Зачет № 4 по теме « Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».




Зачет № 3 по теме «Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Цель: проверка знаний обучающихся по пройденному разделу.

Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год

Интернет-ресурсы

Ход урока.

1. Организационный этап.

В процессе работы с тестовыми заданиями, различной степени сложности, проверяются знания по разделу.

2. Основная часть

Зачет № 4 по теме «Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».

1 — вариант.

1. Гипотеза вечности жизни называется гипотезой:

а) креационизма;

б) стационарного состояния;

в) панспермии;

г) биогенеза

2. Первые живые организмы были:

а) прокариотами автотрофами

б) эукариотами автотрофами;

в) эукариотами гетеротрофами;

г) прокариотами гетеротрофами.

3. В процессе исторического развития корни впервые появились у

а) риниофитов;

б) папоротниковидных;

в) моховидных;

г) голосеменных.

4. Птицы являются более высокоорганизованными организмами, по сравнению с пресмыкающимися, потому, что они:

а) имеют крылья;

б) являются теплокровными животными;

в) имеют шею;

г) не имеют мочевого пузыря.

5. В процессе исторического развития трехкамерное сердце и два круга кровообращения впервые появились у:

а) ланцетников;

б) пресмыкающихся;

в) земноводных;

г) рыб.

6. Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, - появление:

а) парных плавников и жаберногодыхания;

б) пятипалой конечности и легочного дыхания;

в) объемной грудной клетки;

г) слизи на поверхности тела.

7. Родство человека и млекопитающих подтверждает:

а) сводчатая стопа;

б) живорождение и выкармливание потомства молоком;

в) величина мозгового отдела черепа;

г) противопоставление большого пальца остальным на руке.

 

 

3. Установите соответствие между ароморфозом и классом позвоночных животных, к появлению которого привел данный ароморфоз.

 

Ароморфоз Класс пресмыкающихся
1) появление пятипалой конечности наземного типа 2) ороговение кожи 3) четырехкамерное сердце 4) внутреннее оплодотворение 5) возникновение легких 6) защитные оболочки зародыша и запас питательных вещества 7) теплокровность а) пресмыкающиеся б) земноводные в) птицы.

 

 

4. Выберите несколько верных ответов из числа предложенных.

 

Для европеоидов характерно наличием

А — волнистых волос

Б — кожи с желтоватым оттенком

В — толстых губ

Г — светлой кожи

Д — сильно выступающих скул

Е — прямых волос

 

3.Домашнее задание. повторить вопросы, вызвавшие затруднения при выполнении тестовых заданий.

 

 

Зачет № 4 по теме «Происхождение жизни на земле. Происхождение человека».

 

2 — вариант.

1. Согласно гипотезе Опарина, первым процессом, начавшим протекать на Земле в ходе возникновения на ней жизни, явился процесс:

а) самовоспроизведения элементарных биологических систем;

б) синтеза простых органических веществ;

в) образования коацерватов;

г) синтеза белков.

2. Впервые на сушу вышли:

а) хвощевидные;

б) моховидные;

в) риниофиты;

г) папоротниковидные.

3. К рудиментам у человека относят:

а) сильно развитые клыки;

б) аппендикс;

в) хвост;

г) многососковость.

4. Прямые жесткие темные волосы и слабое развитие волосяного покрова характерно для:

а) европеоидов;

б) монголоидов;

в) австралоидов;

г) негроидов.

5. Гипотеза вечности жизни называется гипотезой:

а) креационизма;

б) стационарного состояния;

в) панспермии;

г) биогенеза

6. Доказательством принадлежности человеческих рас к одному виду (Человек разумный) является:

а) способность к жизни в разных климатических условиях;

б) разрез глаз;

в) плодовитость потомков от межрасовых браков;

г) наружная ушная раковина.

7. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:

а) S – образных изгибов позвоночника;

б) членораздельной речи;

в) уплощённой грудной клетки;

г) прямохождения.

 

 

2. Установите последовательность появления на Земле основных групп растений из числа перечисленных:

 

а) цветковые;

б) водоросли;

в) папоротниковидные;

г) риниофиты;

д) голосеменные.

 

3. Выберите несколько верных ответов из числа предложенных.

 

Для монголоидов характерно наличием

А — волнистых волос

Б — кожи с желтоватым оттенком

В — толстых губ

Г — светлой кожи

Д — сильно выступающих скул

Е — прямых волос

 

3.Домашнее задание. повторить вопросы, вызвавшие затруднения при выполнении тестовых заданий.

 

 

Преподаватель Курко Н.Н. (kurko1971@mail.ru) вацап +7 960 139 56 14

Конспект урока Биология

Дата 15.04.2020

№ группы          
Дата пров.     15.04.20    

 

Группа №86 «Повар, кондитер».

Тема урока Организм и среда. Экологические факторы.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Урок изучения нового материала

Цель: Обучающая: изучить понятия «Экология», «экосистема», «экологические факторы»сформировать представления о закономерностях влияния экологических факторов на организм..

Развивающая: развивать бережное отношение к окружающей природной среде.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Основные понятия: экология, среда обитания, факторы среды, закон Либиха.

Используемая литература: учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год

Интернет-ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ход урока

1. Организационная часть.

Познакомимся с понятием Экология, рассмотрим действие экологических факторов на организм, изучим виды среды обитания.

2. Основная часть.

Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда обитания (экологическая ниша), часто перекрывается с термином "ареал" - географическое распространение биологического вида. Например - бурый медведь. Среда обитания (экологическая ниша)- леса. Ареал - везде, где есть такие леса (Европа, Азия, Северная Америка). Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

· Абиотическая среда (факторы среды)[2] — комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных веществ и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

· Биотическая среда (факторы среды)[3] — совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

· Антропогенные (антропические) факторы — все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Закон Либиха.

· Организм может погибнуть как от слишком низкой, так и слишком высокой температуры.

· Закон оптимума:

· любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы.

· Графически закон оптимума выражается симметричной куполообразной кривой (кривая толерантности), показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении воздействия фактора.

·

·

·

· Пределами выносливости (экологической валентностью) называют минимальное и максимальное значения фактора, при которых возможна жизнедеятельность. Границы, за пределами которых наступает гибель организмов, являются нижними и верхними границами выносливости вида. Их называют критическими точками.

 

3. Обобщение материала. Записать в тетради:

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. 1866год Эрнест Геккель.

Экология изучает:

- воздействие окружающей среды на растительные и животные организмы, популяции, виды и экосистемы;

- взаимодействия живых организмов друг с другом;

- структуру популяций и механизмы, определяющие численность особей в них;

- продуктивность экосистем и закономерности их функционирования;

- влияние экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, виды и экосистемы.

Среда обитания организмов – это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них прямое или косвенное воздействие.

Экологические факторы:

1 абиотические – это элементы неживой природы, воздействующие на живой организм.(свет, температура, влажность)

2 биотические – это все виды влияния на организм со стороны других живых организмов. (хищник-жертва)

3 антропогенные – это все формы человеческой деятельности, которые оказывают воздействие на живую природу.

Закон минимума Либиха: даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума приводит к стрессовому состоянию и в пределе - к гибели организма.

4. Домашнее задание: зарисовать действие экологического фактора на организм.

Обозначить на рисунке – нижний предел, зона угнетения, зона нормальной жизнедеятельности, зона угнетения, верхний предел, диапазон выносливости.

5. Литература. учебник Общая биология 11 класс, В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, изд. Дрофа 2014 год

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: