Педагогика как наука. Педагогическое исследование и его методы (4 часа)




Практическое занятие 5.

«Структура понятийно-категориального аппарата педагогики»

Вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Понятия «исследование», «педагогическое исследование». Отличия педагогических исследований от исследований в других науках. Сложность педагогических исследований.

2. Основные этапы педагогического исследования.

3. Дайте характеристику эмпирическим методам, укажите их виды, требования к их использованию, их сильные и слабые стороны:

- наблюдение

- анализ продуктов деятельности

- обобщение педагогического опыта

- беседа

- анкетирование

- тестирование

- метод экспертных оценок (независимых характеристик)

- шкалирование (метод шкал)

- педагогический эксперимент

- методы изучения групповых отношений (социометрия)

На практическое занятие необходимо принести в распечатанном виде задания для самостоятельной работы, обязательные для всех студентов, № 1.

Практическая работа выполняется на практическом занятии. Разработка схемы «Структура понятийно-категориального аппарата педагогики» с использованием приема ТРКМ «Понятийно-терминологическая карта».

Обсуждение результатов практической работы «Структура понятийно-категориального аппарата педагогики»

Общий итог практического занятия

Задания для самостоятельной работы, обязательные для всех студентов. Все задания сдаются в распечатанном виде на занятии.

1) Разработайте тезаурус основных терминов педагогической науки. Включите в него определения, рассмотренные на лекционном занятии, и добавьте не менее 10 новых терминов. Тезаурус принесите на занятие в распечатанном виде.

 

2) Сравните разные определения понятия «педагогика»:

а) «Педагогика — наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития» (Ю. К. Бабанский);

б) «Педагогика — наука о воспитании подрастающего поколения… Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность, объяснить, вскрыть определенные, присущие ему закономерности и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека, общества» (Т. А. Ильина);

Чем, на ваш взгляд, объясняется разница в подходах ученых к педагогической науке?

 

3) Подберите примеры (не менее трёх), демонстрирующие взаимосвязь педагогики с другими науками.

 

4) Познакомьтесь со статьей П.П. Блонского «Педагогика как искусство и как теория» из книги «Курс педагогики» и подготовьте свои аргументы, демонстрирующие многоаспектный статус педагогики (Вульфов Б.З., Иванов ВД. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1997.— 288 с.)

 

5) К. Д. Ушинский разрабатывал основы педагогики как науки, но вместе с тем утверждал, что педагогическая наука является искусством. Он писал: «Воспитатель есть художник; школа — мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества».

Отечественный педагог П. П. Блонский говорил: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Проанализируйте мысли К. Д. Ушинского и П. П. Блонского:

- На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству?

- Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского?

- Так чем же является педагогика: наукой или искусством?

 

6) Известный актер, режиссер и педагог К. С. Станиславский писал: «И в области ритма, пластики, законов речи, как и в области постановки голоса, дыхания, есть много для всех одинакового и потому для всех равно обязательного. То же относится и к области психической, творческой жизни... Эти общечеловеческие законы творчества, поддающиеся нашему сознанию, не очень многочисленны, их роль не так почетна и ограничивается служебными задачами; но, тем не менее, эти доступные сознанию законы природы должны быть изучены каждым артистом, так как только через них можно пускать в ход сверхсознательный творческий аппарат, сущность которого, по-видимому, навсегда останется для нас чудодейственной».

Какое отношение к педагогической деятельности имеет это высказывание К. С. Станиславского?

 

Задания для самостоятельной работы по выбору. Для обязательного выполнения выбирается одно задание. Задание сдается в электронном виде.

1. На основе статьи Бургина М.С. Понятие и функции методологии //Советская педагогика. – 1990. - №10 подготовьте краткий конспект, отражающий функции методологии: наименование функции, описание функции.

2. Разработайте макет в одном из графических редакторов на тему «Виды педагогических исследований». Заполните разработанный макет. Приложите список использованной литературы и интернет-ресурсов.

3. Составьте кроссворд «Педагогика как наука». Приложите ответы к кроссворду, список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Литература для подготовки:

1. Ерофеева В. Общие основы педагогики: конспект лекций [Он-лайн ресурс]. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/98165/32/Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__konspekt_lekciii.html

2. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский. - Москва: Академия, 2006. - 173 с.

3. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова; Моск. город. педагог. ун-т. - Москва: Юрайт, 2018. - 153, [1] с.

4. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 364, [1] с.

5. Методы педагогического исследования и способы проверки результатов [Электронный ресурс] // Педагогический портал «Инфоурок». URL: https://infourok.ru/metodi-pedagogicheskogo-issledovaniya-i-sposobi-proverki-rezultatov-684823.html

6. Научный метод: единство и многообразие [Текст] / С. А. Лебедев // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: научно-практический журнал. - 2015. - № 2 (38). - С. 7-26

7. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / В. В. Краевский. - Москва: Academia, 2003. - 254, [1] с.

8. Педагогика как наука / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Вестник Мордовского университета. Серия "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки". - 2015. - Т. 25, № 3. - С. 10-18

9. Педагогика: учебник / под ред. А.П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург: Питер, 2014

10. Педагогика: учебник для бакалавров / [Л. С. Подымова [и др.]]; под общ. ред.: Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2014

11. Педагогика: учебное пособие / В. М. Кроль. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, [2016]. - 302 с.

12. Педагогика: учебное пособие / Ф. А. Сайфуллин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Башкир. гос. ун-т. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014

13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. — М.: Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. — 365 с. Начиная с параграфа «Методы педагогических исследований» и заканчивая параграфом «Количественные методы в педагогике», с. 35-49

!!! Задания для подготовки к ПЗ 6, обязательные для всех студентов:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: