркий пламень жизни, который бы не тлел, не угасал, не мерцал, а горел и давал направление желаниям и стремлениям разума? Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека (Мф. 15:19).
Именно от недостатка воспитания сердца и духа столь развращено и растленно современное общество. Неужели не пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет? Прежде всего – чистого сердца. Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии! И почему? Потому что истинная жизнь сердца – Христос, и поэтому главная задача наша – верою вселить в сердце Христа.
Итак, что может нас направить к сей цели, т.е. к чистоте сердца, тому мы должны следовать всею силою; что отвлекает от нее, того избегать, как гибельного и вредного.
Для этой цели иногда приходится оставлять родителей, отечество, чины, богатство, утехи мира сего и все удовольствия; для этой цели удаляемся в пустыни, держим посты, занимаемся бдением, телесною нищетою, чтением и прочими добродетелями.
Очищение ума
Непрестанная молитва, помышление о Боге, о Царстве Небесном и пребывание человеческого ума в своем сердце способствуют очищению его и души от страстей, просвещению истинным светом, приобретению положительных знаний и помогают работе, добыванию средств к жизни, исполнению хотя бы многочисленных обязанностей.
Если же ум витает во внешнем мире, увлекается воображаемыми образами и чувствами, то он бесполезен ближним, вреден себе и бесплоден к жизни.
Покаяние
Только покаяние очищает сердце. Оно – огонь, пожирающий всю нечистоту, ржавчину, накипь в страстном человеческом сердце. Господь, внимавший сердечному тяготению к Нему, исцеляет человека прикосновением благодати Святого Духа.
Пока нечистота сердца препятствует вхождению Божественной благодати, только ум наш, подчиняясь воле сердца, в своем сознании тяготеет к Богу. Но затем Господь, видя произволение человеческое, допускает нас до Себя, и Сам исцеляет от расслабления и нечистоты одним словом, одним прикосновением.
Это духовное притяжение совершается подобно действию магнита, который притягивает к себе железо, и, чем последнее быстрее устремляется к нему, тем скорее происходит соединение. Так и в духовном смысле, чем решительнее тяготеет к Богу произволение человеческое, тем скорее соединяется сердце с Господом...
Человек исцеляется от своего нравственного и духовного расслабления прикосновением Божественной благодати, и Господь говорит ему: Чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2:5).
Сила покаяния – чудодейственна, но оно прежде всего зависит от того, видим ли мы свои грехи, замечаем ли их, помним ли свои падения, согрешения и беззакония?
Сердце и ум грешника обыкновенно теряют эту способность, и человек перестает ощущать, видеть и замечать свои согрешения, которые он привыкает совершать ежедневно, так что ему представляется, будто он не может без них обойтись. На этом основании святые отцы сравнивают совесть грешника
с давно нечитанной книгою, пропитанной пылью и поеденной молью, так что если кто захочет взять эту книгу для чтения, то встретит большое затруднение, вследствие того что много мест будет повреждено и не хватит терпения для разбора слов.
Что требуется от приступающего к таинству Покаяния? Требуется главным образом твердое намерение впредь исправить свою жизнь. Такое намерение может явиться только тогда, когда человек ясно сознает весь ужас своих грехов. Поэтому св. Василий Великий и говорит, что «не тот исповедует грех свой, кто сказал: я согрешил – и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, познал грех свой и возненавидел!»
Следовательно, для покаяния нужно сознать свой грех и его возненавидеть! Но кто возненавидел грех, тому нетрудно сказать искренне своему любящему Отцу: прости, не буду! Какие же дети затруднятся произнести эти два слова, а они быстро пройдут небеса и явятся ходатаем у Престола Божия!
Покаянию мешает иногда сознание, что вслед за прощением неизбежно новое падение. Но Господь допускает падения только тех людей, труд которых был недостаточен, и они прибегали к Его помощи с маловерием и без упования. Кто еще несовершенно познал свою немощь, тот непременно совершит падения, ибо надеется еще на себя, свой ум, свои силы.
Но если вы сознаете себя детьми в духовной жизни, то боязнь упасть и согрешить снова не должна смущать вас; это неизбежно. Кто же опытен, возрос духовно, тот хорошо понимает, что от падения зависит преуспеяние, восстание и, наконец, совершенное освобождение от страсти.
Бесконечно милосерд Отец Небесный к кающимся грешникам, а потому ни отчаяние, ни безнадежность не должны овладевать людьми, как бы они ни были виновны пред Богом, как бы ни заблуждались, если только имеется еще время на вразумление и покаяние.
Покаяние и благодать
Никто из нас не в состоянии уразуметь, что такое совершенное покаяние, пока не сознает своего бессилия в борьбе со страстями и не познает, как безнадежно его собственное покаяние, когда сердце не жаждет благодати.
Одного обычного покаяния мало, нужно еще что-то. И что именно, может познать каждый человек, мучающийся своими страстями и грехопадениями.
Как больно бывает такому человеку, когда он, успокоенный отпущением грехов, примиренный с Богом и с самим собою, надеющийся устоять и не поддаваться искушениям или подавить в себе греховное влечение, опять падает и остается наедине со своею совестью, как преступник, обличенный в своей неисправимости.
Чем больше верующий стремится к праведности, тем яснее раскрывается пред ним поразительная картина его собственной немощи: хочет достигнуть лучшего, а творит худшее.
Стремится к молитве, к единению с Богом, а во время богослужения или домашней молитвы рассеивается, мечтает, обдумывает свои заботы и дела.
Решается бороться безжалостно с пагубною страстью, воздерживается, утомляет свое тело, истощает постом, а затем неожиданно, незаметно для себя бывает побеждаем грехом и с еще большею страстью отдается падению.
В борьбе, во время молитвы дает обеты, обещания Господу или Матери Божией в доказательство своей решимости предаться только правде и благочестивой жизни, но делается обманщиком, клятвопреступником и рыдает в отчаянии от своего бессилия пред злом!
Сколько верующий человек тут испытывает стыда, сердечной боли, ожесточения и позора перед своею совестью! Особенно невыносимо бывает сознание, когда этими плотскими грехопадениями и невоздержаниями оскорбляется собственная любовь верующего ко Христу.
Какой это ужас – любить Бога и оскорблять Его, пользоваться Его благостию, беспредельным милосердием и отвечать неблагодарностью и неповиновением, разуметь Его правду и прибегать к обману и лжи! Тогда кающийся на молитве сам не находит иного наименования себе, как «окаянный», ибо все, что было светлого внутри, – загрязнено, уничтожено, потеряно, развращено, все искреннее, возвышенное – истреблено неправдой и оскорблено обманом.
Такое искреннее, сознательное самоуничижение и самобичевание есть признак смирения и служит предвестником приближающегося исцеления, ибо гордый никогда не молит о помощи благодати Божией. И только сокрушенное сердце делается способным вместить благодать, которая утешает, ободряет и укрепляет.
Такой искренний человек, смирившийся в своих страстях и немощах, познавший свое окаянство, на молитве начинает укрепляться благодатию, ум его постепенно просветляется, является твердость в мыслях и действиях и исчезают пред ним препятствия, мешавшие ему прежде в борьбе со злом и грехом.
Тогда верующий опять приближается к Господу, познавая силу Его благодати, в покаянной молитве он уже горячо просит о ниспослании ему возрождающей благодати, а в дни охлаждения сердца к Богу еще сильнее убеждается, что без благодати Христовой немыслимо исцелиться от страстей.
Покаяния недостаточно, нужна еще сила Христова, освящающая благодать Божия. Подобает поэтому неотступно молить, просить и взывать ко Господу о помощи, о исцелении нравственных недугов, в полном, ясном сознании, что один Христос – Спаситель наш и все счастье человеческое – в благодатности!
Это-то и есть совершенное покаяние, познание своего бессилия, недостаточности обычного покаяния, невозможности достигнуть праведности без благодатной силы Христовой и горячая, неотступная молитва к Сыну Божию о своем исцелении и спасении! Но Христос не может уврачевать тех, которые не сознают своей пагубной немощи, не готовы воспринять Божественной благодати и не молятся о исцелении. А без оздоровления души нельзя войти в Царство Небесное.
Покаяние и плач
Когда к Пимену Великому обратился один из его учеников с вопросом, что ему делать с его грехами, то старец ответил: «Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать в грехи плачем избегает их; это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте, другого пути, кроме плача, нет!» Но что же мне делать со страстями моими, возмущающими меня? – спросил тот же инок. Старец сказал: «Будем всеусильно плакать пред благостию Божиею, доколе она не сотворит милости с нами!»
Не понятны эти слова только тем, которые не испытали борьбы со своими грехами и страстями. Но опытные в духовной жизни не примут таких советов с недоумением или осуждением, ибо они касаются вовсе не одних монахов, а всех христиан, стремящихся избавиться от оскорбительных благодатному сердцу страстей своих, прогневляющих Бога, и отвечающих неблагодарностью Тому, Кого нельзя не славить, не благодарить, не любить от всего сердца за непрестанные благодеяния, всепрощение, беспредельное милосердие!
Возлюбленные, не всякое покаяние есть спасительное покаяние, и истинное раскаяние имеет свои отличительные приметы. Так, святые отцы утверждают, что люди, не имеющие слез и плача, но говорящие, что сознают свою греховность и каются, только прельщают себя и других.
Нет в нас покаяния, ни истинного намерения изменить свою жизнь, ни страха Божия в сердце, ни сознания своей виновности, ни самоосуждения, душа наша не была еще в чувстве будущего суда и вечных мук, если мы не плачем. Святой апостол Петр после отречения выйдя вон, горько заплакал (Лк. 22:62).
Без плача никак нельзя умягчить свое жестокосердие, стяжать духовное смирение и соединиться с Господом освещающею благодатию Святого Духа.
Но бывает плач и без духовного смирения, по жалости к себе, вследствие нервного состояния, и ошибаются те, которые думают, что такой плач очищает грехи. Те люди, которые не имеют смирения, но плачут, легко воспламеняются гневом, раздражаются и не могут совершенно отказаться от мирских увлечений. Такой плач, без духовного смирения, не порождает в человеке сладости и не привлекает Божией благодати.
Помазанник Божий
Царь до своего рождения определяется по нравственному состоянию народа. Каковы заслуги народа перед Богом, таков и царь, даруемый Отцом Небесным.
Дальнейшая жизнь Помазанника Божия в той же зависимости от народа, ибо благочестие и добродетели подданных лучше всего украшают царский венец, служат источником силы и крепости для государства и противодействуют опасностям. Чего только не совершали русские цари, опираясь на веру народа, на преданность престолу и Отечеству и готовность ради Христа повиноваться! Если царь огражден молитвами и добродетелями народа, то может ли зло гнездиться у подножия престола?
С другой стороны, неверующий, распущенный и развращенный народ есть тяжелый жребий для царя. Может ли сделать что-либо искусство и усердие самого лучшего кормчего, если ему достается управлять совершенно расстроенным кораблем среди непрестанных бурь и треволнений?
Беззакония народа удаляют от земли благословение Божие, вследствие чего отымается успех у самых мудрых начинаний царя. За грехи народа также сокращаются годы жизни царей, как это известно из истории Израиля. Наконец, состояние народа влияет на судьбу царей и по их смерти, и в жизни вечной, где они должны дать строгий отчет Богу, что сделано ими на земле. Что же значит после этого блеск всех венцов в мире в сравнении с величайшею ответственностью, лежащей на плечах каждого самодержца!
Пост
Покаяние без поста немыслимо. Хотя пост по наружности кажется законом для чрева, но, в сущности, он есть закон для ума и сердца.
Истинный пост состоит не только в воздержании от насыщения, ибо, чтобы примириться с Богом, недостаточно одного воздержания...
Как говорит святой Василий Великий, «истинный пост есть устранение от злых дел. Сколько отнимаете от плоти, столько придаете душе, чтобы сиять ей духовным здравием, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа... Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».
Пост Великий
Святой Великий пост установлен в память сорокодневного поста Господа нашего Иисуса Христа, и он необходим нам для нашего сердечного соучастия в приближающемся празднике Воскресения Христова.
При самом вступлении во святой пост Церковь напоминает нам о грехопадении праотца Адама. Несомненно, это делается не для того, чтобы мы возымели намерение себе искать оправдание в его грехопадении, не для того, чтобы, обладая столь поврежденной природой, мы предавались унынию, но единственно с целью убедить нас, что Адам, хотя был первым преступившим заповедь Божию, но он же был и первым покаявшимся и чрез это снискавшим себе и потомству благоволение Отца Небесного. Из этого примера мы должны познать, как велика тяжесть греха, как пагубны последствия его, и обратиться к покаянию как к единственному средству спасения.
Этим напоминанием Святая Церковь со всею строгостию говорит каждому из нас: «И ты пал!», но одновременно повелевает голосом полным любви: «Вставай же!».
Пост и здоровье
Святой пост действует на восстановление сил, а не на упадок их, и это нетрудно доказать. Ведь тело наше есть искуснейшая машина, которая приводится в движение двумя способами: дыханием и питанием. Хотя дыхание действует непрестанно, однако же оно требует известной равномерности и также умеренности. Питание же... необходимо человеческому организму в значительно меньшем количестве, чем принято его употреблять вообще, по привычке. Непрестанное питание причинило бы смерть, и надо считать за указание самой природы на пост как на средство к поддержанию здоровья.
От многоядения расстраиваются органы питания и порождается множество болезней. Вследствие этого врачебная наука стремится прежде всего восстановить действия органов питания. Но как восстановить? Естественно, что для этого надо прекратить изнурительную работу органов, остановить употребление пищи. Таким образом, с научной точки зрения пост восстанавливает здоровье, а не разрушает его.
Прежде и потом
Прежде славьте Бога, благодарите и испрашивайте наставления, а потом заботьтесь о своих желаниях и решениях!
Прежде согрейте свои сердца любовью ко Господу и ближним, любовью деятельною и живою, а потом получайте власть над ближними и становитесь их руководителями!
Прежде познайте свою немощь, готовность ежеминутно преступить заповеди, свое бессилие в борьбе со страстями, а потом делайтесь решителями судеб, блюстителями порядка и закона!
Прежде верьте, надейтесь и любите, а потом называйтесь именем ученика Христова.
Путь к исцелению
Каждый человек болеет некоторым внутренним расслаблением, ощущаемым главным образом в сердце вследствие греховных чувств и навыков. За последнее время это расслабление породило массу бессильных и безвольных людей!
Путь к исцелению у всех один. Есть люди, которые в сознании своего внутреннего расслабления, обличаемые совестью и оскорбляемые в своей любви к Богу собственною нечистотою, начинают в глубине сердца ощущать духовную болезнь и понимать свою безнравственность. Чем чаще они наедине с собой вдумываются в тот внутренний разлад, который начинает их тревожить, тем все строже и строже они судят свои поступки, чувства, неотступные мысли и желания, выносят им свой приговор. В сердце постепенно рождается сила... и по временам она вынуждает человека воздержаться от повторения греха и награждает его за это чувством удовлетворения, внутреннего мира и некоторой сладости. Это настолько оживляет человека, что ему такие тайные ощущения становятся дорогими.
Некоторые люди думают, что от нас самих зависит жить праведно и не совершать беззаконие, так как человеку даны и воля и свобода; грех же не отнимает свободы. Но так размышляют только те, которые не принимались еще за духовную жизнь, не испытали скорбей и болезней и не чувствовали на себе силу покаяния. Влечение к страстям до такой степени извращает человеческую волю, что люди часто не могут отказаться от греха. Хотя грех не отнимает свободы, но он делает из человека слабого ребенка, своего раба, и для него невозможно без чужой помощи не только восстать, но и помыслить об исправлении.
Те же люди, которые чувствуют свое бессилие, начинают понимать истину Святого Евангелия, и им ясно представляется, что человек своей силой ничего не может достигнуть, а только одному Богу все возможно. И намерение исправиться заставляет их неотступно просить силы и помощи у Христа Спасителя и Его Пречистой Матери. Какое дитя убоится взывать о помощи и спасении, когда находится в опасности, и каким родителям было бы трудно кинуться на родной и дорогой зов?!
Путь ко спасению
Для спасения души есть только один путь, пройденный Сыном Божиим, и на который Он и зовет всех желающих спасения.
Это путь самоотвержения, несения своего креста и распятия на нем, страдания до самой смерти.
Путь, сберегающий душу, но мучительный для тела, плоти человеческой.
Путь, победительный для души и духа над страстями и греховными навыками, но губительный для грехов.
Путь исполнения заповедей Христовых и непослушания велениям духа злобы и лжи.
Путь плача, слез и скорби мирской, но радости, торжества и сладости духовной.
Путь распятия плоти, страстей и греха, но воскресения души.
Души христианские, искупленные неизъяснимою ценою, страданиями и Кровью Сына Божия, Господа Создателя и Вседержителя... обязаны ради Христа своего и Святого Евангелия, ради всей цели своей жизни, ради... любви и благодарности к Спасителю устремляться вслед Господу и, не сгибаясь под тяжестью своего креста, а неся его в руках как знамя победы, идти на распятие, которое, мы хорошо знаем это, оканчивается воскресением!
Все остальные пути – это не пути Божии, а человеческие, стремления не вслед Христу, а вслед врагу Христову, не ради Спасителя и Его Святого Евангелия и любви к Нему, а ради себя и своего самолюбия
Религия
Религия есть броня против ударов судьбы и ухищрений врага.
Она есть сила для борьбы со страстями и соблазнами.
Она есть ручательство, что дети проживут честно, добродетельно и не совершат безумных преступлений.
Наконец, только религия дает возможность претерпеть невзгоды до конца и понести свой крест за Христом до дверей рая.
Русский народ
История России полна народными скорбями. Кто только из соседних народов не пытался завоевать ее области и принудить переменить православную веру, которую русский народ воспринял непоколебимо вместе с Божией Матерью и рожденным Ее Сыном, как дыхание жизни, в твердом сознании, что Православие есть единая, истинная, вселенская вера и Церковь ее – единая Христова.
Все эти попытки встречали не только дружный, но прямо чудесный отпор со стороны русского народа, сберегаемого и прославляемого Богоматерью и Ее бесчисленными чудотворными иконами, являвшимися по всем городам, весям и обителям обширной России, за сохранение ею истинной веры.
В разрешении каждому развращенному, безвольному и неразвитому духовно переходить из своей веры в другую, даже не христианскую, народ русский, крепкий духом и разумом, будет всегда видеть опорочение православной веры, оскорбление истины Христовой, ниспадение просвещенных руководителей в бездну нечестия, ко времени торжества язычества, когда еще не было решено, кому и как должен поклоняться человек, где истина, какая цель человеческой жизни, где его совесть. Это может быть принято только за хулу на Духа Святого и самое нетерпимое предательство Родины на развращение и разгром.
Вслушайтесь, возлюбленные, в этот страшный народный гул, доносящийся до вас со всех концов великой России, которая в ужасе смотрит на общее развращение молодого поколения каким-то духом времени, созданным заклятыми врагами России, и на проводимую, по новым учениям современных неправославных мыслителей, из подражания некоторым западным государствам, доведшим свой народ до «вырождения», свободу вероисповеданий, такую свободу, которая, по выражению св. апостола Петра, есть прикрытие зла (см.: 1Пет. 2:16).
Но русский народ еще силен заступничеством за него Преблагословенной Матери Божией. Воистину Она была и всегда есть Матерь наша, всех верных Господу, всех скорбящих, обиженных и гонимых.
Самолюбие
Известно, что сердце человеческое вышло из рук Божиих чистым, кротким, любящим и таким же должно вернуться к Нему. Оно было там, где истинное сокровище его, но затем пристрастие к миру и к его благам уничтожило, извратило святую, истинную любовь к Богу и людям и заменило ее самолюбием, действующим даже и в добрых делах. Все произрастающее от этого корня – самолюбия – не чисто пред очами Божиими и не достойно Царствия Небесного!
Самонадеянность
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам – сказал Христос (Мф. 6:31–33).
Но человеческий разум боится и не хочет верить, что... на земле, где человек зарабатывает свое существование в поте лица, может что-либо само приложиться.
Так, отцы семейств убеждены, что если они не будут исключительно заботиться о завтрашнем дне и вообще о будущем детей своих, то, конечно, дети останутся неучами и нищими.
Матери думают, что семьи, безусловно, держатся их бесконечными хлопотами о мелочах.
Молодые люди все свое спасение усматривают в хлопотах о карьере и т.д.
Все заблуждаются таким образом, потому что человеческий разум горд и надеется лишь на себя. Самонадеянность и самоуверенность мешают людям просветиться истинным светом, источником которого всегда есть и будет Христос.
Самосожаление
Основная причина нашего несовершенства есть самосожаление.
Всякая боль вызывает самосожаление, всякий большой труд – жалость к себе, всякий недостаток в жизни – тоже жалость. Так большинство воспитывает и детей своих.
Жалко их, когда приходится рано вставать им или поздно ложиться спать.
Жаль, когда учатся, когда бывают наказаны даже за провинности.
Жаль заставлять отказаться от малейшего желания и удовольствия.
Жаль с них требовать устойчивости, борьбы с привычками, насилия над слабой волей, строгого исполнения долга и обязанностей.
Всего легче обладать такою добродетелью, как жалостливость, ибо она ровно ничего не требует, кроме слов и доброй улыбки. Вот это и есть то добро, над которым надо призадумываться христианину и примечать в нем спутанность добра со злом.
Свет Христов
Я свет миру (Ин. 9:5), – сказал Сам Господь наш Иисус Христос.
Свет как на языке духовных писателей, так и на обыкновенном языке человеческом, есть символ духовного озарения, просвещения, особенного религиозно-нравственного состояния, блаженного и радостного, тогда как тьма есть состояние духовного невежества, ослепления, развращения и вообще греха.
Св. Златоуст говорит, что св. апостол Иоанн называет Христа светом и жизнью потому, что Он дал нам свет познания и в сем свете жизнь. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5).