Зачет № 3 по теме «Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Урок совершенствования знаний, умений, навыков
Цель: проверка знаний обучающихся по пройденному разделу.
Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год
Интернет-ресурсы
Ход урока.
1. Организационный этап.
В процессе работы с тестовыми заданиями, различной степени сложности, проверяются знания по разделу.
2. Основная часть
Зачет № 4 по теме «Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».
1 — вариант.
1. Гипотеза вечности жизни называется гипотезой:
а) креационизма;
б) стационарного состояния;
в) панспермии;
г) биогенеза
2. Первые живые организмы были:
а) прокариотами автотрофами
б) эукариотами автотрофами;
в) эукариотами гетеротрофами;
г) прокариотами гетеротрофами.
3. В процессе исторического развития корни впервые появились у
а) риниофитов;
б) папоротниковидных;
в) моховидных;
г) голосеменных.
4. Птицы являются более высокоорганизованными организмами, по сравнению с пресмыкающимися, потому, что они:
а) имеют крылья;
б) являются теплокровными животными;
в) имеют шею;
г) не имеют мочевого пузыря.
5. В процессе исторического развития трехкамерное сердце и два круга кровообращения впервые появились у:
а) ланцетников;
б) пресмыкающихся;
в) земноводных;
г) рыб.
6. Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, - появление:
а) парных плавников и жаберногодыхания;
б) пятипалой конечности и легочного дыхания;
в) объемной грудной клетки;
г) слизи на поверхности тела.
7. Родство человека и млекопитающих подтверждает:
а) сводчатая стопа;
б) живорождение и выкармливание потомства молоком;
в) величина мозгового отдела черепа;
г) противопоставление большого пальца остальным на руке.
3. Установите соответствие между ароморфозом и классом позвоночных животных, к появлению которого привел данный ароморфоз.
Ароморфоз | Класс пресмыкающихся |
1) появление пятипалой конечности наземного типа 2) ороговение кожи 3) четырехкамерное сердце 4) внутреннее оплодотворение 5) возникновение легких 6) защитные оболочки зародыша и запас питательных вещества 7) теплокровность | а) пресмыкающиеся б) земноводные в) птицы. |
4. Выберите несколько верных ответов из числа предложенных.
Для европеоидов характерно наличием
А — волнистых волос
Б — кожи с желтоватым оттенком
В — толстых губ
Г — светлой кожи
Д — сильно выступающих скул
Е — прямых волос
3.Домашнее задание. повторить вопросы, вызвавшие затруднения при выполнении тестовых заданий.
Зачет № 4 по теме «Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».
2 — вариант.
1. Согласно гипотезе Опарина, первым процессом, начавшим протекать на Земле в ходе возникновения на ней жизни, явился процесс:
а) самовоспроизведения элементарных биологических систем;
б) синтеза простых органических веществ;
в) образования коацерватов;
г) синтеза белков.
2. Впервые на сушу вышли:
а) хвощевидные;
б) моховидные;
в) риниофиты;
г) папоротниковидные.
3. К рудиментам у человека относят:
а) сильно развитые клыки;
б) аппендикс;
в) хвост;
г) многососковость.
4. Прямые жесткие темные волосы и слабое развитие волосяного покрова характерно для:
а) европеоидов;
б) монголоидов;
в) австралоидов;
г) негроидов.
5. Гипотеза вечности жизни называется гипотезой:
а) креационизма;
б) стационарного состояния;
в) панспермии;
г) биогенеза
6. Доказательством принадлежности человеческих рас к одному виду (Человек разумный) является:
а) способность к жизни в разных климатических условиях;
б) разрез глаз;
в) плодовитость потомков от межрасовых браков;
г) наружная ушная раковина.
7. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:
а) S – образных изгибов позвоночника;
б) членораздельной речи;
в) уплощённой грудной клетки;
г) прямохождения.
2. Установите последовательность появления на Земле основных групп растений из числа перечисленных:
а) цветковые;
б) водоросли;
в) папоротниковидные;
г) риниофиты;
д) голосеменные.
3. Выберите несколько верных ответов из числа предложенных.
Для монголоидов характерно наличием
А — волнистых волос
Б — кожи с желтоватым оттенком
В — толстых губ
Г — светлой кожи
Д — сильно выступающих скул
Е — прямых волос
3.Домашнее задание. повторить вопросы, вызвавшие затруднения при выполнении тестовых заданий.
Преподаватель Курко Н.Н. (kurko1971@mail.ru) вацап +7 960 139 56 14
Конспект урока Биология
Дата 15.04.2020
№ группы | |||||
Дата пров. | 15.04.20 |
Группа №86 «Повар, кондитер».
Тема урока Организм и среда. Экологические факторы.
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Урок изучения нового материала
Цель: Обучающая: изучить понятия «Экология», «экосистема», «экологические факторы»сформировать представления о закономерностях влияния экологических факторов на организм..
Развивающая: развивать бережное отношение к окружающей природной среде.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению природы родного края.
Основные понятия: экология, среда обитания, факторы среды, закон Либиха.
Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год
Интернет-ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Ход урока
1. Организационная часть.
Познакомимся с понятием Экология, рассмотрим действие экологических факторов на организм, изучим виды среды обитания.
2. Основная часть.
Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда обитания (экологическая ниша), часто перекрывается с термином "ареал" - географическое распространение биологического вида. Например - бурый медведь. Среда обитания (экологическая ниша)- леса. Ареал - везде, где есть такие леса (Европа, Азия, Северная Америка). Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:
· Абиотическая среда (факторы среды)[2] — комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных веществ и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.
· Биотическая среда (факторы среды)[3] — совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.
· Антропогенные (антропические) факторы — все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.
Закон Либиха.
· Организм может погибнуть как от слишком низкой, так и слишком высокой температуры.
· Закон оптимума:
· любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы.
· Графически закон оптимума выражается симметричной куполообразной кривой (кривая толерантности), показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении воздействия фактора.
·
·
·
· Пределами выносливости (экологической валентностью) называют минимальное и максимальное значения фактора, при которых возможна жизнедеятельность. Границы, за пределами которых наступает гибель организмов, являются нижними и верхними границами выносливости вида. Их называют критическими точками.
3. Обобщение материала. Записать в тетради:
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. 1866год Эрнест Геккель.
Экология изучает:
- воздействие окружающей среды на растительные и животные организмы, популяции, виды и экосистемы;
- взаимодействия живых организмов друг с другом;
- структуру популяций и механизмы, определяющие численность особей в них;
- продуктивность экосистем и закономерности их функционирования;
- влияние экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, виды и экосистемы.
Среда обитания организмов – это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них прямое или косвенное воздействие.
Экологические факторы:
1 абиотические – это элементы неживой природы, воздействующие на живой организм.(свет, температура, влажность)
2 биотические – это все виды влияния на организм со стороны других живых организмов. (хищник-жертва)
3 антропогенные – это все формы человеческой деятельности, которые оказывают воздействие на живую природу.
Закон минимума Либиха: даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума приводит к стрессовому состоянию и в пределе - к гибели организма.
4. Домашнее задание: зарисовать действие экологического фактора на организм.
Обозначить на рисунке – нижний предел, зона угнетения, зона нормальной жизнедеятельности, зона угнетения, верхний предел, диапазон выносливости.
5. Литература. учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год