Главный распределительный щит




Главный распределительный щит (ГРЩ) —центральный пункт, куда поступает электрическая энергия от источников (генераторов) и где она распределяется между различными группами потребителей на судне. ГРЩ выполняется в виде панели со смонтированной пусковой и регулировочной аппаратурой — реостатами, регуляторами, защитной аппаратурой и автоматами, предохранителями, реле, контрольно-измерительными приборами, сигнальными устройствами и т. п.

ГРЩ устанавливается в плоскости шпангоутов на возвышенной площадке, чтобы надзор за размещенными на нем приборами и сигнализацией был возможен из многих мест помещения. На судах монтируют ГРЩ закрытого типа, на которых все токоведущие части выводятся с внутренней стороны щита, подход к которой должен быть тщательно огражден. На лицевой стороне щита размещаются только панели контрольно-измерительных приборов, сигнальные устройства и рычаги управления аппаратурой.

Помимо ручного управления судовой электростанцией предусматривается также дистанционное и автоматическое управление ею из центрального поста управления (ЦПУ) или из рулевой рубки.

Из ЦПУ производят пуск и остановку генераторов. Автоматическое управление судовой электростанцией предусматривает автоматическую синхронизацию генераторов при их одновременной работе отключение второстепенных потребителей при наступающей перегрузке генераторов, запуск аварийного дизель-генератора и подключение к нему потребителей, которые должны работать в аварийном режиме.

Электрический ток передается от ГРЩ к потребителям по электрическим сетям, состоящим из кабелей или проводов и распределительных устройств.

 

Предохранители

 

Плавкий предохранитель — электрический аппарат, автоматически размыкающий электрическую цепь при к. з. или перегрузке путем расплавления плавкой вставки, нагретой током.

Предохранитель любого типа состоит из трёх основных частей: патрона, плавкой вставки и конструкции для установки патрона и присоединения проводов.

Основные характеристики предохранителя: защитная (времятоковая) и предельная разрывная способность.

Защитная характеристика — зависимость преддугового или полного времени срабатывания предохранителя от тока, отключаемого предохранителем. Обычно защитная характеристика представляется в функции тока к.з. Она определяет способность защищать электротехническое устройство от перегрузок, селективность действия в общей совокупности защиты сети, способность не отключать устройство при пусковых или пиковых токах.

Предельная разрывная способность определяется^ максимальным током к.з., при котором гарантируется дальнейшее использование предохранителя после смены плавкой вставки.

Номинальный ток предохранителя — длительный ток, на который рассчитан патрон и конструкции для установки, номинальный ток плавкой вставки — длительный ток, на который рассчитана плавкая вставка. В одном и том же предохранителе могут быть установлены плавкие вставки на различные номинальные токи, но не более чем номинальный ток предохранителя. На схемах предохранители обозначают дробью: в числителе — номинальный ток предохранителя (патрона), в знаменателе — плавкой вставки.

 

На судах применяют предохранители различного назначения и общего назначения, применяемые:

 

для защиты от токов к.з. судовых сетей, трансформаторов, электродвигателей (эти предохранители отключают все токи к.з.); «поддержки», применяемые совместно с автоматическим выключателем (АВ) и срабатывающие только при больших токах к. з. (токи перегрузки и умеренные токи к. з. отключаются АВ, предохранитель «поддержки» либо отключает цепь раньше, чем разойдутся контакты АВ, либо ограничивает ток к. з. до допустимого для АВ значения);

для защиты измерительных приборов, устройств связи, цепей в электронавигационных приборах (имеют небольшую отключающую способность, без наполнителя, с проволочным плавким элементом и стеклянным корпусом);

для защиты полупроводниковых приборов (отличаются высокими быстродействием и токоограничивающей способностью).

 

Трубчатые (цилиндрические) предохранители серии без наполнителя (рис.3) рассчитаны на постоянный и переменный ток частотой 50Гц, напряжением 220В (I габарит) и до 500В (II габарит). По типу защитной характеристики предохранители типа ПР2 относятся к предохранителям нормального быстродействия (к = 0,1-1,0).

Пробочные (резьбовые) предохранители типов ПДС и ПД с закрытыми плавкими вставками (рис. 4) рассчитаны на постоянный ток напряжением 350В и переменный ток частотой 50 Гц, напряжением до 380 В. Плавкие элементы предохранителей представляют собой одну или несколько серебряных проволочек. При срабатывании предохранителя специальной пружиной выбрасывается металлический контрольный «глазок» на плавкой вставке, плавкая вставка заменяется. Предохранители типов ПДС и ПД относятся к предохранителям нормального быстродействия.

Трубчатые (цилиндрические) неразборные предохранители типа ПК (рис. 5) рассчитаны на постоянный и переменный ток напряжением до 250В и до 600В и применяются в маломощных цепях (электроизмерительные приборы, устройства связи, цепи электронавигационных приборов).

На судах иностранного производства применяются призматические (в силовых цепях), пробочные (в силовых цепях и цепях управления) и цилиндрические стеклянные (в слаботочных цепях) предохранители. На упаковке или плавкой вставке этих предохранителей указывается степень их быстродействия. При замене сработавшего предохранителя обязательно обращается внимание на его маркировку.

 

Схемы ГРЩ

Различают системы распределения электроэнергии: одно-, двух-, трех- и четырехпроводную.

Правилами Регистра применение однопроводной системы, когда для электрической цепи прокладывается только один провод, а в качестве другого используется корпус судна, не разрешается.

 

При этой системе значительно увеличивается опасность поражения током обслуживающего персонала при сравнительно небольшой экономии цветных металлов. Однопроводная система встречается на иностранных судах.

При двухпроводной системе постоянного тока оба провода («плюсовой» и «минусовой») должны быть изолированы от корпуса судна. Двухпроводная система может применяться как для постоянного, так и для переменного (однофазного) тока.

Трехпроводная система (три фазных провода) распределения электроэнергии применяется при переменном токе.

Четырехпроводная система (три фазных и один нулевой провод) применяется исключительно при переменном токе. (Регистром, как правило, данная система не допускается.) Электродвигатели при этом подключаются к трем фазным проводам, а электрические лампы - между любым фазным и нулевым проводами.

Так же как и при двухпроводной системе все провода трехпроводной и четырехпроводной систем (в том числе нулевой провод) должны быть изолированы от корпуса судна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: