Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы.




М.С. Певзнер

Третья группа

Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы.

При преимущественном поражении слухоречевой области мозга возникает такая форма олигофрении, при которой недоразвитие познавательной деятельности со­четается с глубокими дефектами речи, в случаях, когда преимущественно страдают теменно-затылочные отделы мозга, олигофрения осложняется явлениями агнозии и апраксии.

До сих пор мы разбирали те группы детей - олигофренов, психические процессы которых были равномерно недоразвиты, и у которых не отмечалось никаких частичных западаний (неосложненные и осложненные нарушением процессов нейродинамики). Однако среди всех детей вспомогательной школы встречаются и такие, вкоторых на фоне общего недоразвития отмечаются отчетливые частные дефекты. Иногда у таких детей больше всего страдает зрение и способность ориентироваться в пространстве, а иногда особенно отчетливо выступают нарушения в слухе и речевых процессах.

Эту группу детей олигофренов следует резко отличает от детей, которых нарушения слуха являются изолированным дефектом, не протекающим на фоне общих нарушений мозговой деятельности, и ведет лишь к вторичным, связанным с недостатком слуха являются задержкой развития. Такие дети являются тугоухими, но вполне нормальными, они не подлежит помещению во вспомогательные школы и должны учиться в школах для тугоухих

Характерной особенностью данной формы олигофрении является сочетание диффузного поражения мозга с более грубыми частными нарушениями в зрительные или слуховых отделах коры головного мозга. У детей наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечаются частые нарушения слуха и слухоречевой системы

Специфической особенностью патогенеза этой формы является сочетание диффузного поражения коры полушарий головного мозга с более грубыми очаговыми нарушениями в слухоречевых зонах левого полушария. При неврологическом исследовании этой группы детей наряду с остаточными симптомами коркового характера отмечается общее недоразвитие моторики, недифференцированность, неловкость движений, обилие лишних, содружественных движений.

У этих детей нередко отмечаются явления апраксии губ, языка, в связи с чем у них недоразвиваются сложные координированные движения языка, губ, гортани, т.е. основы речевой артикуляции.

Исследование операций, требующих зрительного анализа и синтеза, не выявляет у этих детей грубой патологии. Эти дети правильно узнают предъявленные им предметы и их изображения, они узнают и изображения отдельных картинок, предъявленных им в перевернутом виде, равно как и геометрические фигуры. При исследовании пространственных ориентировок у этих детей также не отмечается выраженных нарушений.

Однако у этих детей очень отчетливо выявляются нарушения слуха и всех компонентов речи Не будучи тугоухими (острота слуха у этих детей обычно не отличается от нормы) эти дети чаще всего не могут различать близкие по характеру звуки (например, В и Я, 3 и (Л и Т), они не могут выделить отдельные звуки из плавной речи, не могут повторить малознакомое слово.

При произношении тою или иного звука они ищут правильной артикуляции путем ряда пробных установочных движений Нередко ребенок открывает рог пальцами, проверяет положение языка и губ. Слова они произносят искаженно. Особенно резко выявляются искажения при произношении этими детьми отдельных фраз. У них недоразвита способность дифференцировать сложные звуковые комплексы, им трудно вычленить отдельный ray к из целого слова или, наоборот, подобран слово на соответствующий звук.

Естественно, что и звукобуквенный анализ оказывается им малодоступным. Письмо даже простых слов у них крайне затруднено. Часто обнаруживаемся недостаточно четкое понимание обращенной речи. Нарушение всех компонентов речи выявляется у детей - олигофренов данной группы на фоне общего недоразвития познавательной деятельности. Так, в опыте с классификацией картинок они способны объединить лишь идентичные, они не могут разложить картинки в известной последовательности: недостаточность познавательной деятельности проявляется и в трудности овладения ими счетом; как и у остальных детей -олигофренов особенно затруднено для них понимание смысла арифметических задач.

В поведении такие дети не представляют больших трудностей и под организующим влиянием педагога они приспосабливаются к школьной жизни, охотно выполняют отдельные поручения, проявляют интерес к школьным занятиям, тщательно выполняют доступные для них задания. Вся педагогическая работа и с детьми данной группы должна строиться, исходя из качественного своеобразия структуры их дефекта.

На самых ранних этапах необходимо проводить ряд специальных занятий по коррекции их моторики. Одновременно необходимо проводить систематические логопедические занятия. В процессе школьного положительные стороны личности ребенка и на более сохранные анализаторы, должен всячески стимулировать обучения педагог, опираясь на развитие речи. В этих случаях особенно необходимо проводить систематическую работу с родителями и давать им конкретные указания по развитию моторики и речи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: